Резолютивная часть решения оглашена "13" марта 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено "16" марта 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области (далее - Заказчик) <_>,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - <_>,
в отсутствие ИП <_>, уведомленной о рассмотрении дела надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ИП <_> (далее - Заявитель) на действия министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0164200001923000380 на выполнение работ по строительству объекта "Новорусановский фельдшерско-акушерский пункт Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Жердевская центральная районная больница" и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 17.02.2023 опубликовало на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение N 0164200001923000380 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта "Новорусановский фельдшерско-акушерский пункт Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Жердевская центральная районная больница" (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 259 437,10 руб.
Заказчик - министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области.
Заявитель считает, что Заказчик установил неправомерный порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе в части требования к минимальной стоимости контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, а именно к: "стоимости каждого из ранее исполненного договора (договоров) должна составлять не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс".
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Заседание Комиссии Тамбовского УФАС России проводилось 10.03.2023, продолжилось после перерыва 13.03.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика и уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение ) определен порядок оценки заявок, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке размещены Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок отдельным файлом (далее - Порядок).
Критериями оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе являются:
- цена контракта (величина значимости критерия 60%);
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (величина значимости критерия 40%).
В разделе III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлено, в том числе следующее:
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; Общая цена исполненных участником закупки договоров |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "общая цена исполненных участником закупки договоров" - значимость 10 процентов; Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ оценке, рассчитывается по формуле, предусмотренной подпунктом б) пункта 20 Положения. Лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя. Оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), предусматривающих выполнение работ по: - объекту капитального строительства (за исключением линейного объекта); В соответствии с пп. "г" п. 31 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов): - контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, -реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства); - контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе; - контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе; - договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" п.31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. Установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае их начисления); Стоимость каждого из ранее исполненного договора (договоров) должна составлять не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс. В случае если стоимость выполненных работ в соответствии с актами приемки выполненных работ составляет менее 50% начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу, данный договор не принимается к рассмотрению и не учитывается при подсчете баллов. Соответствие стоимости применяется к каждому исполненному участником закупки договору, а не к совокупности представленных исполненных договоров. К оценке принимаются документы: - исполненный договор (договоры); - акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам); - разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии). Оценке не подлежат контракты/договоры, работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными). Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. |
Кроме того, в извещении о проведении Конкурса установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 7 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 000 000 рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 000 000 рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 000 000 рублей.
Представитель Заказчика пояснил, что требование к минимальной стоимости исполненных контрактов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, было установлены по аналогии с требованиями в соответствии с позицией 7 раздела II приложения Постановления N 2571. При этом прямой запрет в Положении о конкретизации требований к контрактам и договорам отсутствует.
Предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта "Новорусановский фельдшерско-акушерский пункт ТОГБУЗ "Жердевская центральная районная больница". Начальная (максимальная) цена контракта - 13 259 437,10 рублей, т.е. менее 100 млн. рублей.
Таким образом, совокупность дополнительных требований к участникам закупки, установленных Заказчиком в извещении о проведении Конкурса, не нарушает требований законодательства о контрактной системе.
Пунктом 5 части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба должна содержать доводы, свидетельствующие о её обоснованности.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заявителем не обеспечена явка представителей на рассмотрении жалобы, не представлены доказательства того, каким образом нарушены права и законные интересы ИП как участника закупки, в том числе, и в части ограничения участия в закупке.
Заявитель в жалобе также не представил обоснований и доказательств того, как обжалуемые им положения извещения в части критериев оценки заявок необоснованно создают преимущество отдельным участникам закупки.
Установлено, что ИП не могла быть участником рассматриваемой закупки, претендующим на заключение контракта, поскольку ИП не является членом Саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - СРО), при этом требование о членстве в СРО было установлено извещением о проведении Конкурса.
Таким образом, довод Заявителя признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП необоснованной.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.,
тел. 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16 марта 2023 г. N 068/06/42-148/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2023