Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
В присутствии:
- представителя министерства здравоохранения Кировской области, по доверенности;
при участии посредством ВКС:
- директора ООО "Южно-Уральский Центр Снабжения";
рассмотрев жалобу ООО "Южно-Уральский Центр Снабжения", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
02.03.2023 года в Единой информационной системе размещена жалоба ООО "Южно-Уральский Центр Снабжения " на действия Заказчика - министерство здравоохранения Кировской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку электрокардиографа (извещение N 0340200003323002130).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в описании объекта закупки установлены дополнительные требования к характеристикам товаров (Автоматическая цифровая передача ЭКГ из УСК в локальный кардиосервер для обработки ЭКГ существующей программой "Кардиометр -МТ. Кардиосервер 3.0". Полная совместимость на уровне режимов приёма, анализа и хранения данных с программой "Кардиометр-МТ. Кардиосервер 3.0" Поставляемое оборудование должно быть совместимо с используемым в регионе кардиосервером "Кардиосервер 3.0" производства АО "МИКАРД-ЛАНА", (РУ от 08.06.2017 N ФСР2009/06116, ТУ 9441-001-20512541-96 (исполнение КФС-01.001), Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ N2017613968 от 15.02.2017. Должна быть обеспечена возможность передачи исследований в электронном виде на кардиосервер для обработки специалистами), которые не предусмотрены позициями КТРУ. Заявитель также указывает на нарушение Заказчиком Закона о защите конкуренции при проведении закупки.
Рассмотрение жалобы назначено на 09.03.2023 г., откладывалось на 10.03.2023 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представитель Заказчика подтвердил письменные пояснения, указал, что все характеристики приобретаемого оборудования, указанные в техническом задании, полностью соответствуют обязательным для использования характеристикам КТРУ: 26.60.12.111-00000024. В соответствии с КТРУ одной из обязательных характеристик является интеграция электрокардиографов с медицинской информационной системой - да/не имеет значения. В соответствии с условиями технического задания закупки N 0340200003323002130 заказчиком установлено значение (Интеграция с медицинской информационной системой - да****.) В соответствии со сноской конкретизируются параметры медицинской информационной системы, в которую должны быть интегрированы вновь поставляемые электрокардиографы. Это связано с тем, что на территории Кировской области функционирует более 230 телеэлектрокардиографов, связанных в единую сеть на базе "Кардиометр-МТ. Кардиосервер 3.0". Электрокардиографы, поставляемые в рамках закупки, приобретаются для включения в указанную сеть, которая обеспечивает доступ врачей к централизованному электронному архиву обследований со своих рабочих мест, автоматическую интерпретацию ЭКГ на уровне врача высокой квалификации и дистанционную передачу ЭКГ из места нахождения пациента. В указанную сеть включены электрокардиографы, находящиеся на оснащении всех бригад скорой медицинской помощи, центральных районных больниц, фельдшерских и акушерских пунктов. Информация, полученная со всех электрокардиографов, хранится и обрабатывается на Кардиосервере 3.0. Данная информационная система функционирует на территории Кировской области с 2017 года т.е. в настоящий момент архив содержит результаты исследований пациентов более чем за пятилетний период времени. Система позволяет получать на рассмотрение дежурному врачу регионального сосудистого центра очередную электрокардиограмму с автоматической выгрузкой сведений о всех ранее проведенных ЭКГ данного пациента. Также предоставляемая информация сопровождается цветовой системой оповещения, указывающей на наличие или отсутствие экстренности в состоянии пациента. Отмечает, что приобретение медицинского оборудования, не отвечающего задачам реализации средств бюджета, будет квалифицироваться контролирующими органами, как не целевое расходование средств, с последующим привлечением ответственных должностных лиц к уголовной ответственности. Считают жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" направило письменные пояснения, в которых указало, что в соответствии с пунктами 2.6 и 2.7 Порядка взаимодействия проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. Уполномоченное учреждение не принимает участие в формировании документации, не формирует условия для закупки.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
28.02.2023 г. на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003323000679 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку электрокардиографа. Заказчиком в извещении о проведении закупки N 0851200000622009063 установлены ограничения по объекту закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878). Начальная (максимальная) цена контракта - 7 776 000,00 руб. Окончание срока подачи заявок - 07.03.2023 года.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется электрокардиограф, в том числе со следующими характеристиками:
Наименование товара, единица измерения, количество товара, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки <*> |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения) <**> |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Требования заказчика к указанию минимальных и (или) максимальных значений характеристик товара участником закупки <***> |
Электрокардиограф, 48 шт.
КТРУ: 26.60.12.111-00000024 |
Характеристики в соответствии с КТРУ |
|||
Автоматический контроль качества контакта электрод-кожа - да |
|
|
|
|
Автоматическое измерение амплитудно-временных параметров ЭКГ - да |
|
|
|
|
Автоматическое формирование синдромального электрокардиографического заключения - да |
|
|
|
|
Анализ аритмий - да |
|
|
|
|
Возможность проведения анализа вариабельности сердечного ритма - да |
|
|
|
|
Вывод ЭКГ на печать - внешний принтер |
|
|
|
|
Дисплей - да |
|
|
|
|
Интеграция с медицинской информационной системой - да**** |
|
|
|
|
Категория пациентов - взрослые |
|
|
|
|
Количество синхронно регистрируемых каналов, максимальное: 12 штук |
|
|
|
|
|
Масса основного блока, килограмм |
|
Одно значение или несколько значений |
|
Модуль GSM - да |
|
|
|
|
Мониторинг показателей при проведении сердечного стресс-теста с нагрузкой - неважно |
|
|
|
|
Питание от бортовой сети автомобиля - нет |
|
|
|
|
Подключение к ПК - да |
|
|
|
|
Сервер баз данных ЭКГ - да |
|
|
|
|
Электропитание регистратора - внутренний источник питания |
|
|
|
|
<*> Участник закупки не вправе изменять характеристики товара и (или) их значения или выходить за пределы их допустимых значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке. <**> Участник закупки указывает характеристики товара, значения которых установлены в рамках их минимальных и (или) максимальных значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке. <***> Участник закупки указывает следующие значения или диапазонные значения характеристик товара: "Одно значение или несколько значений" - участник закупки указывает одно значение или несколько значений из установленного диапазона, допускается диапазон значений; "Диапазонное значение" - участник закупки указывает диапазон значений (минимальное и максимальное значения) в рамках допустимых пределов Описание объекта закупки сформировано с учетом потребности Государственного заказчика. <****> Автоматическая цифровая передача ЭКГ из УСК в локальный кардиосервер для обработки ЭКГ существующей программой "Кардиометр -МТ. Кардиосервер 3.0". Полная совместимость на уровне режимов приёма, анализа и хранения данных с программой "Кардиометр-МТ. Кардиосервер 3.0" Поставляемое оборудование должно быть совместимо с используемым в регионе кардиосервером "Кардиосервер 3.0" производства АО "МИКАРД-ЛАНА", (РУ от 08.06.2017 N ФСР2009/06116, ТУ 9441-001-20512541-96 (исполнение КФС-01.001), Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ N2017613968 от 15.02.2017. Должна быть обеспечена возможность передачи исследований в электронном виде на кардиосервер для обработки специалистами. Оборудование должно соответствовать коду вида 269170 - электрокардиограф профессиональный, многоканальный на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 14.05.2021 г. N 450н (в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, формируемой в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2012 г., регистрационный N 24852) (в ред. Приказов Минздрава России от 25.09.2014 N 557н, от 07.07.2020. |
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закреплено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из материалов дела, предметом закупки является поставка медицинского изделия - электрокардиограф. Заказчиком выбран код КТРУ 26.60.12.111-00000024 - "Электрокардиограф".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в частности, случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Таким образом, в случае если при проведении закупки установлено в соответствии с Постановлением Правительства N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, то описание объекта закупки в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг производится в объеме тех показателей, которые предусмотрены соответствующей позицией КТРУ. При этом возможность установления дополнительных характеристик в соответствии с п. 5 Правил использования КТРУ в указанном случае не допускается.
Исходя из пояснений Заказчика по существу жалобы, в извещении не предъявляются дополнительные требования ни к производителю товара, ни к участнику закупки, а лишь конкретизируется предмет закупки.
Комиссия Кировского УФАС России, изучив извещение, установила, что Заказчиком в описании объекта закупки перечислены характеристики в соответствии с применененным кодом КТРУ 26.60.12.111-00000024. Кроме того, в данной закупке установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств согласно Постановлению Правительства N 878 и Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Требование "****Автоматическая цифровая передача ЭКГ из УСК в локальный кардиосервер для обработки ЭКГ существующей программой "Кардиометр -МТ. Кардиосервер 3.0". Полная совместимость на уровне режимов приёма, анализа и хранения данных с программой "Кардиометр-МТ. Кардиосервер 3.0" Поставляемое оборудование должно быть совместимо с используемым в регионе кардиосервером "Кардиосервер 3.0" производства АО "МИКАРД-ЛАНА", (РУ от 08.06.2017 N ФСР2009/06116, ТУ 9441-001-20512541-96 (исполнение КФС-01.001), Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ N2017613968 от 15.02.2017. Должна быть обеспечена возможность передачи исследований в электронном виде на кардиосервер для обработки специалистами" не является характеристикой, а уточняет установленную в КТРУ характеристику о совместимости с имеющейся у Заказчика медицинской информационной системой.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
При подготовке извещения о проведении закупки Заказчиком было получено 5 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Предметом закупки является поставка товара (Электрокардиограф), а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Довод Заявителя не обоснован.
Довод жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Южно-Уральский Центр Снабжения " на действия Заказчика - министерство здравоохранения Кировской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку электрокардиографа (извещение N 0340200003323002130).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. Председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 10 марта 2023 г. N 043/06/106-198/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2023