Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- врио руководителя Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителей ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области по доверенностям от 04.04.2023 г.;
- индивидуального предпринимателя;
рассмотрев материалы ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области (далее - Заказчик) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе (далее - Победитель закупки) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
УСТАНОВИЛА:
29.03.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП в связи с уклонением от заключения контракта на поставку сеянцев ели (извещение N 0340100012023000006).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 04.04.2023 г., в соответствии с п.п. "д" п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила) стороны извещены надлежащим образом.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение об уклонении индивидуального предпринимателя от заключения контракта, поскольку в регламентированный Законом о контрактной системе срок, проект контракта Победителем закупки не был подписан, в связи с чем, 29.03.2023 г. Заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта.
Индивидуальный предприниматель пояснил, что занимается выращиванием сеянцев хвойных пород в собственном питомнике с 2017 г., расположенном по адресу: Пермский край, г. Добрянка, промплощадка Пермской ГРЭС. По состоянию на 31.03.2023 г. на остатке питомника находится более 500 000 сеянцев хвойных пород готовых к отгрузке (в подтверждение прилагает фотоматериалы). Просит в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта установлено следующее.
10.03.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340100012023000006 о проведении электронного аукциона на поставку сеянцев ели. Начальная (максимальная) цена контракта - 97 468,00 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.03.2023 N 7, победителем электронного аукциона признан единственный участник закупки с идентификационным N 1 (индивидуальный предприниматель).
Во исполнение п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе 21.03.2023 г. Заказчик сформировал и разместил в Единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта для подписания Победителем закупки в срок до 23-59 ч. 28.03.2023 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
По состоянию на 29.03.2023 г. проект контракта индивидуальным предпринимателем не подписан, в связи с чем 29.03.2023 г. от электронной площадки http://roseltorg.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта", процедура заключения контракта переведена на этап "Контракт не заключен".
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 настоящей статьи, то такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта и заказчик, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Протоколом от 29.03.2023 г. Заказчик признал индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта, в этот же день протокол размещен в ЕИС.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России - 29.03.2023 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.
В постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П Конституционным Судом Российской Федерации указано, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно Определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N ВАС-8371/13, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. б), в) п. 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта; участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Индивидуальный предприниматель пояснил, что заявка на участие в закупке была подана ИП 14.03.2023 г. лично. Проект контракта был получен 21.03.2023 г. В период с 22.03.2023 г. по 25.03.2023 в г. Казани состоялся семинар на тему "Съезд питомниководов Поволжья", на котором было необходимо личное присутствие индивидуального предпринимателя (билет на семинар и документы на услуги гостиницы прилагаются). Оформление обеспечения по вышеуказанному контракту, а именно: получение банковской гарантии и его подписание было поручено штатному сотруднику. 28.03.2023 г. была получена банковская гарантия N 59060980480 2-23-Г2 от Сбербанка. Со слов ответственного сотрудника 28.03.2023 г. в 21.30 при подписании контракта возникли технические сложности, о чем сотрудник сообщить не смог. Только 29.03.2023 г. в 8:00 ИП был проинформирован сотрудником о сложившейся ситуации. Ответственному сотруднику был объявлен выговор, с ним проведена разъяснительная работа для исключения повторения подобных ситуаций в будущем, а также проведена учеба по работе на площадке.
Указанные пояснения не могут свидетельствовать о намеренном уклонении ИП от подписания контракта, и не подтверждают его недобросовестности.
Представленные в материалах дела документы ИП свидетельствуют об отсутствии направленности воли Победителя закупки на уклонение от заключения контракта и его недобросовестного поведения, что подтверждается получением независимой гарантии N 59060980480 2-23-Г2 от 28.03.2023 г.
Нарушение Победителем электронного аукциона своих обязательств по подписанию контракта при отсутствии недобросовестного поведения со стороны Победителя закупки, не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, учитывая начальную (максимальную) цену контракта (97 468,00 руб.), Комиссия Кировского УФАС России считает несоразмерной ответственность в виде включения ИП в реестр недобросовестных поставщиков за нарушения срока заключения данного контракта.
ИП относится к субъектам малого предпринимательства, для которого участие в закупках представляет собой возможность стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места. Согласно информации из ЕИС, Победитель является участником закупок и имеет 60 контрактов, которые исполнены или находятся на стадии исполнения, в том числе с данным Заказчиком, что свидетельствует об опыте выполнения аналогичных работ.
Учитывая представленные документы, информацию и пояснения Победителя закупки, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об индивидуальном предпринимателе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области, в связи с уклонением ИП от заключения контракта по результатам проведенного аукциона в электронной форме на поставку сеянцев ели (извещение N 0340100012023000006), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии И.Н. Фуфачева
Члены комиссии М.А. Лебедкина
Е.И. Рязанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 4 апреля 2023 г. N 043/06/104-321/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023