Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступило обращение ФГБОУ "ВДЦ "Океан" о включении сведений об ООО "Алисан" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории (извещение N 0320100011222000217).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 0320100011222000217 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.08.2022 N ИЭА1 победителем признано ООО "Алисан".
29.08.2022 между ФГБОУ "ВДЦ "Океан" и ООО "Алисан" (далее - Исполнитель) был заключен государственный контракт N 0320100011222000217 на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, Исполнитель принял на себя обязательства оказать Услуги в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1) и Технической частью (Приложение N 2), являющимися неотъемлемыми частями Контракта.
В соответствии с пунктом 5.1. Контракта, срок оказания Услуг: с 1 сентября 2022 г. по 29 декабря 2022 г.
В соответствии с разделом "Условия и порядок оказания услуг" Технической части (Приложение N 2 к Контракту) услуги по уборке объектов Заказчика оказываются Исполнителем в рабочее время с привлечением персонала на объекте в количестве не менее 16 человек.
В нарушение условий Контракта с 01.12.2022 по 14.12.2022 (включительно) Исполнитель ненадлежащим образом оказывал услуги, а именно: количество сотрудников Исполнителя составило 15 человек, в связи с чем не в полном объеме оказаны услуги по пункту 5 (Дружина "Бригантина" уборка помещений (кроме кубриков) Лестничные марши, коридоры, холлы) Технической части (Приложение 2 к Контракту). На основании данного факта Заказчиком были составлены и направлены в адрес Исполнителя акты о неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств по Контакту.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 13.1. Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, в судебном порядке, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
13.03.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
24.03.2023 - дата расторжения контракта.
В соответствии ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "Алисан" не устранило нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Вместе с тем, Комиссией отмечено, что нарушения, допущенные в период с 01.12.2022 по 14.12.2022, не могли быть устранено Исполнителем в силу принятия решения об одностороннем отказе 13.03.2023.
Согласно письменным пояснениям ООО "Алисан", по смыслу норм пункта 1 статьи 782 и пункта 4 статьи 453 Гражданского кодекса РФ, отказ заказчика возможен в любое время - как до начала оказания услуг исполнителем, так и в процессе их оказания, но не после того, как услуга выполнена.
Комиссией установлено, что оказанные услуги оплачены Заказчиком в размере 2 827 957,48 рублей, что составляет 97% объема услуг по Контракту.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Алисан" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 30 марта 2023 г. N 25-61/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2023