Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Дедова В.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - ФКУ "ЦХИСО ГУ МВД России по Алтайскому краю" Труевцева В.Ю.;
от ООО "ЮВИ" - Власова Я.П.,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - ФКУ "ЦХИСО ГУ МВД России по Алтайскому краю" о включении сведений об ООО "ЮВИ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 08171000006220000660001 от 14.11.2022 г. закупки N 0817100000622000066 "Поставка бумаги печатной прочей на 2023 год", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - ФКУ "ЦХИСО ГУ МВД России по Алтайскому краю" о включении сведений об ООО "ЮВИ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 08171000006220000660001 от 14.11.2022 г. закупки N 0817100000622000066 "Поставка бумаги печатной прочей на 2023 год".
Согласно обращению Заказчика и приложенным к ним материалам 14.11.2022 г. между Заказчиком и ООО "ЮВИ" был заключен контракт на поставку бумаги печатной прочей на 2023 год.
22.02.2023 Поставщиком в адрес Заказчика направлена информация об отсутствии возможности поставки бумаги с фирменным наименованием "Копеечка", поскольку такой бумаги и изготовителя такой бумаги на рынке не существует. Поставщик просит расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик просит включить сведения об ООО "ЮВИ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Ко дню рассмотрения обращения Заказчика в УФАС по Алтайскому краю проступили письменные пояснения от ООО "ЮВИ" по факту ненадлежащего исполнения контракта, в которых он указывает, что причиной неисполнения контракта стало отсутствие бумаги на рынке с фирменным наименованием "Копеечка", а также отсутствием производственной фирмы "Копеечка".
ООО "ЮВИ" обратилось в правоохранительные органы по факту мошенничества в отношении ООО "Копеечка", на основании заявления ООО "ЮВИ" возбуждено уголовное дело о мошенничестве N 12201040042002688 от 10.12.2022 года. Постановлением от 11.12.2022 г. ООО "ЮВИ" признано потерпевшей стороной.
В связи со сложившейся ситуацией, ООО "ЮВИ" письмом от 01 декабря 2022 года просило согласовать замену поставляемой офисной бумаги с фирменным наименованием "Копеечка" на офисную бумагу с фирменным наименованием "Светокопи", которая по своим техническим, эксплуатационным и качественным характеристикам аналогична характеристикам, установленным в Приложении N 1 к государственному контракту N 08171000006220000660001 от 14.11.2022 года.
ООО "ЮВИ" готово оплатить в пользу Заказчика штраф, предусмотренный договором за факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Просит не включать его в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив представленные в материалах дела документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
20 октября 2022 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817100000622000066 "Поставка бумаги печатной прочей на 2023 год".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 844,43 руб.
На участие в закупке было подано 9 заявок.
В соответствии с протоколом подведения итого определения поставщика N0817100000622000066 от 01.11.2022 года наименьшая цена в размере 1850000,00 руб. была предложена ООО "ЮВИ".
14.11.2022 г. по итогам закупки между Заказчиком и ООО "ЮВИ" был заключен контракт N08171000006220000660001 на поставку бумаги печатной прочей на 2023 год.
В соответствии с п. 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр-т. Ленина, 74, поставка товара осуществляется не ранее 18.01.2023 и не позднее 20.02.2023.
Поставщик не менее чем за 2 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
В соответствии с 4.1.1. Контракта Поставщик обязан поставить и произвести сборку Товара в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
01.12.2022 в адрес Заказчика направлено письмо о замене бумаги "Копеечка" на бумагу "Светокопи".
В ответ на письмо Заказчик направил отказ, поскольку характеристики аналога не были улучшенными по сравнению с характеристикам, установленными в Приложении N 1 к государственному контракту.
14.12.2022 г. ООО "ЮВИ" направило повторное письмо в адрес Заказчика о замене бумаги "Копеечка" на бумагу "Тура". Заказчик в замене отказал, поскольку не нашел предлагаемые характеристики улучшенными.
22.02.2023 в адрес Заказчика направлено письмо о невозможности исполнить государственный контракт N08171000006220000660001 с причины невозможности поставки и предложением об изменении или расторжении контракта.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 11.1 Контракта указано, что во всем, что не предусмотрено Контрактом, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поскольку поставщик не поставил товар в соответствии с (Приложение N 1 к настоящему контракту) заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 08171000006220000660001 от 14.11.2022 г.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 13.03.2023.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
С учетом изложенного уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Заслушав доводы представителя Поставщика, изучив представленные материалы, проведя оценку действий ООО "ЮВИ", Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к выводу о совершении Поставщиком необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту: направление информации Заказчику об отсутствии бумаги на рынке с фирменным наименованием "Копеечка", отсутствии производственной фирмы "Копеечка"; предложение о замене товара.
В связи с вышеизложенным, сведения в отношении ООО "ЮВИ" включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат.
Руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "ЮВИ" (ИНН 2465348700).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________________ А.В. Кочетков
Члены комиссии: _____________________________ А.Ю. Бурбах
_____________________________ В.Г. Дедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 31 марта 2023 г. N РНП-22-68-Р/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023