Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике" (далее - Заказчик), в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Тужиной Светланы Васильевны (далее - Заявитель, ИП Тужина С.В.) надлежащим образом извещенных уведомлением от 10.03.2023 N АК/404/23, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ИП Тужиной С.В., рассмотрев жалобу ИП Тужиной С.В. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0379100004323000019 "Поставка изделий медицинского назначения - перчатки медицинские одноразовые (нестерильные)" с пользованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ИП Тужиной С.В. на действия Заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе Заявителя, описание объекта закупки составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ИП Тужиной С.В. в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы ИП Тужиной С.В. Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России состоялось 14 марта 2023 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ИП Тужиной С.В., изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
28.02.2023 в 08:51 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован электронный аукцион N 0379100004323000019 "Поставка изделий медицинского назначения - перчатки медицинские одноразовые (нестерильные)" (извещение о проведении аукциона - 28.02.2023 в 08:51 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 211 996, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 28.02.2023 в 08:51 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 09.03.2023 в 10:03 ч.
На участие в аукционе подана 1 заявка от участников закупки.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. Согласно доводу жалобы, Заказчиком по позициям N 1-3 в приложении N 1 "Описания объекта закупки" необоснованно установлено ограничивающее требование "класс потенциального риска 1".
В соответствии ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ГОСТ 31508-2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования" все медицинские изделия (далее - МИ) подразделяют в зависимости от степени потенциального риска их применения в медицинских целях на четыре класса: 1, 2а, 2б, 3.
Степень потенциального риска применения МИ возрастает в указанном порядке перечисления классов. Каждое МИ может быть отнесено только к одному классу:
- к классу 1 - МИ с низкой степенью риска (некоторые неинвазивные электроды, ряд хирургических инструментов, некоторое медицинское оборудование и т.д.);
- к классу 2а - МИ со средней степенью риска (диагностическое ультразвуковое оборудование, некоторые перевязочные средства, некоторые реагенты крови, физиотерапевтическая аппаратура и т.д.);
- к классу 2б - МИ с повышенной степенью риска (аппараты для анестезии, аппараты для введения лекарств и т.д.);
- к классу 3 - МИ с высокой степенью риска (имплантируемые кардиостимуляторы, искусственные сердечные клапаны, аппаратура для гемодиализа и т.д.).
Заказчиком по позициям N 1-3 Описания объекта закупки установлено ограничивающее требование "класс потенциального риска 1", при этом отсутствует обоснование возможности поставки аналогичного товара с классом потенциального риска выше.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком по позиции N 2 в извещении о проведении электронного аукциона и приложении N 1 "Описании объекта закупки" указаны разночтения при описании объекта закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении аукциона по позиции N 2 Заказчик закупает товар "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные", код КТРУ 22.19.60.119-00000002, при этом в приложении N 2 "Описания объекта закупки" Заказчик описывает товар "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные".
Установленные Заказчиком требования к закупаемому товару противоречивы и вводят потенциальных участников закупки в заблуждение.
Таким образом, действия Заказчика нарушают ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу жалобы, Заказчиком по позиции N 1 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" приложения N 1 "Описания объекта закупки" указано требование "Информация о двойной хлоринации должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на упаковке и в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, для однозначной идентификации".
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ходе заседания Комиссии Карачаево-Черкесского УФАС России представитель Заказчика сообщил, что установленные требования к товару соответствуют действующему законодательству и потребностям Заказчика.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что раздел 8 ГОСТа Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (далее - ГОСТ Р 52239-2004) содержит исчерпывающий перечень информации, который должен содержаться на упаковке или иных опознавательных элементах.
Приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13 утверждена форма Регистрационного удостоверения на медицинское изделие, из которого следует, что информация о двойной хлоринации отсутствует.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 утверждены Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
При этом, информация о двойной хлоринации перчаток в Реестре Росздравнадзора не содержится.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу жалобы, Заказчиком по позиции N 3 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" приложения N 1 "Описания объекта закупки" установлено избыточное требование к выраженной ромбовидной текстуре по всей поверхности перчатки.
В соответствии ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком по позиции N 3 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" приложения N 1 "Описания объекта закупки" установлено: материал "Нитрильный латекс, повышенной плотности с выраженной ромбовидной текстурой по всей поверхности".
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что установленные Заказчиком требования к ромбовидной текстуре по всей поверхности перчатки не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52239-2004.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу жалобы, Заказчиком по позиции N 3 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" приложения N 1 "Описания объекта закупки" установлены избыточные требования к цвету перчаток.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В своих возражениях представитель Заказчика сообщил, что указанное требование к цвету перчаток обусловлено потребностью Заказчика, для цветовой индикации проколов при использовании в системе двойных перчаток при операциях повышенного риска инфицирования.
Цвет перчаток позволяет точно определить характер остаточных выделений и любых биологических жидкостей, попадающих на перчатку, а также позволяет своевременно обнаружить загрязнение и нарушение целостности перчатки.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки.
Таким образом, цвет является потребительским свойством товара, которое в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе является функциональной характеристикой.
При этом по позиции N 3 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" приложения N 1 "Описания объекта закупки" Заказчиком установлены требования к цветам оранжевый и зеленый, что не является избыточным требованием Заказчика.
Перчатки с оранжевым и зеленым цветами находятся в свободном доступе, и производятся различными производителями.
Заявитель не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе, в связи, с чем довод своего подтверждения не нашел.
6. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в п. 4 "Требования к документации на товар" Приложения N 2, Заказчиком установлено требование предоставления заверенной надлежащим образом копии декларации о соответствии и/или сертификата соответствия на медицинские перчатки.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пп. в п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать: предложение участника закупки в отношении объекта закупки документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с изменениями от 26.06.2020 в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982) и вступившими в силу 01.01.2021, медицинские перчатки из указанных перечней исключены.
В связи с принятием указанных изменений с 2021 года при поставках медицинских перчаток не требуется предоставления декларации соответствия товара.
Таким образом, установленное Заказчиком требование о заверенной копии декларации о соответствии и / или сертификата соответствия противоречит действующему законодательству.
Установленные заказчиком требования нарушают ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки размещенной закупки Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России были установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Заказчиком по позиции N 3 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" приложения N 1 "Описания объекта закупки" установлены технические и качественные характеристики, в том числе: условная прочность Мпа - до ускорения старения должна быть не менее 14.
В п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" предусмотрено, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями извещения о закупке, а также учитывая во внимание подробное изложение в техническом задании характеристики, которые определяются путем испытаний, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу об ограничении возможности участникам закупки предоставить конкретные предложения, соответствующие значениям, установленным в извещении об аукционе.
Установленные заказчиком требования нарушают ч. 3 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тужиной С.В. обоснованной в части.
2. Признать Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике" нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 23, п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике", Единой комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 009/06/106-16/2022 от 14.03.2023 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 14 марта 2023 г. N 009/06/106-16/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2023