Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Дитеско" на действия Заказчика Ровенской районной администрации Ровенского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0360300254323000011 "Осуществление строительного контроля за ходом выполнения работ по объекту: "Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в р.п.Ровное, Ровенского района Саратовской области",
УСТАНОВИЛА:
06.03.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Дитеско" на действия Заказчика Ровенской районной администрации Ровенского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0360300254323000011 "Осуществление строительного контроля за ходом выполнения работ по объекту: "Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в р.п.Ровное, Ровенского района Саратовской области" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что извещение об Аукционе не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители Заказчика не присутствовали на рассмотрении жалобы, извещены надлежащим образом.
Представитель ООО "Дитеско" доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
28.02.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки N 0360300254323000011 "Осуществление строительного контроля за ходом выполнения работ по объекту: "Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в р.п.Ровное, Ровенского района Саратовской области"".
Заказчиком по данному Аукциону является РОВЕНСКАЯ РАЙОННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ РОВЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ .
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 363 224,32 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что в п.9 Приложении 2 Извещения о проведении Аукциона "Техническое задание" указано, что услуги строительного контроля должны осуществляться в соответствии со ст. 53 Градостроительного кодекса, постановления Правительства РФ N 468 от 21.06.2016 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", Разделом 6 Постановления Госстроя СССР от 02.02.1988 г. N16 "Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре", пунктом 7.3 "СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-012004", техническими регламентами, проектной документацией, а так в соответствии с иными документами о строительном контроле.
При этом согласно п. 2 Приказа Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства РФ N 861/пр от 24.12.2019 признан не подлежащим применению СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства".
В соответствии с п. 245 постановления Правительства РФ N 857 от 13.06.2020 г. "О признании не действующими на территории Российской Федерации актов и отдельных положений актов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР, а также об отмене акта федерального органа исполнительной власти Российской Федерации" действия документа "Постановление Госстроя СССР от 02.02.1988 г. N16 "Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре" отменены на территории РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в п. 10 Технического задания Приложения N 2 к Извещению об электронном аукционе указано, что оказание услуг по строительному контролю должно осуществляться в соответствии с постановлением Правительства РФ N468 от 21.06.2016 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".
Согласно ч. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В соответствии с ч. 8 ст. 53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, которое устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
В соответствии с письмами Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации от 05.09.2017 N 31723-ТБ/02 и от 04.09.2018 N 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в ч. 2.1 и 2.2 ст. 52
ГрК РФ. Исключение из общего правила обязательности членства в саморегулируемой организации, предусмотренное частью 2.1 статьей 52 ГрК РФ, распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих, строительный контроль за выполнением работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, размер обязательств по которым не превышает трех миллионов рублей.
Согласно положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности здания и сооружений.
Из положений ГрК РФ следует, что строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членами саморегулируемой организации. При этом п. 16 ст. 1 ГрК РФ застройщик может осуществлять строительный контроль самостоятельно, с привлечением на основании договора индивидуального предпринимателя, юридического лица или передать такие функции техническому заказчику. Уровень и вид ответственности членов саморегулируемых организаций должен соответствовать объекту, на который осуществляется контроль.
Согласно п. 1 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
Также в п. 9 Технического задания к Извещению о проведении Аукциона указано о применении при выполнении работ Постановления Госстроя СССР от 02.02.1988 N16 "Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре".
Вместе с тем документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.06.2020 N 857.
В п. 9 Технического задания к Извещению о проведении Аукциона указано о применении при выполнении работ СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004.
Свод правил распространяется на следующие виды градостроительной деятельности - проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов (в части организации строительства).
При этом документ утратил силу с 25.06.2020 в связи с изданием Приказа Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр, утвердившего новый Свод правил СП 48.13330.2019.
Вместе с тем, предметом закупки является осуществление строительного контроля при выполнении работ по текущему ремонту дорог.
Таким образом Заказчик в Извещении о проведении Аукциона указав излишние требования к предмету закупки, а также документы, утратившие силу допустил нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в Извещении о проведении Аукциона не указал ГОСТ Р 58442-2019, подлежащий применению при выполнении работ, являющихся предметом Аукциона.
Согласно п. 1 "ГОСТ Р 58442-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика" настоящий стандарт устанавливает требования к проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, текущем ремонте (ремонте) автомобильных дорог (далее - строительство) заказчиком и подрядчиком.
Вместе с тем Заказчик в Извещении о проведении Аукционе не установил требование о выполнении работ согласно вышеуказанному ГОСТу, что не соответствует п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
С доводом жалобы об отсутствии в Извещении о проведении Аукциона требования по проведению выборочного лабораторного контроля и испытаний поступающих дорожно-строительных материалов согласно Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и СП 48.13330.2019 нельзя согласиться, поскольку указанный нормативные документы не регулируют вопросы осуществления строительного контроля при выполнении работ по текущему ремонту автомобильных дорог.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Дитеско" на действия Заказчика Ровенской районной администрации Ровенского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0360300254323000011 "Осуществление строительного контроля за ходом выполнения работ по объекту: "Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в р.п.Ровное, Ровенского района Саратовской области" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Ровенской районной администрации Ровенского муниципального района Саратовской области нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 14 марта 2023 г. N 064/06/33-246/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2023