Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
<_>;
<_>,
рассмотрев представленное Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - УФНС России по Омской области, заказчик) обращение о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Глобал ГИС" (далее - ООО "НПО "Глобал-ГИС", общество, поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0152100004421000025_47030 от 18.05.2021, заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Административное здание ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 24-я Северная, д.171 А"" (извещение N 0152100004421000025) (далее соответственно - электронный аукцион, аукцион, контракт),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - <_> (доверенность N 01-18/03799 от 15.03.2023), <_> (доверенность N 01-18/03799 от 15.03.2023),
общества - <_> (доверенность от 26.09.2022)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 06.03.2023 было направлено обращение о включении информации о поставщике в Реестр, зарегистрированное антимонопольным органом 09.03.2023 (вх. N 2093-ЭП/23), с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 19.04.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 104915928,22 руб.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 30.04.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 2 участника закупки.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 06.05.2021 следует, что победителем электронного аукциона признано ООО "НПО "Глобал ГИС", которое предложило наиболее низкую цену контракта 104391348,57 руб. и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствовала требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 18.05.2021 между заказчиком и обществом заключен контракт.
21.02.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
Информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС 07.03.2023 в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Глобал ГИС" подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 данного Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пункты 12.5 и 12.7 раздела 12 "Основания и порядок изменения и расторжения Контракта" контракта определяли право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 8.4 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе отдельным этапом исполнения контракта является часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), а также о начальной (максимальной) цене контракта (цене отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Таким образом, в случае если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта, то заказчик в извещении об осуществлении закупки обязан указать срок исполнения и цену отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом о контрактной системе, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Следовательно, указываемый в извещении об осуществлении закупки срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) представляет собой срок, включающий в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта).
Извещением и пунктом 1.1 раздела 1 "Предмет контракта" контракта установлено:
"Подрядчик обязуется выполнить для Заказчика работы по капитальному ремонту Объекта: "Административное здание ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 24-я Северная, д.171 А (комплексный ремонт)" в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), Сметной документацией (приложение N 2 к Контракту), Проектной документацией (приложение N 3 к Контракту) (далее - Работы) и сдать результат Работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить в порядке и в сроки, предусмотренные условиями Контракта".
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.4 и 2.5 раздела 2 "Цена контракта и порядок расчетов" контракта:
"2.1. Принятие Заказчиком денежных обязательств в соответствии с условиями Контракта и обеспечение их оплаты за счет средств федерального бюджета осуществляется в пределах утвержденных Заказчику лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджетов Российской Федерации, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
2.2. Цена Работ по условиям Контракта (цена Контракта), определена по итогам аукциона в электронной форме и в соответствии со Сметной документацией (приложение N 2 к Контракту) составляет 104 391 348 (Сто четыре миллиона триста девяносто одна тысяча триста сорок восемь) рублей 57 копеек, в том числе НДС 20% 17 398 558 (Семнадцать миллионов триста девяносто восемь тысяч пятьсот пятьдесят восемь) рублей 10 копеек в том числе:
- на 2021 год составляет - 32 895 184 (Тридцать два миллиона восемьсот девяносто пять тысяч сто восемьдесят четыре) руб. 36 коп., в т.ч. НДС 20% 5 482 530 (Пять миллионов четыреста восемьдесят две тысячи пятьсот тридцать) руб. 73 коп.
- на 2022 год составляет - 71 496 164 (Семьдесят один миллион четыреста девяносто шесть тысяч сто шестьдесят четыре) руб. 21 коп., в т.ч. НДС 20% 11 916 027 (Одиннадцать миллионов девятьсот шестнадцать тысяч двадцать семь) руб. 37 коп.
2.4. Оплата Работ, выполняемых по настоящему Контракту, осуществляется Заказчиком из средств федерального бюджета в форме безналичного расчета путем перечисления денежных средств в российских рублях на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте.
2.5. Оплата Работ по Контракту осуществляется Заказчиком поэтапно по факту выполненных и принятых Заказчиком Работ на основании счета (счет-фактуры), акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), оформленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в течение 15 (пятнадцати) дней после подписания Заказчиком. Аванс не предусмотрен".
Пунктами 3.1.-3.4 раздела 3 "Сроки выполнения работ по Контракту" контракта установлено:
"3.1. Датой начала выполнения работ считается дата подписания Контракта, если иной срок начала выполнения работ не предусмотрен Календарным планом выполнения работ (Приложение N 5 к Контракту).
3.2. Дата завершения работ 30 ноября 2022 года. Датой завершения Работ по Контракту считается дата выполнения в полном объеме Работ согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту) подтверждением чего является подписанный Сторонами Акт приема-передачи выполненных работ (Приложение N 4 к Контракту).
3.3. Сроки выполнения Работ каждого этапа работ установлены Календарным планом выполнения Работ (Приложение N 5 к Контракту).
3.4. Подрядчик по согласованию с Заказчиком может досрочно сдать выполненную Работу. Заказчик вправе досрочно принять и оплатить такую Работу (этапы Работы) в соответствии с условиями Контракта".
Согласно подпунктам 4.4.1-4.4.6, 4.4.17-4.4.23 пункта 4.4 раздела 4 "Права и обязанности Сторон" контракта:
"4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Выполнить все Работы в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему, в соответствии с Проектной документацией (приложение N 3 к Контракту), с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), условиями Контракта, сдать готовый к эксплуатации Объект в установленном порядке и передать Объект по Акту приема-передачи выполненных работ (Приложение N 4 к Контракту).
4.4.2. Обеспечить:
- производство Работ в полном соответствии с Проектной документацией (приложение N 3 к Контракту), разработанными рабочими чертежами и строительными нормами и правилами;
- качественное выполнение всех Работ в соответствии с Проектной документацией (приложение N 3 к Контракту), Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту);
- своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке Работ и в течение гарантийного срока эксплуатации Объекта.
4.4.3. Своими силами и за свой счет, в срок, определенный Заказчиком, устранять допущенные по своей вине в выполненных Работах недостатки или иные отступления от требований Проектной документации (приложение N 3 к Контракту) и Технического задания (Приложение N 1 к Контракту).
4.4.4. Незамедлительно сообщать Заказчику о приостановлении или прекращении Работ.
4.4.5. В течение 5 (пяти) календарных дней с момента заключения Контракта подготовить и предоставить на согласование Заказчику Календарный план выполнения Работ (Приложение N 5 к Контракту), который должен содержать конкретные даты завершения этапов Работ предусмотренных в Сметной документации (приложение N 2 к Контракту).
4.4.6. Перед началом Работ, при необходимости, заключать за счет своих средств договоры со специализированными организациями.
4.4.17. Организовать контроль качества выполняемых работ и учет всех выявленных нарушений требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений и Проектной документации.
4.4.18. Извещать Заказчика и уполномоченного представителя Заказчика о необходимости их освидетельствования скрытых работ не позднее, чем за 3 (Три) рабочих дня до начала приемки скрытых работ. Готовность принимаемых работ подтверждается подписанием Заказчиком и уполномоченным представителем Заказчика, Подрядчиком актов освидетельствования скрытых работ. Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после письменного разрешения Заказчика и уполномоченного представителя Заказчика, внесенного в журнал производства работ. Подрядчик представляет Заказчику и уполномоченному представителю Заказчика по его требованию образцы материалов для проведения испытаний и оценки их качества. Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчиком и уполномоченным представителем Заказчика, или они не были информированы об этом, или информированы с опозданием, то по их требованию и указанию Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ, а затем восстановить ее за свой счет. Скрытые работы не предъявленные Заказчику и уполномоченному представителю Заказчика считаются не выполненными и не оплачиваются.
4.4.19. Принимать участие в проведении приемки подлежащих закрытию работ, конструкций и систем, сдаче после завершения отдельных видов работ, этапов.
4.4.20. Передать Заказчику по завершении Работ исполнительную документацию на выполненные строительно-монтажные работы и проведенные испытания и полученные при этом результаты и перечень всех отступлений от Проектной документации согласно Перечню приемо-сдаточной документации (Приложение N6 к Контракту).
4.4.21. Предоставлять своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
4.4.22. Получить в соответствующих органах все виды разрешений и согласований, связанные с производством Работ.
4.4.23. Разработать ППР (проект производства работ) в объеме, необходимом для исполнения Контракта, основываясь на требованиях СП 48.13330.2019, и согласовывать с соответствующими службами и Заказчиком".
В соответствии с пунктом 15.6 раздела 15 "Дополнительные условия" контракта:
"15.6 Приложение N 1 - Техническое задание.
Приложение N 2 - Сметная документация.
Приложение N 3 - Проектная документация.
Приложение N 4 - Форма Акта приема - передачи выполненных работ.
Приложение N 5 - Форма Календарного плана выполнения работ.
Приложение N 6 - Перечень приемо-сдаточной документации".
В соответствии с представленным заказчиком календарным планом выполнения работ на объекте, согласованном и подписанном сторонами 21.05.2021, были, в частности предусмотрены следующие виды работ, даты начала и даты окончания работ (т.е. начальный, промежуточный и конечный сроки выполнения работ):
N п/п |
Виды работ в соответствии со сметной документацией |
Дата начала работ |
Дата окончания работ |
1 |
Строительные работы |
20.06.2021 г. |
30.12.2021 г. |
2 |
Монтажные работы |
||
3 |
Стоимость оборудования |
||
4 |
Пусконаладочные и прочие работы |
||
5 |
Строительные работы |
10.01.2022 г. |
20.11.2022 г. |
6 |
Монтажные работы |
||
7 |
Стоимость оборудования |
||
8 |
Пусконаладочные и прочие работы |
Хронология взаимодействия заказчика и общества при исполнении контракта свидетельствует о следующем.
По информации заказчика, подрядчиком неоднократно нарушались сроки, установленные календарным планом выполнения работ, согласованным сторонами.
В 2021 году были выполнены и приняты работы на сумму 5481726 руб. (из предусмотренных контрактом работ на сумму 32895184,36 руб.), в 2022 году работы выполнены на сумму 11015179,20 руб. (из предусмотренных контрактом работ на сумму 71496164,21 руб.).
Заказчиком в адрес подрядчика неоднократно направлялись письма от 12.08.2021 N 09-39/1276@, 01.11.2021 N 09-39/17044@, 03.03.2022 N 09-34/03290@, 17.03.2022 N 09-34/04140@, 04.04.2022 N 09-34/05159@, 08.06.2022 N 09-34/09039@ с требованием о необходимости соблюдения сроков выполнения работ.
При этом подрядчиком в адрес заказчика направлялись письма (исх. N 513 от 07.09.2021, N 595 от 04.10.2021, N 813 от 15.11.2021, N 1005 от 24.12.2021, N 484 от 17.05.2022, N 670 от 08.08.2022) о невозможности исполнения контракта в связи со значительным ростом цен на строительные ресурсы с предложением об увеличении цены контракта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315).
Письмом от 14.10.2021 N 09-39/16122@ заказчик проинформировал общество о невозможности заключения дополнительного соглашения к контракту об изменении цены контракта, поскольку Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы не включены в перечень заказчиков, установленный Постановлением N 1315.
Письмом от 26.05.2022 N 09-34/08151@ заказчик проинформировал общество о том, что им осуществляются правовые процедуры по включению Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов в перечень заказчиков, установленный Постановлением N 1315.
После внесения изменений в Постановление N 1315, письмом от 28.11.2022 N 09-34/18128@ заказчик проинформировал общество о продлении срока исполнения контракта и направлении 25.11.2022 в адрес ООО "НПО "Глобал ГИС" дополнительного соглашения на увеличение цены контракта согласно Постановлению N 1315, а также изменении срока выполнения работ.
В соответствии с Постановлением N 1315 заказчиком проведены необходимые организационные мероприятия, включая проведение повторной проверки достоверности определения сметной стоимости, в связи с чем, между сторонами заключено дополнительное соглашение N 2 от 05.12.2022, согласно которому увеличена цена контракта и срок выполнения работ до 17.05.2023
Вместе с тем согласно информации, поступившей от заказчика с момента подписания дополнительного соглашения N 2 и по состоянию на 21.02.2023 работы подрядчиком на объекте не выполнялись, соответственно, учитывая то, что подрядчик не приступил своевременно к выполнению работ и окончание ее к сроку становится явно невозможным, 21.02.2023 заказчиком на основании пункта 12.6 раздела 12 контракта, пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следует отметить, что изменение (увеличение) цены контракта в соответствии с Постановлением N 1315 является правом, а не обязанностью заказчика.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 21.02.2023 в 14:13 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 1550409720921000030) признается 21.02.2023 в 14:13 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
Таким образом, ООО "НПО "Глобал ГИС" в период с 21.02.2023 по 02.03.2023 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
27.02.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 83), согласно которому общество указывает на то, что оно не нарушает промежуточных сроков выполнения работ и готово закончить работы в установленные контрактом сроки (до 17.05.2023)
В связи с тем, что в десятидневный срок нарушения контракта не были устранены, а именно подрядчик не приступил к выполнению работ, заказчик оставил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта без изменений.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией установлено, что вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено в Омское УФАС России в регламентированный законодательством о контрактной системе срок - 09.03.2023.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
15.03.2023 подрядчиком на запрос Омского УФАС России от 09.03.2023 (исх. N ТШ/1555/23) представлены письменные пояснения (вх. N 2289), в которых содержится указание на несогласие с принятым заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В пояснениях обществом, в частности указано, что работы по данному контракту выполнялись подрядчиком в соответствии с утвержденной документацией в том порядке, в котором передавались помещения для проведения ремонтных работ. График конкретных работ в конкретных помещениях согласован между сторонами не был (в том числе с учетом изменения сроков выполнения работ). Все выполненные работы отражены в исполнительной документации, в т.ч. в Общем журнале работ.
Обществом указано, что промежуточных сроков выполнения работ между сторонами согласовано не было, календарный график подписан не был.
В пояснениях также указано: "Дополнительным соглашением N 2 установлен срок сдачи выполненных работ заказчику и утверждение заказчиком акта приемочной комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию объекта: до 17.05.2023 года (возможно досрочное выполнение работ). Соответственно, из условий контракта следует, что заказчика (истца) интересует результат работы в целом, а не принятие отдельных видов работ.
Так же обращаем Ваше внимание на даты заключения дополнительных соглашений и изменения смет - указанные документы поступили к нам непосредственно перед новогодними праздниками и возможности перепроверки смет и расчета стоимости материалов по измененным ценам до февраля 2023 года не представлялось возможным.
Учитывая вышеизложенное мы не нарушали промежуточных сроков выполнения работ и готовы закончить работу в установленные в Контракте сроки. В связи с этим на уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта мы направили заказчику письмо о готовности продолжить выполнение работ. На данное письмо Заказчик не ответил".
В свою очередь мы неоднократно обращались к Заказчику с просьбой предоставить недостающие разделы проектной документации (письмо 493 от 26.08.2021 г.), уточнить разделы сметной документации (письмо 372 от 03.08.2021 г.), согласовать изменения материалов и т.д.
Значительная часть наших обращений осталась без ответа, о чем мы сообщали Заказчику (письмо 813 от 15.11.2021 г.)
08.08.2022 года письмом 670 мы уведомляли Заказчика о приостановке выполнения работ, повторное уведомление было нами направлено 01.11.2022 года письмом 813.
29.09.2022 года нами в адрес Заказчика направлено письмо N 739 с просьбой продлить сроки выполнения работ и сроки контракта.
20.10.2022 года нами направлено в адрес Заказчика повторное письмо N 781 с просьбой продлить сроки выполнения работ на основании п.65.1. ст.112 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ.
Письмом 835 от 09.11.2022 г. мы в очередной раз обратились к Заказчику с просьбой актуализировать сметную стоимость работ и материалов и продлить срок исполнения контракта.
При этом, 17.11.2022 года письмом 09-34/01988@ Заказчик не принимает у нас выполненные работы и указывает, что данные объемы будет готов принять после заключения дополнительных соглашений об изменении цены контракта и замене видов и объемов работ".
Для того, чтобы отказаться от договора на основании пункта 2 статьи 715 и пункта 3 статьи 450 ГК РФ в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком его обязанностей, заказчик должен провести проверку работ и доказать, что при данном темпе выполнения работы будут нарушены сроки ее выполнения. Заказчиком данные доказательства не предоставлены.
Кроме того, необходимо принять во внимание направление Подрядчиком Заказчику актов выполненных работ и неподписание их Заказчиком.
Исходя из содержания статьи 715 ГК РФ, немотивированный отказ заказчика от подписания акта приема-передачи не дает ему права ссылаться на то, что работы не были приняты, и отказываться от договора в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком его обязанностей.
Комиссия считает несостоятельной ссылку заявителя о том, что промежуточных сроков выполнения работ между сторонами согласовано не было, календарный график подписан не был, поскольку между сторонами был изначально 21.05.2021 согласован и подписан календарный план выполнения работ на объекте, в котором указаны виды работ, их стоимость, даты начала и даты окончания работ
Так, работы подлежали выполнению: в 2021 году с 20.06.2021 по 30.12.2021, в 2022 году - с 10.01.2022 по 20.11.2022.
Вместе с тем, как подтверждается материалами дела, работы в 2021 году были выполнены подрядчиком на общую сумму 5481726 руб., из предусмотренных контрактом работ на сумму 32895184,36 руб., в 2022 году работы - на сумму 11015179,20 руб., из предусмотренных контрактом работ на сумму 71496164,21 руб.
В силу пункта 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства (пункт 2 статьи 716 ГК РФ).
Исходя из представленных сторонами документов, лишь письмом от 01.11.2022 исх. N 813 общество уведомило заказчика о приостановке работ до момента заключения дополнительного соглашения об увеличении цены контракта и получения доплаты за уже выполненные работы.
Таким образом, до 01.11.2022 подрядчик не приостанавливал работы на объекте, каких-либо объективных доказательств и расчетов, свидетельствующих о невозможности выполнения работ на объекте по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущих невозможность его исполнения, обществом ни заказчику в указанный период исполнения контракта, ни Комиссии в момент рассмотрения настоящего дела не представлено.
С учетом указанного, подрядчиком были нарушены промежуточные сроки выполнения работ, установленные календарным планом выполнения работ, согласованным сторонами 21.05.2021, т.е. нарушено существенное условие контракта о сроках.
Более того, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 9.16 раздела 9 "Ответственность Сторон" контракта: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком его обязательств по Контракту, Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения Контракта перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Контракта".
Заказчиком даны пояснения о том, что обеспечение исполнения контракта было предоставлено обществом в виде банковской гарантии со сроком действия по 01 февраля 2023 года включительно, при этом новое обеспечение исполнение контракта с учетом изменения сроков исполнения контракта, установленных дополнительным соглашением N 2, подрядчиком предоставлено не было, что также является существенным нарушением условий контракта (указанное является нарушением императивных требований пункта 4 части 1.3 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе).
Ссылка общества на то, что заказчику направлялись уведомления о проведении скрытых работ, Комиссия считает не доказанной, исходя из следующего.
Согласно подпункту "г" пункта 5 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами, и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 4.4.17 раздела 4 "Права и обязанности Сторон" контракта подрядчик обязан:
"4.4.17.Организовать контроль качества выполняемых работ и учет всех выявленных нарушений требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений и Проектной документации.
4.4.18. Извещать Заказчика и уполномоченного представителя Заказчика о необходимости их освидетельствования скрытых работ не позднее, чем за 3 (Три) рабочих дня до начала приемки скрытых работ. Готовность принимаемых работ подтверждается подписанием Заказчиком и уполномоченным представителем Заказчика, Подрядчиком актов освидетельствования скрытых работ. Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после письменного разрешения Заказчика и уполномоченного представителя Заказчика, внесенного в журнал производства работ. Подрядчик представляет Заказчику и уполномоченному представителю Заказчика по его требованию образцы материалов для проведения испытаний и оценки их качества. Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчиком и уполномоченным представителем Заказчика, или они не были информированы об этом, или информированы с опозданием, то по их требованию и указанию Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ, а затем восстановить ее за свой счет. Скрытые работы не предъявленные Заказчику и уполномоченному представителю Заказчика считаются не выполненными и не оплачиваются.
Согласно пункту 6.3 раздела 6 "Производство, сдача и приемка Работ" контракта "Приглашение на приемку законченных Работ, скрытых Работ и проведение испытаний направляется представителем Подрядчика представителю Заказчика не позднее, чем за 3 (Три) рабочих дня до начала планируемой процедуры нарочно или по адресу электронной почты указанному в разделе 16 Контракта".
Доказательств того, что подрядчиком были соблюдены указанные условия контракта, обществом не представлено.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Комиссия установила, что ООО "НПО "Глобал ГИС" не представило доказательств надлежащего извещения заказчика о причинах, которые влияют на выполнение работ в установленный срок, правом на приостановление работ (до 01.11.2022) не воспользовалось. Общество не приостанавливало (до 01.11.2022) производство работ, представляло документы, свидетельствующие о выполнении объемов работ для оплаты заказчику, которые им своевременно оплачивались. Доказательств невозможности своевременного извещения заказчика об освидетельствовании скрытых работ обществом не представлено, что препятствует их приемке заказчиком.
Доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между ненадлежащим выполнением заказчиком своих обязательств и просрочкой выполнения работ, осуществляемых подрядчиком, в материалы дела обществом не представлено.
Факты, указанные обществом в пояснениях, представленных Комиссии, сами по себе не могут служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины подрядчика и основанием для освобождения от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ (данный вывод согласуется с позициями арбитражных судов - см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.02.2012 по делу N А82-3622/2011, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.11.2020 N Ф04-5088/2020 по делу N А45-39094/2019, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.09.2022 N Ф04-5193/2022 по делу N А45-35853/2021).
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости. Основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценивая действия сторон как недобросовестное или добросовестное, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Комиссия Омского УФАС России отмечает, что при подаче заявки на участие а данной закупке ООО "НПО "Глобал Гис" было выражено безусловное согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных извещением.
Принимая решение об участии в процедуре определения подрядчика, и подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям документации о закупке и действующего законодательства.
Представленными сторонами документами подтверждается, что подрядчиком были нарушены промежуточные сроки работ по контракту, работы в установленный контрактом срок, ни на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракт, ни в период установленного законом срока для устранения нарушений условий контракта ООО "НП "Глобал Гис"" не выполнены, следовательно, нарушены вышеуказанные существенные условия контракта, в том числе о сроках выполнения работ.
Доказательств наличия у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по исполнению контракта, в Омское УФАС России не представлено.
Действуя в рамках заключенного контракта, Общество должно было осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Основанием для отказа во включении информации о подрядчике в реестр в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил ведения РНП.
Исходя из вышеуказанного, в данном случае:
а) не были выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта;
в) подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им надлежащих мер для исполнения условий контракта, доказательств невозможности надлежащего исполнения контракта вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Комиссия отмечает, что неисполнение обществом в 2021 году обязательств по контракту в полном объеме повлекло для заказчика вредные последствия, поскольку неиспользованные денежные средства были возвращены безвозвратно в федеральный бюджет.
По мнению Комиссии, характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта свидетельствует о необходимости применения в отношении ООО "НПО "Глобал Гис" меры ответственности в виде включения сведений в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "ГЛОБАЛ ГИС" (ИНН 5507209714, КПП 550101001),
- о директоре, единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "ГЛОБАЛ ГИС" Кислякове Игоре Анатольевиче (ИНН 550504676668).
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
07.03.2023 |
10.03.2023 |
09.03.2023 |
0 |
09.03.2023 |
16.03.2023 |
16.03.2023 |
0 |
21.03.2023 |
21.03.2023 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 марта 2023 г. N 055/10/104-273/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2023