Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница N10" (БУЗ ВО "ВГКБСМП N10") Прыткова А.И. (доверенность от 16.01.2023 года N 1/09-120), Мануковской О.В. (доверенность от 16.01.2023 года N 1/09-95), Тютиной В.Н. (доверенность от 17.01.2023 года N 1/09-708),
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Куракиной Г.С. (доверенность от 09.01.2023 года), Зуевой Ю.П. (доверенность от 09.01.2023 года),
заявителя - ООО ЧОП "РУСЬ-ДОН" Денисова А.В. (доверенность от 19.03.2023 года),
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "РУСЬ-ДОН" на действия заказчика БУЗ ВО "ВГКБСМП N10", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Оказание услуг в области обеспечения охраны и безопасности (извещение N 0131200001023001335),
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО ЧОП "РУСЬ-ДОН" (далее - заявитель) на действия заказчика БУЗ ВО "ВГКБСМП N10" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы (далее - уполномоченный орган) в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Оказание услуг в области обеспечения охраны и безопасности (извещение N 0131200001023001335) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, уполномоченного органа, выразившимися в установлении в извещении о проведении аукциона неправомерных требований в п. 5 Описания объекта закупки (Приложение N3 к извещению о проведении аукциона) в части действий сотрудников частной охранной организации на посту N 6 при возникновении чрезвычайной ситуации, с целью повышения надежности охраны, правомерной защиты от противоправных посягательств по повышению антитеррористической защищенности.
Представители заказчика, уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.
При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв - до 21.03.2023 года.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
06.03.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 12691876.86 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - РТС-тендер.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 15.03.2023 NЦПА1 при проведении аукциона поступили ценовые предложения от 4-х участников закупки.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.03.2023 NИЭА1 победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 113691729.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, помимо прочего, следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 указанного Федерального закона; информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги; требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
На основании ч.2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
Согласно Описанию объекта закупки (Приложение N3 к извещению о проведении аукциона) функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки: оказание услуг по охране объектов БУЗ ВО "ВГКБСМП N 10". ОКПД 2-80.10.12.200 КТРУ-80.10.12.000-00000002.
В соответствии с п. 5 Описания объекта закупки (Приложение N3 к извещению о проведении аукциона): ПОСТ N 6 Старший смены наряда при возникновении ЧС, с целью повышения надежности охраны, правомерной защиты от противоправных посягательств по повышению антитеррористической защищенности Объекта Исполнитель должен иметь и доставить на объект в течение 1 часа:
1) технические средства блокирования взрыва и радио взрывателей;
2) локализатор взрыва;
3) технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте, а именно:
-техническое средство обнаружения взрывчатых веществ - 1шт.;
-техническое средство обнаружения электрических, магнитных и акустических полей - 1шт.;
-техническое средство обнаружения огнеопасных жидкостей - 1шт.
Наличие технических средств Исполнитель должен подтвердить в течение 1 дня с даты подписания Контракта (Договора) с предоставлением самих технических средств, технического паспорта.
На рассмотрении жалобы заявитель пояснил, что данные требования не соответствуют действующему законодательству, поскольку обнаружение взрывчатых и иных запрещенных к гражданскому обороту веществ, а также блокирование, локализация взрыва не входит в обязанности сотрудников частных охранных предприятий. Данная деятельность осуществляется государственными правоохранительными органами. Согласно пункту 20 Постановления Правительства РФ от 13.01.2017 N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" при обнаружении угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) или при совершении террористического акта на объекте (территории) должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), либо уполномоченное им лицо незамедлительно информирует об этом территориальные органы безопасности, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Тогда как в обязанности сотрудников частной охранной организации при угрозе совершения террористического акта входит выполнение требований по организации мероприятий в порядке, предусмотренном пунктами 20 - 23 Постановления Правительства РФ от 13.01.2017 N 8, а именно: оповещение находящихся на объекте (территории) лиц об угрозе совершения террористического акта; эвакуация людей; усиление охраны, пропускного и внутриобъектового режимов; организацию доступа на объект и пр.). Таким образом, сотрудники частных охранных предприятий не вправе и не обязаны подменять государственные правоохранительные органы в части обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте, блокирования взрыва и радио взрывателей, с использованием соответствующего оборудования и с привлечением персонала, обученного и имеющего право работать с указанным оборудованием. В связи с чем требования, установленные в п. 5 Описания объекта закупки (Приложение N3 к извещению о проведении аукциона): ПОСТ N 6 являются излишними и не основаны на нормах права.
На рассмотрении жалобы представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что перечисленные в п. 5 Описания объекта закупки (Приложение N3 к извещению о проведении аукциона) средства должны быть у участника закупки и подлежать использованию участником закупки по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден Перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, данный перечень содержит позицию 4: Технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте. В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности руководитель организации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган заявление о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности, в котором указываются намерение использовать технические и иные средства, оружие, специальные средства и потребность в них. Подпунктом "е" пункта 16 Постановления Правительства РФ от 13.01.2017 N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия: своевременное выявление попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ). Пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 13.01.2017 N 8 на объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, осуществляются мероприятия: а) оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; б) периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений.
Ознакомившись с содержанием извещения о проведении аукциона, пояснениями сторон, представленными доказательствами, Комиссия Воронежского УФАС России признает доводы жалобы обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2019 г. N 15 под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву). К ним относятся: тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох и т.п. Под взрывными устройствами понимаются промышленные или самодельные изделия, содержащие взрывчатое вещество, функционально предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти по поиску, обезвреживанию и уничтожению взрывоопасных предметов, взрывных устройств и взрывчатых веществ.
В соответствии с действующим законодательством организация, проведение работ по поиску, обезвреживанию и (или) уничтожению взрывоопасных предметов осуществляется в установленном законом порядке федеральными органами исполнительной власти: войска национальной гвардии (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"), аварийно-спасательные службы (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"), спасательные воинские формирования, профессиональные аварийно-спасательные формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, и структурные подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (ст. 15 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне"), подразделения пожарной охраны (ч. 2 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Таким образом, деятельность по поиску, обезвреживанию и (или) уничтожению взрывоопасных предметов возложена на соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
На основании п. 20 Постановления Правительства РФ от 13.01.2017 N 8 при обнаружении угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) или при совершении террористического акта на объекте (территории) должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), либо уполномоченное им лицо незамедлительно информирует об этом территориальный орган безопасности, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории), и (или) вышестоящий орган (организацию).
Пунктом 7 ст. 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: охрана объектов и (или) имущества, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Таким образом, частная охранная организация не обладает правом по осуществлению деятельности с применением технических средств, направленной на блокирования взрыва и радио взрывателей, локализацию взрыва, поиска, обнаружения взрывных веществ и взрывных устройств. Также как и обнаружения электрических, магнитных и акустических полей, огнеопасных жидкостей.
Подпунктом "е" пункта 16 Постановления Правительства РФ от 13.01.2017 N 8 в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляются мероприятия, направленные на выявление попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ).
Пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 13.01.2017 N 8 на объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, осуществляются мероприятия по оснащению объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.
В п.4 Перечня видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" включены Технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте.
Данные нормы не устанавливают обязанности для частных охранных предприятий осуществлять функции, не предусмотренные для них действующим законодательством.
Кроме того, предметом контракта не является осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны.
Таким образом, ссылка заказчика, уполномоченного органа на указанные нормы несостоятельна.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.
Таким образом, в действиях заказчика, уполномоченного органа содержится нарушение ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в установлении в п. 5 Описания объекта закупки (Приложение N3 к извещению о проведении аукциона) требований к участникам закупки, с нарушением норм Закона N 44-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
1. Признать жалобу ООО ЧОП "РУСЬ-ДОН" на действия заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница N10", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Оказание услуг в области обеспечения охраны и безопасности обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница N10", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушение ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница N10", уполномоченному органу - Управлению по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 21.03.2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 24.03.2023 года.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены Комиссии И.А. Тельпов
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21 марта 2023 г. N 036/06/33-424/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2023