Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, О.П. Чупрунова, главный специалист - эксперт, рассмотрев обращение заказчика - КГБОУ "Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Аракс Строй" (ИНН 2456015705) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта ЭА-N-20259/22 "Капитальный ремонт плит перекрытия подвала спального корпуса КГБОУ "Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика просьбой о внесении сведений об ООО "Аракс Строй" (ИНН 2456015705) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта ЭА-N-20259/22 "Капитальный ремонт плит перекрытия подвала спального корпуса КГБОУ "Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя", извещение N 0119200000122018672 , ИКЗ 222246504960524650100100220014120243.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки вышеуказанного обращения заказчика на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ООО "Аракс Строй" (далее - подрядчик), указанным в ЕИС, были направлены уведомления о проведении внеплановой проверки N РНП 024/10/104-547/2023, в которых содержалось требование о представлении необходимой информации для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На заседании Комиссии по рассмотрению обращения заказчика о включении ООО "Аракс Строй" в реестр недобросовестных поставщиков, состоявшемся 07 марта 2023 года в 10:00, присутствовали представители подрядчика и представители заказчика, должным образом подтвердившие свои полномочия.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона ЭА-N-20259/22 "Капитальный ремонт плит перекрытия подвала спального корпуса КГБОУ "Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя".
По результатам проведения закупки между заказчиком и ООО "Аракс Строй" заключен контракт 20259/22 от 19.12.2022.
Согласно пункту 1.1 подрядчик обязуется выполнить работы по "Капитальный ремонт плит перекрытия подвала спального корпуса КГБОУ "Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя" (далее - работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, которые установлены Контрактом.
В силу пункта 1.2 качество, технические характеристики работ, требования к выполнению и результату работ, а также иные показатели и характеристики работ определяются в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту).
Пунктом 4.1 предусмотрены сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 31.12.2022 г.
Как следует из пояснений заказчика, с момента заключения контракта по 31.12.2022 г. заказчик 11.01.2023, 06.02.2023 выносил мотивированные отказы от подписания документа о приемке работ по Контракту в связи с выявленными недостатками (нарушениями), назначал сроки исправления нарушений. Однако Подрядчик взятые на себя обязательства в полном объеме не выполнил, работу по выявленным недостаткам не провел.
Кроме того, как указывает заказчик, ООО "Аракс Строй" грубо нарушил, установленные действующим законодательством, проектной документацией, требования, предусмотренные для данного вида работ:
- произведена замена материалов, указанных в проекте на материалы от другого производителя без согласования с автором проектной документации;
- скрытые работы не предъявлялись Заказчику, представителю авторского надзора для приемки поэтапно, в связи с этим акты не могут быть подписаны;
- материалы, применяемые при производстве работ не согласованы с автором проектной документации, материалы не представлялись для входного контроля в соответствии с п.9.1.7 СП.48.13330.2019, ГОСТ 24297, п.7.1 .(в) СП 246.1325800.2016;
-нарушена технология производства работ при наклейке углеродного волокна согласно приложению Б СП 164.1325800.2014 "Усиление железобетонных конструкций композитными материалами").
В связи с неисполнением, ненадлежащем исполнении подрядчиком своих обязательств, заказчик, реализуя свое право, предусмотренное частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 8.3 контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту, что стало основанием для обращения в Красноярское УФАС России с просьбой о включении сведений об ООО "Аракс строй" в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
В рамках анализа фактических обстоятельств, Комиссией было установлено, что подрядчиком 22.12.2022 в адрес заказчика было направлено письмо с просьбой заменить материал, указанный в проектной документации на аналог на основании пункта 2.1 приложения N1 к контракту. Указанное письмо было мотивировано тем, что указанный в проектной документации материал: "ленты углеродные однонаправленные CARBON WRAP TAPE-530/150", "связующее эпоксидное двухкомпонентное CARBON WRAP RESIN HT+" отсутствовали в наличии у единственного производителя данного материала ООО "Корус-Инжиниринг".
В ответ на данное письмо, 22.12.2022 заказчик направил ответ обществу о том, что замену материала, изложенного в проектной документации необходимо, согласовать с ООО "Агаракс", лицом, осуществляющим авторский надзор за исполнением проектной документации.
Однако на запрос подрядчика по поводу замены материала для ремонта плит перекрытия ООО "Агаракс" (исх.409/22 от 22.12.2022) ответило, что не видит целесообразности замены материала CARBON WRAP, заложенного в проектной документации, на материал, предложенный подрядчиком.
В целях исполнения условий контракта, ООО "Аракс строй" было принято решение о выполнении работ с использованием иного материала, не уступающего по своим характеристикам материалу, предусмотренному проектной документацией. В качестве подтверждения, что используемый материал подрядчиком является аналогом и не уступает по своим свойствам с материалом CARBON WRAP, им были представлены в адрес заказчика и ООО "Агаракс" сертификаты соответствия, протокол испытаний и паспорта на предлагаемый к замене материал.
На заседании Комиссии заказчик пояснил, что работы выполнены в полном объеме подрядчиком, однако их результат не может быть принят заказчиком, ввиду отсутствия согласования замены используемого материала лицом, осуществляющим авторский надзор за проектной документацией - ООО "Агаракс".
Учитывая, что подрядчиком предпринимались активные действия на исполнение условий контракта, работы выполнены в полном объеме, что не отрицается заказчиком, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ООО "Аракс строй" в реестр недобросовестных поставщиков.
К указанному выводу Комиссия пришла на основании следующего.
В соответствии с условиями пункта 1.2 контракта и пунктом 2 приложения N 1 к контракту, а именно "в случае наличия в проектной документации указания на товарные знаки, их следует читать со словами "или эквивалент".
Указанное положение контракта в полной мере соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой в описание объекта закупки (включаемое в содержание контакта) может быть указание на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
Указанное положение Закона о контрактной системе и условия контракта предусматривают право подрядчика использовать для выполнения работ эквивалентный материал тому, что указан в проектной документации, в данном случае, являющейся описанием объекта закупки, по результатам которой с ООО "Аракс" заключен контракт.
При этом контрактом не предусмотрена обязанность подрядчика согласовывать с заказчиком или лицом, осуществляющим авторский надзор за проектной документацией, использование эквивалентов материалов, указанных в проектной документации.
Комиссия отмечает, что в связи с тем, что ООО "Аракс строй" использован эквивалент материала, который заложен в проектной документации, между заказчиком и подрядчиком возник гражданско - правовой спор относительно приемки выполненной работы, рассмотрение которого выходит за пределы полномочий Красноярского УФАС России.
При рассматриваемых фактических обстоятельствах у Комиссии отсутствуют достаточные основания для внесения сведений об ООО "Аракс строй" в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что подрядчик не уклонялся от исполнения обязательств по контракту и принимал меры, направленные на их исполнение.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Ввиду изложенного, по результатам изучения совокупности сведений, содержащихся в материалах обращения, рассматриваемых Комиссией по факту нарушения обществом существенных условий контракта, руководствуясь пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) приняла решение об отказе во включении информации об ООО "Аракс Строй" (ИНН 2456015705) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии: А.А. Кириллова
О.П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 марта 2023 г. N 024/10/104-547/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023