Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев представленное бюджетным учреждением города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - БУ г. Омска "УДХБ", учреждение, заказчик) обращение о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Легионер" (далее - ООО ЧОО "Легионер", общество, исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N Ф.2023.000014 от 13.02.2023, заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по охране объекта (Реестровый номер 32.0019.23) (извещение N 0152300011923000014) (далее соответственно - электронный аукцион, аукцион, контракт), размещенной департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - "_" (доверенность N 99 от 05.05.2022), "_" (доверенность N 58 от 31.03.2023), "_" (доверенность N 57 от 31.03.2023),
исполнителя - "_" (доверенность N 11 от 08.12.2022),
в отсутствие представителя уполномоченного органа, в извещении которого предприняты необходимые меры,
УСТАНОВИЛА:
1. Изначально непосредственно в Омское УФАС России заказчиком были представлены (вх. N 2345/23 от 15.03.2023) обращение о включении информации об исполнителе в Реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), БУ г. Омска "УДХБ" 16.03.2023 направлено (исх. N ТШ/1702/23) уведомление о несоответствии обращения о включении информации об обществе в Реестр.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 10 Правил, частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) заказчиком с использованием единой информационной системы было направлено в Омское УФАС России (вх. N 2796-ЭП/23 от 28.03.2023) обращение о включении информации об ООО ЧОО "Легионер" в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 20.01.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 949065,12 руб.
25.01.2023 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от N РИ1.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 30.01.2023 ценовые предложения были поданы тремя участниками из пяти поданных на участие в закупке заявок, лучшее ценовое предложение в размере 284044,11 руб. было подано участником с идентификационным номером заявки 113432893 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.02.2023 свидетельствует о том, что победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО ЧОО "Легионер").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 13.02.2022 между учреждением и обществом заключен контракт.
14.03.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом (в срок, установленный контрактом, исполнитель к оказанию услуг не приступил).
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 27.03.2023, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Легионер" не подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В извещении о проведении электронного аукциона в графе "Информация о сроках исполнения контракта и источниках финансирования" были указаны дата начала исполнения контракта - 01.03.2023, дата окончания исполнения контракта - 06.09.2023.
Кроме того, графа "этапы исполнения контракта" содержала информацию о том, что дата начала исполнения первого этапа контракта приходится на 01.03.2023.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Аналогично вышеуказанной информация о сроках оказания услуг содержалась в пункте 1.2 заключенного сторонами контракта и пункте 1 Спецификации, являющейся приложением N 1 к такому контракту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Между сторонами на основании заключенного контракта сложились отношения, основанные на договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Особенностью правового регулирования договора возмездного оказания услуг согласно статье 783 ГК РФ является то, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 такого Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы (оказания услуги) является существенным для договора подряда (возмездного оказания услуг).
Согласно пункту 1.1 предметом контракта выступало следующее: "По настоящему контракту Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги по охране объекта - Город Омск "Очистные сооружения на водовыпуске в створе улицы Б.Хмельницкого к западу от автодорожного моста через реку Омь" (далее - услуги) (вид услуги (виды услуг), предусмотренный (предусмотренные) статьей 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом".
Также в пункте 1.3 контракта определено, что с момента начала оказания услуг стороны подписывают Акт принятия объекта(ов) под охрану по форме, согласованной сторонами (приложение N 3 к контракту), а с момента окончания срока оказания данных услуг - Акт о снятии охраны по форме, согласованной Сторонами (приложение N 4 к контракту).
Раздел 2 контракта регламентирует взаимодействие сторон при исполнении заключенного контракта.
В частности, в пункте 2.2.1 контракта установлена обязанность заказчика обеспечить исполнителя информацией, помещениями и техническими средствами, необходимыми для выполнения обязательств, предусмотренных контрактом, оборудовать рабочие места (посты) на объекте согласно Техническому заданию.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.4 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с чем принятое заказчиком 01.03.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на бумажном носителе и размещенное на официальном сайте ЕИС в разделе "дополнительная информация" (то есть в порядке, не предусмотренном действующими нормами Федерального закона о контрактной системе) для рассмотрения настоящего обращения правового значения не имеет.
Комиссией установлено, что легитимно принятое БУ г. Омска "УДХБ" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 14.03.2023 в 13:28 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 3550423769623000041) признается 14.03.2023 в 13:28 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой исполнитель.
Таким образом, ООО ЧОО "Легионер" в период 15.03.2023 по 24.03.2023 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Омским УФАС России 27.03.2023 по адресу электронной почты исполнителя: legioner-e@mail.ru, содержащемуся в контракте, было направлено (исх. N -/2022/23) уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 31.03.2023 письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 04.04.2023 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России были представлены (вх. NN 3036-ЭП/23, 3038-ЭП/23 от 03.04.2023) пояснения, в которых исполнитель выражает несогласие принятому заказчиком решению об одностороннем отказе от исполнения контракта. Кроме того, в пояснениях отмечено, что неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, обусловлено неправомерными действиями (бездействием) самого заказчика.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с ООО ЧОО "Легионер" в рамках исполнения контракта, документальные доказательства неисполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, свидетельствуют о следующем.
08.02.2023 (после подведения итогов определения исполнителя, но до заключения контракта) общество направило (исх. N 204) в адрес заказчика список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей, предусмотренных контрактом (оказание охранных услуг).
27.02.2023 исполнитель обратился к учреждению с предложением о расторжении контракта по причине продолжительного времени, которое потребуется Отделу лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации для оформления личных карточек охранников на вновь принятых на работу для исполнения контрактов работников общества.
01.03.2023 при участии сотрудников заказчика и представителя ООО ЧОП "Кристалл" в рамках обследования территории было установлено, что исполнитель к оказанию услуг не приступил, что подтверждается актом комиссионного обследования.
06.03.2023 общество направило в адрес заказчика письмо с требованием о предоставлении документов, подтверждающих право последнего владения или пользования имуществом, подлежащим охране, и иных документов, необходимых для выполнения обязательств по оказанию охранных услуг.
В этот же день исполнитель направил (исх. N 20474/03-03/1) в адрес учреждения претензию, содержащую несогласие принятому заказчиком решению об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также требование о предоставлении помещения для несения службы, назначении даты и времени, в которые сотрудники общества смогут заступить на охрану объекта.
07.03.2023 общество обратилось к заказчику с просьбой о предоставлении документов и информации, ранее запрашиваемых в письме от 06.03.2023, для возможности приступить к выполнению обязательств по контракту.
09.03.2023 заказчик в ответ на требование общества от 06.03.2023 сообщил о том, что условиями заключенных контрактов направление запрашиваемых документов не предусмотрено. Кроме того, в ответ на претензии указал на предоставление обществу в соответствии с пунктом 2.2.1 контракта оборудованных помещений (пунктов охраны) для несения службы и исполнения условий, предусмотренных контрактом. Однако исполнитель 01.03.2023 к своим обязанностям по охране объектов не приступил.
13.03.2023 общество направило в адрес заказчика претензию с требованиями об устранении препятствий к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом: устранении сотрудников ООО ЧОП "Кристал" с объекта охраны, допущении к охране сотрудников исполнителя, предоставлении ранее запрашиваемых документов.
15.03.2023 заказчик в ответ на претензию общества от 13.03.2023 сообщил (исх. N 393) о том, что в настоящее время на основании заключенного контракта охрана на объектах осуществляется ООО ЧОП "Кристал", причиной заключения которого послужила необходимость постоянной охраны объектов, а также обстоятельства того, что исполнитель к выполнению своих обязанностей своевременно не приступил. Дополнительно учреждение указало на то, что в период с 13.02.2023 (дата заключения контракта) по 01.03.2023 (дата начала срока оказания услуг) претензий о несоответствии условий контрактов общество заказчику не направляло.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Изложенные выше обстоятельства, подтвержденные представленными в материалы дела документами и сведениями, действительно свидетельствуют о том, что исполнитель в срок, определенный контрактом, к оказанию услуг по охране объекта не приступил.
Вместе с тем Комиссией были установлены следующие заслуживающие внимания обстоятельства.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
При применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Комиссия при оценке действий сторон (заказчика и поставщика), связанных с осуществлением данной закупки (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) и направленных на обеспечение государственных нужд, отмечает, что в данных правоотношениях сторон принципы добросовестности, разумности и справедливости соблюдены не в полной мере.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных заказчиком и обществом действий в рамках исполнения контракта, Комиссия установила их неполное соответствие требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта начало оказания услуг приходится на 00 час. 00 мин. 01.03.2023. При этом во исполнение пункта 1.3 контракта с момента начала оказания услуг стороны должны подписать Акт принятия объекта под охрану.
В связи с указанным у Комиссии возник неразрешимый вопрос о порядке передаче объекта под охрану со стороны заказчика в ночное время, учитывая, что согласно пояснениям представителей учреждения: исполнение указанной обязанности было запланировано непосредственно в момент начала оказания услуг; при этом представители заказчика с необходимыми документами в установленное пунктом 1.2 контракта время на объекте отсутствовали; представленный заказчиком в материалы дела Акт комиссионного обследования от 01.03.2023 не позволяет определить время его составления; сам контракт не содержит порядка передачи объекта под охрану; какие-либо уведомления, связанные с передачей объекта, в адрес исполнителя заказчиком не направлялись.
Кроме того, БУ г. Омска "УДХБ" не были представлены доказательства, подтверждающие исполнение обязанности, закрепленной в пункте 2.2.1 контракта, согласно которому заказчик был обязан обеспечить исполнителя "информацией, помещениями и техническими средствами, необходимыми для выполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, оборудовать рабочие места (посты) на объекте согласно Техническому заданию". В частности, в материалы дела не были представлены доказательства направления обществу информации о заключенном заказчиком с ООО ЧОП "Кристалл" контракте N 8 от 01.03.2023, предметом которого выступало оказание услуг по предоставлению во временное пользование вагона "Кунг", находящегося по адресу оказания услуги.
Напротив, неоднократно направленные (06.03.2023, 07.03.2023, 13.03.2023) обществом претензии свидетельствуют о том, что общество не было обеспечено информацией, помещениями, необходимыми для выполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Изложенное, по мнению Комиссии, может расцениваться как обстоятельства, препятствовавшие исполнителю своевременно приступить к оказанию услуг по контракту. Со стороны заказчика меры по оказанию содействия при исполнении контракта предприняты не были.
Таким образом, информация об ООО ЧОО "Легионер" не подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Легионер": 620014, г. Екатеринбург, ул. Юмашева, д. 20, ИНН 6658111085, КПП 665801001;
- о генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Легионер" "_", ИНН 381506167703;
- об участнике общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Легионер" (размер доли (в процентах) - 100 % "_", ИНН 242400221506.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 апреля 2023 г. N 055/10/104-350/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023