Резолютивная часть объявлена 07.03.2023 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 13.03.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
В.И. Прудникова - специалист первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Спецремтранс": А.И. Давидюка (по доверенности);
заявителя - ИП Онохиной К.А: И.О. Тулинцева (по доверенности),
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу (вх. N 1500/23 от 28.02.2023) ИП Онохиной К.А. (далее -Заявитель) на действия заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Спецремтранс" при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по проведению экспертизы технического состояния детских игровых площадок (извещение N 0335600001823000003) (далее - Запрос котировок), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 28.02.2023 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения о проведении Запроса котировок.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, извещение о проведении Запроса котировок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям.
Объектом закупки является оказание услуг по проведению экспертизы технического состояния детских игровых площадок. Указанная деятельность не содержит обязательных требований законодательства Российской Федерации к наличию разрешительных документов. Указанный Заказчиком Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (ТР ЕАЭС 042/2017) не содержит указания на обязательное наличие у специалиста (эксперта) действующего сертификата на осуществление деятельности по оценке безопасности оборудования детских игровых площадок, спортивных площадок и их покрытий. Настоящий технический регламент устанавливает требования к безопасности оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок и связанным с ними процессам проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации. Заказчик не конкретизирует пункт ТР ЕАЭС 042/2017.
Заявитель считает, что Заказчик в разделе 2 "Порядок подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме" неправомерно требует указания характеристик и наименование страны происхождения товара, поскольку объект закупки не подразумевает поставку товара.
Приложение N 1 к извещению "Описание объекта закупки" (Техническое задание) на оказание услуг по проведению экспертизы технического состояния детских игровых площадок, закрепленных за МБУ "Спецремтранс" в 2023 году" содержит условие оказания услуг: "Исполнитель оказывает услуги с выездом на все детские игровые площадки с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих право на осуществление экспертной деятельности и включенных в соответствующий реестр аккредитованных лиц организаций по техническому регулированию (соответствующие документы предоставляются до начала оказания услуг)".
Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих обязательной аккредитации в национальной системе аккредитации. Объект закупки, по мнению Заявителя, не подпадает под эти виды деятельности, в связи с чем, требовать от специалиста, имеющего право на осуществление экспертной деятельности состоять в реестре аккредитованных лиц организаций по техническому регулированию, противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик не согласился с доводами жалобы Заявителя, полагает, что действия Заказчика при формировании извещения о проведении Запроса котировок соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
22.02.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение об осуществлении закупки N 0335600001823000003 с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 840 000,00 рублей.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В приложении N 04 "Порядок подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме" к извещению о проведении Запроса котировок Заказчиком установлено, в том числе:
"- Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; - установлено;
Наличие действующего сертификата на осуществление деятельности по оценке безопасности оборудования детских игровых площадок, спортивных площадок и их покрытий, в том числе требованиям ТР ЕАЭС 042/2017 "О безопасности оборудования для детских игровых площадок._
- Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
1) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
2) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи".
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по проведению экспертизы технического состояния детских игровых площадок.
Требования к безопасности оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок и связанным с ними процессам проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации установлены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 N 21 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (вместе с "ТР ЕАЭС 042/2017. Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок") (далее - ТР ЕАЭС 042/2017).
ТР ЕАЭС 042/2017 распространяется на оборудование и (или) покрытие для детских игровых площадок, впервые выпускаемые в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза и размещенные на открытых территориях или в закрытых помещениях, по перечню согласно приложению N 1 (пункт 2 ТР ЕАЭС 042/2017).
Правительством Российской Федерации не установлены дополнительные требования к участникам закупок, связанных с осуществлением деятельности по оценке безопасности оборудования детских игровых площадок, спортивных площадок и их покрытий, в том числе требованиям ТР ЕАЭС 042/2017.
Проанализировав извещение о проведении Запроса котировок и приложения к нему, Комиссия установила, что при оказании услуг по проведению экспертизы технического состояния детских игровых площадок Заказчиком не требуется поставка товара.
Таким образом, Комиссия делает вывод, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении требований к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также в установлении указанных выше требований к предложению участника Запроса котировок в отношении объекта закупки, нарушают требования частей 3 и 6 статьи 31, пункта 12 части 1 и пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В пункте 71 ТР ЕАЭС 042/2017 определено, что после выпуска в обращение в течение назначенного срока службы аккредитованной (уполномоченной) организацией осуществляется оценка соответствия оборудования и (или) покрытия в форме оценки технического состояния (технического освидетельствования). Порядок проведения оценки технического состояния (технического освидетельствования), а также порядок аккредитации (уполномочивания) организации на проведение оценки технического состояния (технического освидетельствования) устанавливается законодательством государств-членов.
В связи с изложенным выше Комиссия делает вывод, что довод жалобы Заявителя о неправомерности требования Заказчика об осуществлении деятельности по оценке безопасности оборудования детских игровых площадок аккредитованными организациями не нашёл своего подтверждения.
Комиссией установлено, что 28.02.2023 закупка N 0335600001823000003 в соответствии с документом "Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.02.2023 N ИО1" автоматически переведена на этап "Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено", в связи с чем, Комиссией принято решение не выдавать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Онохиной К.А. частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Спецремтранс" нарушения частей 3 и 6 статьи 31, пункта 12 части 1 и пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений частей 3 и 6 статьи 31, пункта 12 части 1 и пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчику - муниципальному бюджетному учреждению "Спецремтранс" не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: Ю.А. Зацепина
В.И. Прудникова
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 13 марта 2023 г. N 039/06/42-176/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023