Резолютивная часть оглашена
20.03.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ СО "Тольяттинская городская детская клиническая больница" (далее - ГБУЗ СО ТГДКБ, Заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Климовой Ольге Владимировне (далее - ИП Климова О.В., Исполнитель) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на оказание услуг по обучению руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение промышленной безопасности и охраны труда для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская детская клиническая больница" (извещение N 0142200001322017534, начальная (максимальная) цена контракта - 77 603 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей от Заказчика, ИП Климова О.В.,
УСТАНОВИЛА:
21.08.2022 между ГБУЗ СО ТГДКБ и ИП Климова О.В. заключен государственный контракт N 0142200001322017534-1 на оказание услуг по обучению руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение промышленной безопасности и охраны труда для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская детская клиническая больница" (далее - Контракт).
В соответствии с условиями контракта ИП Климова О.В. приняла на себя обязательства по обучению руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение промышленной безопасности и охраны труда (далее - Обучающиеся) вопросам охраны труда (далее - Услуги) по программам:
1. "Обучение по охране труда руководителей и специалистов".
2. "Обучение по теплобезопасности".
3. "Обучение по электробезопасности".
4. "Обучение и переаттестация персонала обслуживающего сосуды, работающие под давлением (автоклавы)".
5. "Обучение и переаттестация лифтеров".
Форма обучения: очная, со сроками: Начало и окончание этапов оказания услуг: 1 этап: с 29.08.2022 по 22.09.2022; 2 этап: с 30.08.2022 по 30.09.2022; 3 этап: с 05.09.2022 по 05.10.2022; 4 этап: с 17.11.2022 по 17.12.2022, согласно приложению N 1 к Контракту.
Однако, услуги по обучению руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение промышленной безопасности и охраны труда заказчику оказаны не были.
В адрес исполнителя ИП Климова О.В. неоднократно направлялись заявки, а также претензионные письма с требованиями оказать услуги в установленные контрактом сроки (N 710/01-13 от 02.09.2022, N 754/01-13 от 14.09.2022, N 903/01-13 от 25.10.2022, N 904/01-13 от 25.10.2022).
На электронный адрес заказчика от ИП Климова О.В. поступали электронные письма от 31.08.2022, от 18.11.2022, от 28.12.2022 о невозможности обучения, об обжаловании действий заказчика по неправомерности признания исполнителя победителем аукциона. Однако, жалоба ИП Климова О.В. была признана УФАС по Самарской области необоснованной, а обязательства исполнителем не исполнены.
Услуги по обучению руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение промышленной безопасности и охраны труда ИП Климова О.В. не оказаны, что подтверждается Актом неоказания услуг от 17.12.2022.
Таким образом, со стороны Исполнителя имело место нарушение обязательств по Контракту, в связи с чем Заказчиком 01.03.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика сформировано и подписано в ЕИС 01.03.2023, соответственно, вступило в силу 14.03.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно представленным пояснениям, ИП Климова О.В. считает требование о включении в реестр недобросовестных поставщиков незаконным и необоснованным, нарушающим ее права как предпринимателя, в связи с тем, что ей пришлось заключить контракт с заказчиком, который требует исполнения контракта, не смотря на то, что она не имеет права оказывать образовательные услуги по темам контракта.
Программы (охрана труда и др.) по которым необходимо обучить работников заказчика относятся к программам повышения квалификации и переподготовки (дополнительные профессиональные программы), Индивидуальные предприниматели не имеют права вести обучение по данным программам. Также отмечает, что обучение вопросам охраны труда осуществляется только организациями, прошедшими аккредитацию, порядок проведения которой определен Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н. (действовавший в период исполнения контракта).
ИП Климова О.В. такой аккредитации не имеет, о чем неоднократно сообщалось Заказчику. Однако Заказчик не отказался заключать контракт.
Решение Самарского УФАС России, на которое ссылается Заказчик, находится в стадии обжалования.
Однако, приведенные пояснения ИП Климова О.В. не опровергают факт недобросовестного поведения при исполнении Контракта.
ИП Климова О.В., подавая заявку на участие в закупке, согласился на оказание услуг на условиях, определенных извещением об осуществлении закупки. Положения извещения об осуществлении закупки в установленном порядке ИП Климова О.В. не обжаловал, запросы разъяснений на этапе подачи заявок не подавал.
Следует отметить, что пункт 3.2.3. Контракта устанавливает право Исполнителя привлечь к исполнению своих обязательств по контракту других лиц - соисполнителей.
ИП Климова О.В. данным правом не воспользовался.
Принимая участие в закупке, ИП Климова О.В. снизил начальную (максимальную) цену контракта на более, чем 50 тысяч рублей, и, очевидно, потерял коммерческую привлекательность по исполнению контракта по данной закупке.
В рассматриваемом случае Исполнителем не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ИП Климова О.В. лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно оказание услуг по обучению руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение промышленной безопасности и охраны труда. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм исполнителя.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП Климова О.В. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае индивидуальным предпринимателем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Индивидуальном предпринимателе Климова Ольга Владимировна в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Индивидуальном предпринимателе Климовой Ольге Владимировне из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 23 марта 2023 г. N РНП-63-53
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2023