Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гареев Д.Р.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Ларшутин Р.С.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Хлебников М.В.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченный орган: Государственное казённое учреждение Республики Башкортостан "Республиканский центр торгов"
- Газетдинова М.И. (доверенность).
Заказчик: ГБУ Центр предупреждения и тушения лесных пожаров Республики Башкортостан - В присутствии представителя.
Заявитель: ООО "Авиахим-Юг" - Самойлова Р.А. (доверенность).
ПОУ Челябинской областной Аэроклуб ДОСААФ России - В присутствии представителя.
Заинтересованное лицо: ЗАО Авиакомпания "Лайт Эйр" - Д.И. Торопов (директор).
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Авиахим-Юг" (вх. 3184/23 от 01.03.2023),
ПОУ Челябинской областной Аэроклуб ДОСААФ России (вх. 3183/23 от 01.03.2023) на действия Заказчика в лице ГБУ Центр предупреждения и тушения лесных пожаров Республики Башкортостан при определении поставщика путем проведения закупки N 0801500001123000284 "Оказание услуг по пилотируемому авиапатрулированию".
По мнению Заявителей, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0801500001123000284.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель ПОУ Челябинской областной Аэроклуб ДОСААФ России в жалобе указывает, что требование п. 5.1.5 установлено в нарушении Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 5.1.5 извещения о проведении закупки:
5.1.5 |
документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона: действующий сертификат эксплуатанта воздушных судов в соответствии с приказом Минтранса России от 19.11.2020 N 494 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта" с разрешёнными видами работ: лесоавиационные работы. |
ТРЕБУЕТСЯ |
|
В соответствии с частью 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.
В силу положений ВК РФ (ст. 7, п. 3 ст. 8, ст. 21, п. 1 и 3 ст. 61, п. 1 ст. 114) требования сертификации эксплуатанта, выполняющего авиационные работы, являются едиными для всех эксплуатантов гражданской авиации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (государственной, муниципальной, частной). Это означает, что данным требованиям обязаны соответствовать как государственные эксплуатанты гражданской авиации, так и частные эксплуатанты гражданской авиации; а эксплуатанты государственной авиации не вправе выполнять авиационные работы.
Такое регулирование согласуется и с принципом обеспечения конкуренции, предусмотренным Законом о контрактной системе.
В соответствии с действующим воздушным законодательством авиационные работы могут выполняться только с использованием гражданской авиации (коммерческой гражданской авиации), а эксплуатантом гражданской авиации может быть, как частное лицо (частный эксплуатант гражданской авиации), так и государственная организация (государственный эксплуатант гражданской авиации).
При этом сертификационные требования предъявляются ко всем эксплуатантам гражданской авиации, выполняющим авиационные работы, и являются едиными и не зависящими от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аналогичная позиция отражена в решении Арбитражного суда РБ от 4 марта 2022 года по делу N А07-24713/2021.
Таким образом, довод признается необоснованным.
Жалоба ПОУ Челябинской областной Аэроклуб ДОСААФ России признается необоснованной.
Заявитель ООО "Авиахим-Юг" в жалобе указывает, что нижеуказанные требования ограничивают количество участников закупки:
Вместимость пассажиров, чел |
не менее 10 |
Максимальная скорость, км/ч |
не менее 255 |
Согласно ч.2 ст. 8 Закона о контрактной системе Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.1 ст.57 Воздушного кодекса РФ авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя:
авиационное патрулирование;
тушение лесных пожаров;
доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.
Согласно п.7 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утв. Приказ Минприроды России от 15.11.2016 N597 (Зарегистрировано в Минюсте России 30.03.2017 N46174) (далее - Порядок N597) при авиационном патрулировании осуществляются:
а) обнаружение лесных пожаров, иных негативных воздействий природного и антропогенного характера на леса (в части, влияющей на пожарную опасность в лесах), определение их площадей и других качественных и количественных показателей;
б) выявление нарушений правил пожарной безопасности и правил санитарной безопасности в лесах (в части, влияющей на пожарную опасность в лесах);
в) оповещение органов государственной власти и органов местного самоуправления о лесных пожарах, пожарной безопасности в лесах и правилах санитарной безопасности в лесах, нарушениях правил пожарной безопасности в лесах и санитарной безопасности в лесах;
г) выполнение отдельных мер пожарной безопасности в лесах.
Объектом закупки является оказание услуг по пилотируемому авиапатрулированию.
В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 N128 утверждены Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 N 14645) (далее ФАП N128).
Согласно п.7.21 ФАП N128 полеты на лесоавиационных работах производятся в целях авиационной охраны лесов, обследования и учета лесов и обслуживания организаций лесоохраны и лесопользования.
В Описании объекта закупки в разделе "Требования к оказанию услуг" указано на необходимость присутствия при авиапатрулировании летчика-наблюдателя.
Согласно пояснениям Заявителя, как указано в разделе "Задачи, последовательность и основные методы их решения" Описания объекта закупки, в обязанность участника закупки должно входить оказание услуги по авиапатрулированию на воздушных суднах самолетного и (или) вертолетного типа с дальностью полета не менее 600 км. без дозаправки, в сроки и по маршрутам, в соответствии с заявкой на полет в пожароопасный сезон с целью своевременного обнаружения лесных пожаров. Иными словами, цель авиапатрулирования - выявление очагов пожаров и доведение этой информации до Заказчика. В это же время в разделе "Требования к качеству оказываемых услуг" указано на обязательную вместимость воздушного судна, которая должна быть не менее 10 человек. Это противоречит разделу "Требования к оказанию услуг", где указано наличие только одного места - для летчика-наблюдателя. Это также выходит за рамки целей авиапатрулирования, в которые не входит доставка кого-либо к месту очага пожара. Требование о вместимости воздушного суда не является требованием к качеству оказываемых услуг.
Комиссией установлено, что участник закупки, имеющий воздушное судно, вместимость которого, например 4, 5, 6, 7, 8, 9 человек, не может участвовать в закупке, так как Заказчиком установлено требование:
Вместимость пассажиров, чел |
не менее 10 |
Данное требование ограничивает количество участников закупки.
Комиссией установлено, что требование:
Максимальная скорость, км/ч |
не менее 255 |
ограничивает участников закупки, у которых имеется воздушное судно, максимальная скорость (км/ч) которого составляет, например 245, 250, 253, 254.
Данное требование ограничивает количество участников закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Жалоба ООО "Авиахим-Юг" признается обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПОУ Челябинской областной Аэроклуб ДОСААФ России необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Авиахим-Юг" обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч.2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Гареев Д.Р.
Члены комиссии Ларшутин Р.С.
Хлебников М.В.
Заместитель начальника отдела |
Д.Р. Гареев |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Гареев Д.Р.
тел.(347) 216-33-54, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 7 марта 2022 г. N ТО002/06/106-346/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023