Резолютивная часть решения оглашена 05 апреля 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05 апреля 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Псковской области "Псковский клинический перинатальный центр" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "УралМедМаркет" (адрес: 620142, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Чайковского, дом 56; ИНН 6679161954), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от подписания контракта по итогам электронного аукциона на поставку медицинских изделий (перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные) (регистрационный номер: 124-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000323000116),
УСТАНОВИЛА:
29 марта 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "УралМедМаркет" (адрес: 620142, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Чайковского, дом 56; ИНН 6679161954), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от подписания контракта по итогам электронного аукциона на поставку медицинских изделий (перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные) (регистрационный номер: 124-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000323000116).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференцсвязи состоялось 05 апреля 2023 года в 10 часов 00 минут, с учетом перерыва объявленного 04 апреля 2023 года в 10 часов 20 минут, в связи с необходимостью получения дополнительной информации от Общества.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0157200000323000116 о проведении аукциона - 02.03.2023 15:28.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 974 700,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 9 (девять) заявок, заявка с идентификационным N11 признана победителем.
5) 20.03.2023 (вх.N1180-ЭП/23) поступила жалоба от ООО "Алиша" на действия комиссии Заказчика, которая необоснованно признала победителем ООО "УралМедМаркет" поскольку сертификат СТ-1, приложенный к заявке не отвечает требованиям п. "А" или п. "Б" раздела 7 Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и соответственно не является подтверждением страны происхождения товара.
6) 23.03.2023 по результатам рассмотрения жалоба признана необоснованной (решение по делу N060/06/48-88/2023 от 27.03.2023).
7) 29.03.2023 года Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
16.03.2023 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта для подписания Обществом.
23.03.2023 Общество сформировало протокол разногласий, в части необходимости дополнить контракт двумя видами перчаток, которые оно предлагало в
своей заявке.
24.03.2023 Заказчик обработал протокол разногласий и направил доработанный контракт, в части дополнения совокупного количества баллов: 220, а в части дополнения еще двумя видами перчаток отказал.
27.03.2023 Общество подписало контракт, с приложением в качестве обеспечения исполнения контракта независимой гарантии N ЭБГ-007432 от 20.03.2023, выданной АО коммерческий банк "Уральский финансовый дом".
28.03.2023 Заказчик направил Обществу запрос об указании номера реестровой записи независимой гарантии.
29.03.2023 Общество сообщило, что банк отозвал гарантию и будут внесены денежные средства, в качестве обеспечения исполнения контракта.
29.03.2023 Заказчиком было принято решение об отказе в принятии независимой гарантии, на основании отсутствия сведений о данной гарантии в реестре независимых гарантий.
29.03.2023 Общество предоставило обеспечение исполнения контракта (платежное поручение N 234).
30.03.2023 денежные средства в размере 109 653,75 рубля поступили на счет Заказчика.
04.04.2023 Заказчик вернул Обществу данные денежные средства (заявка на возврат N00001599).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений.
При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Общество в письменных объяснениях пояснило, что не уклонялось от подписания контракта. Счет за выдачу независимой гарантии был оплачен 27.03.2023. После того, как Заказчик сообщил, что не видит в реестре гарантий независимую гарантию Общества, Общество обратилось к брокеру с данным вопросом, на что получен ответ, что гарантия не выпущена. 29.03.2023 в регламентированный срок подписания контракта, Обществом было оплачено обеспечение исполнения контракта денежными средствами.
Заказчик настаивал на включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Ранее сведения в отношении ООО "УралМедМаркет" не поступали. В силу вышеперечисленных обстоятельств (совершение действий на подписание контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта) Комиссия приходит к выводу о том, что включение сведений об ООО "УралМедМаркет", в данном конкретном случае не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности и не отвечает реализации целей Закона о контрактной системе, в виду отсутствия виновного уклонения от заключения контракта.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Псковской области "Псковский клинический перинатальный центр" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "УралМедМаркет" (адрес: 620142, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Чайковского, дом 56; ИНН 6679161954), в связи с уклонением от подписания контракта по итогам электронного аукциона на поставку медицинских изделий (перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные) (регистрационный номер: 124-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000323000116), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 5 апреля 2023 г. N РНП 060/06/104-100/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2023