Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - заместитель начальника отдела М.А. Грицай, главный специалист-эксперт О.П. Чупрунова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЛИДЕР2017" (далее - податель жалобы) на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме "ЭА-N-4034/23 "Поставка кожных антисептиков", размещенного на электронной площадке ООО "ЭТП Газпромбанк" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ЛИДЕР2017" на действия аукционной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме "ЭА-N-4034/23 "Поставка кожных антисептиков", размещенного на электронной площадке ООО "ЭТП Газпромбанк" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения N 0119200000123003479.
Существо жалобы: нарушение со стороны комиссии порядка рассмотрения заявок на участие в аукционе, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заседание Комиссии состоялось 10.04.2023 в 14:30 в присутствии представителя подателя жалобы, представителя заказника, представителя уполномоченного органа, должным образом подтвердившие свои полномочия.
По мнению подателя жалобы, аукционная комиссия неправомерно отклонила его заявку, признала победителем закупки участника, не предоставившего документов, подтверждающих российское производство товара "Дезинфицирующее средство-раствор "ИНДЕСЕПТ ИЗО". Кроме того, предлагаемый к поставке победителем закупки товар "Дезинфицирующее средство-раствор "САВИР-СЕПТ" не соответствует требованиям описания объекта закупки.
Представитель аукционной комиссии, заказчик с доводами жалобы не согласны, представили мотивированные возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "ЭА-N-4034/23 "Поставка кожных антисептиков".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно требованиям подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N617) установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, которая одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ N617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий: а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов);
Комиссией проанализировано извещение о проведении закупки и установлено, что оно содержит указание на ограничение допуска заявок в соответствии с Постановлением Правительства РФ N617, так как объектом закупки является поставка дезинфицирующих средств, имеющих код ОКПД 2 20.20.14.000, который подпадает под действие указанного постановления.
Из содержания заявки подателя жалобы следует, что им к поставке предлагается товар "Средство дезинфицирующее "Софта-Ман Изо", производство которого осуществляется как Швейцарией, так и Россией.
Ввиду того, что заявка подателя жалобы содержала не только предложение о поставке товара, произведенного исключительно на территории РФ, но и на территории иностранного государства, данная заявка аукционной комиссией была признана не соответствующей требованиям Постановления Правительства РФ N617. В связи с чем, заявка подателя жалобы была правомерно отклонена аукционной комиссией.
Довод заявителя о том, что победителем закупки не подтверждено российское происхождение товара, предлагаемого к поставке в виду того, что в реестре российской промышленной продукции не отображаются сведения о реестровой записи N715/3/2021 на товар "Дезинфицирующее средство-раствор "ИНДЕСЕПТ ИЗО", не находит своего подтверждения на основании следующего.
На момент подачи заявки на участие в рассматриваемой закупке, то есть в период с 17.03.2023 (дата размещения извещения) до 28.03.2023 (срок окончания подачи заявки), выписка из реестра российской промышленной продукции N715/3/2021 на товар "Дезинфицирующее средство-раствор "ИНДЕСЕПТ ИЗО", являлась действующей и отображалась в реестре российской промышленной продукции. Однако после окончания срока действия указанной выписки, определенного до 31.03.2023, информация о выписке перестала отображаться в реестре.
Вместе с тем, представленная выписка из реестра российской промышленной продукции содержит QR-код, по которому можно идентифицировать, что представленный документ является надлежащей выпиской, сформированной для подтверждения российского происхождения товара.
Таким образом, победитель закупки представил надлежащим образом документы, подтверждающие российское происхождение товара в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N617.
Относительно дополнительного довода подателя жалобы о том, что товар "Дезинфицирующее средство-раствор "САВИР-СЕПТ" не соответствует требованиям описания объекта закупки, поскольку из инструкции на данный товар, размещенной в сети Интернет указано, что данный товар имеет в составе алкилдиметилбензиламмоний хлорид, в то время как в описании объекта имеется ссылка на отсутствие указанного в составе товара, Комиссия отмечает следующее.
Инструкции на товар, размещенные на сайтах в сети Интернет не могут являться достоверными источниками информации о характеристиках товара.
Комиссия не установила, что в состав заявки победителя закупки включена какая-либо информация, проанализировав которую аукционная комиссия смогла бы прийти к выводу о несоответствии предлагаемого к поставке товара требованиям извещения.
Кроме того, Комиссия отмечает, что из части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе следует, что аукционная комиссия проверят заявки участников закупки только на предмет соответствия требованиям извещения. При этом законодатель не вменяет в обязанность закупочной комиссии обращаться к каким-либо сторонним источникам с целью установить факт достоверности или недостоверности информации, содержащейся в заявках участников закупки. При этом Комиссия отмечает, что, безусловно, действующее законодательство не ограничивает закупочные комиссии в праве проверять информацию, включенную в заявки участников на предмет достоверности, в том числе обращаясь к каким-либо реестрам, инструкциям, запрашивая письма у производителей предлагаемого к поставке товара или имеющегося у заказчика. Однако не ограничение в каком-либо праве не может свидетельствовать об обязанности совершить действия.
В случае неполучения однозначного подтверждения несоответствия поставляемого товара требованиям к объекту закупки, то несоответствие или соответствие может быть установлено только на этапе исполнения контракта. И в случае, если заказчиком будет такое установлено, то в силу требований части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик несет обязанность по расторжению контракта в одностороннем порядке и направлению обращения о включении сведений о недобросовестном участнике контрактной системы в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, по результатам рассмотрения доводов жалобы Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях аукционной комиссии нарушений положений статьи 49 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "ЛИДЕР2017" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
О. П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 апреля 2023 г. N 024/06/106-959/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023