Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя "_" (далее - предприниматель, заявитель, ИП "_") на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме "Поставка медицинских расходных материалов - 74 (перчатки процедурные) (Реестровый номер 230701)" (извещение N 0852500000123000680) (далее - запрос котировок, закупка) для нужд бюджетного учреждения здравоохранение Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее - заказчик),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - "_" (доверенность 24.05.2022);
уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 7 от 23.12.2022);
заказчика - "_" (доверенность N 7 от 04.07.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3045-ЭП/23 от 04.04.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов запроса котировок следует, что 20.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение об осуществлении закупки N 0852500000123000680 с максимальным значением цены контракта 1 484 000 руб.
29.03.2023 размещен протокол подведения итогов определения поставщика, согласно которому на участие в закупке было подано 8 заявок, заявки семи участников были отклонены. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 113863565.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе указано: "В соответствии с Протоколом подведения итогов запроса котировок заявка ИП Тужиной С.В. единогласным решением всех членов комиссии по размещению заказов отклонена, в качестве обоснования приведено следующее:
На основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с установлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. По позициям N 1,2 указана недостоверная информация о товарном знаке "Connect". Согласно сведениям государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, данное медицинское изделие обращается под другим товарным знаком.
Указанное основание для отклонения заявки является незаконным.
Так, по позициям N 1 и N 2 Заявителем были предложены к поставке перчатки, зарегистрированные в рамках регистрационного удостоверения РЗН 2021/14392.
При этом, на упаковке указанных перчаток нанесен товарный знак "Connect", в связи с чем, Заявитель в своей заявке указал соответствующую информацию.
Таким образом, Заявителем были выполнены требования о предоставлении информации о товарном знаке.
Более того, указанный товарный знак является зарегистрированным в установленном порядке.
ООО "Атекс Групп" является правообладателем товарного знака "Connect", предложенные перчатки производятся по заказу указанной компании, в связи с чем, на упаковке указанных перчаток наносится товарный знак ООО "Атекс Групп".
В свою очередь, возникают вопросы: какими сведениями руководствовался Заказчик при определении признака недостоверности сведений о товарном знаке?
Согласно протоколу, Заказчик руководствовался данными из реестра медицинских изделий.
Между тем, в реестровой записи Росздравнадзора на регистрационное удостоверение РЗН 2021/14392 вообще не содержится данных о товарном знаке указанного товара.
Таким образом, с учетом открытых данных следует один вывод: на момент оценки заявок, у Заказчика не имелось достоверных и неопровержимых данных подтверждающих факт предоставления Заявителем заявки с недостоверными данными.
Боле того, согласно ГК РФ товарные знаки и иные средства индивидуализации могут существовать без регистрации в установленном порядке. Факт регистрации товарного знака, создает только условия для возникновения исключительного права на товарный знак и соответственно защиту прав правообладателя. При этом, факт регистрации товарного знака, подтверждается информацией из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, согласно ст. 1480 ГК РФ.
Таким образом, юридически значимым источником информации, которым можно руководствоваться при установления факта наличия товарного знака является - или соответствующий государственный или международный реестр товарных знаков, или информация от производителя медицинских изделий или лица, по чьему заказу изготавливается медицинское изделие.
При этом, регистрационное удостоверение и реестр медицинских изделий никоим образом не является тем или иным документом и источником информации, подтверждающим наличие или отсутствие товарного знака.
Товарный знак может быть нанесен на упаковке, как средство индивидуализации, непосредственно производителем медицинского изделия, или лицом, по чьему заказу изготавливается медицинское изделие, в связи с чем, данные о нём могут отсутствовать в регистрационном удостоверении или в реестре медицинских изделий. Однако, указанный факт никоим образом не означает, что товарного знака не будет на упаковке.
Заявитель являясь добросовестным участником закупки, указал сведения о товарном знаке с учетом реестра товарных знаков и фактического содержания информации на упаковке.
Полагаем необходимым отметить, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности.
В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7).
Таким образом, поданная Заявителем заявка в части оспариваемых сведений требованиям аукционной документации соответствовала. Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в них сведений в контексте ч. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (в силу которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются) у Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал.
При этом в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П) и принципа стабильности публичных правоотношений, но также и принципов добросовестной реализации прав и законных интересов (ч. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ) для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к ней заказчику необходимо располагать письменным документальным подтверждением наличия в составе заявки такого участника недостоверной информации.
Наличие же любых равновесных противоречий, возникающих при работе с аукционной документацией, является следствием действий Заказчика, а следовательно, возникшие противоречия должны трактоваться в пользу более слабой стороны правоотношений (участника закупки). (Решение Московского УФАС России по делу N 077/06/106-2836/2022).
Касательно подтверждения недостоверных сведений, следуя правовой позиции ФАС России и судов, отметим, что для отстранения участника закупки недостоверность представленных сведений должна быть подтверждена надлежащим образом, недостоверность сведений, содержащихся в заявках, должна подтверждаться объективными данными, которые не подлежат сомнению (например, письмо ФАС России от 20.08.2021 N ПИ/69938/21 "О рассмотрении обращения", Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2020 г. по делу No А56-93423/2018).
Таким образом, формулировка для отклонения заявки Заявителя - Заказчиком приведена неправомерно и без надлежащих доказательств.
Также, данное отклонение является незаконным, нарушает права Заявителя и может привести к необоснованным финансовым убыткам. Более того, с учетом данных из протокола следует, что в ходе определения поставщика были применены положения Постановления N 617, в связи с чем заявка Заявителя подлежала отклонению не на основании пункта 1, а на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ. Основание отклонения имеет значение, это может привести к прямым убыткам Заявителя, что и послужило основанием для подачи настоящей жалобы.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 617). Каких-либо запретов о допуске товаров иностранного происхождения в извещении установлено не было.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 617 заказчик при рассмотрении заявок отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее в этом абзаце - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно: а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза; б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
Постановление Правительства РФ N 617 является нормативно правовым актом, принятым в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Из анализа п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ можно сделать 2 вывода в рамках проведенной закупки:
1)заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных Постановлением N 617, то есть если на аукцион подана хотя бы 1 заявка, с документальным подтверждением страны происхождения из РФ или ЕАЭС;
2)непредставление информации и документов о стране происхождения не является основанием для отклонения по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ. Об указанном свидетельствует отдельное упоминание в скобках, где случай непредставления документов вынесен в исключение. При этом, согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, отсутствие этих документов в заявке, не является основанием для отклонения, а является основанием для приравнивания такой заявки предложению, содержащим товары иностранного происхождения.
Таким образом, при правильном применении норм права и соответствующем его толковании, очевидно, что заявка Заявителя подлежала отклонению на основании п. 4, а не п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.
К указанному выводу, также можно прийти, при изучении ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, в котором п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ является единственным основанием отклонения заявок, которое не приводит к удержанию обеспечения заявки.
Указанное регулирование было установлено законодателем в силу того, что добросовестные участники закупок не могут и не обязаны предвидеть действия других участников закупок, которые могут подать заявки с товаром Российского происхождения или из стран ЕАЭС. Соответственно, такие участники закупок не могут нести ответственность в виде потери суммы обеспечения заявки, которая может возникнуть вследствие действий третьих лиц.
Отдельно следует заметить, что Постановление Правительства РФ N 617 устанавливает условия ограничения допуска иностранного товара, а не запрета. Заявитель зная об этом принял решение участвовать в закупке, и в своей заявке предложил к поставке иностранный товар, страной происхождения Малайзия, Китай. На момент подачи заявки Заявитель не знал, не мог знать и не обязан был предвидеть, что на участие в закупке будет подана заявка с товаром Российского происхождения.
Отклонение по ненадлежащему пункту 5 может привести к финансовым убыткам, так как согласно части 13 статьи 44 Закона N 44-ФЗ в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
Таким образом, Заявитель имел полное право принять участие в закупке с иностранным товаром, в связи с чем не должен подвергаться негативным последствиям в виде возможного списания денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки, отклоненной по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ.
На данный момент существует практика ФАС России по аналогичным жалобам, извещение N 0173100014122000079. Решением по делу N 28/06/105-3093/2022 от 10.10.2022 Федеральная антимонопольная служба признала в действиях Генеральной Прокуратуры РФ нарушение части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ. Комиссией установлено, что заявки Заявителя и Участников отклонены по основаниям предусмотренным Постановлением N 617, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неверно указано основание отклонения заявок Заявителя и Участников и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное неправомерное отклонение ведет к необоснованным финансовым убыткам, поскольку каждое третье такое отклонение влечет потерю суммы обеспечения для участия. Например, если НМЦК составит 10 млн рублей, то участник может потерять 100 000 руб.
Исходя из этого, у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Заявителя на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, поскольку заявка полностью соответствовала требованиям законодательства. Заявка подлежала отклонению на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ.
Действия комиссии по осуществлению закупок нарушают требования пункта 1 и 4 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ".
В своих возражениях на доводы жалобы (вх. N 3121-ЭП/23 от 05.04.2023) уполномоченное учреждение ссылается на то, что участником закупки в заявке был указан товарный знак отличный от того, который изображен на упаковке медицинского изделия. Указанное обстоятельство подтверждается фотографическим изображением медицинского изделия, размещенным в реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий на официальном сайте Росздравнадзора.
Так уполномоченным учреждением установлено, что предлагаемое к поставке медицинское изделие сопровождается следующим товарным знаком:
Данный товарный знак зарегистрирован в Китае (номер регистрации 4628829).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпунктам "а" и "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В силу части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
По позиции N 1 и 2 электронного документа "Описание объекта закупки", размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, заказчику требовался товар "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные".
Участником закупки с идентификационным номером заявки 113854367 (ИП "_") по указанным позициям предложен товар "Перчатки смотровые нитриловые, неопудренные, нестерильные" (регистрационное удостоверение N РЗН 2021/14392 от 25.05.2021, производитель "Жонхон Пулин Медикал Продактс Ко., Лтд.", Китай).
Комиссия отмечает, что заявка предпринимателя по спорным позициям содержала указание на товарный знак Connect.
В протоколе подведения итогов определения поставщика от 29.03.2023 в качестве обоснования отклонения заявки с идентификационным номером 113854367 указано следующее: "На основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с установлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. По позициям N 1,2 указана недостоверная информация о товарном знаке "Connect". Согласно сведениям государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, данное медицинское изделие обращается под другим товарным знаком".
Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное (абзац первый пункта 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Правовое регулирование товарных знаков осуществляется в соответствии с параграфом 2 главы 76 раздела VII части четвертой ГК РФ.
На основании пункта 1 статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (статья 1479 ГК РФ).
Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном статьями 1503 и 1505 Кодекса (статья 1480 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 1484 ГК РФ установлено, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
При этом исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ).
Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883) (Стокгольмский акт от 14.07.1967, пересматривающий данный документ, ратифицирован СССР Указом Президиума ВС СССР от 19.09.1968 N 3104-VII с оговоркой и заявлением) (далее - Парижская Конвенция).
Российская Федерация и Китай являются странами участниками Парижской Конвенции.
Статьями 1 и 2 Парижской Конвенции, в том числе предусмотрено, что объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.
В отношении охраны промышленной собственности граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных настоящей Конвенцией. Исходя их этого их права будут охраняться так же, как и права граждан данной страны, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам.
Материалами дела подтверждено, что в Китае зарегистрирован (номер регистрации 4628829) товарный знак
В соответствии с Парижской Конвенцией и соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации действует исключительное право на указанный товарный знак.
Комиссией установлено, что указанный товарный знак сопровождает предлагаемое к поставке медицинское изделие. Данный факт подтвержден фотографическим изображением медицинского изделия, размещенным в реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий на официальном сайте Росздравнадзора.
При этом на таких фотографических изображениях отсутствует указание на товарный знак Connect.
В данной части также необходимо учитывать следующее.
В соответствии с частями 3, 4 и 10 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 утверждены Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - Правила ведения государственного реестра медицинских изделий).
Согласно подпунктам "л", "н" и "о" пункта 6 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий реестр содержит следующие сведения: фотографические изображения общего вида медицинского изделия, электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие, электронный образ регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
Пунктом 9 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий также предусмотрено, что сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в сети "Интернет". Сведения, содержащиеся в реестре, обновляются ежедневно с сохранением всех редакций реестра.
Таким образом, вывод комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения о предоставлении участником закупки в составе заявки недостоверной информации следует признать правомерным.
При этом ссылка заявителя на письмо ООО "Атекс Групп" (исх. N б/н от 06.04.2023) и приложенные к нему фотоматериалы Комиссией отклоняется, так как данная организация не является производителем медицинского изделия (регистрационное удостоверение N РЗН 2021/14392 от 25.05.2021), а также не является держателем (уполномоченным представителем производителя (изготовителя) указанного медицинского изделия) регистрационного удостоверения.
Комиссия отмечает, что уполномоченным представителем производителя (изготовителя) медицинского изделия по регистрационному удостоверению N РЗН 2021/14392 от 25.05.2021 является ООО "КГБ".
Более того, представленные фотоматериалы и утверждения ООО "Атекс Групп", изложенные в письме, прямо противоречат вышеприведенным фотографическим изображениям медицинского изделия.
По изложенным обстоятельствам Комиссия также полагает несостоятельными доводы, отраженные в обращении заявителя (вх. N 3311-ЭП/23 от 11.04.2023).
Комиссия также не может согласиться с доводом заявителя о том, что отклонение заявки предпринимателя комиссией по осуществлению закупок уполномоченного учреждения по основанию, указанному в протоколе подведения итогов, может привести к финансовым убыткам и нарушению прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
Учитывая, что заявка заявителя была отклонена комиссией по осуществлению закупок в конце квартала, а доказательств отклонения заявок предпринимателя на площадке этого же оператора за первый квартал 2023 года в материалы дела не представлено, при условии, что такая заявка в любом случае была бы отклонена в связи с применением ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств (пункт 4 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе), Комиссия полагается нарушение прав и законных интересов заявителя обжалуемым отклонением заявки недоказанным.
При таких обстоятельствах довод жалобы заявителя с учетом положений части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе признается необоснованным.
В части доводов заказчика и уполномоченного учреждения о подаче заявителем жалобы за пределами регламентированного срока, Комиссия отмечает, что данный вопрос был разрешен Омским УФАС России при принятии жалобы к рассмотрению.
4. В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией также было рассмотрено обращение заявителя (вх. N 3236-ЭП/23 от 10.04.2023), которые сводились к неправомерному признанию заявки участника закупки с идентификационным номером 113863565 соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, и как следствие к неправомерному применению ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
В силу частей 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктами 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617) утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которая одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
В соответствии с пунктами 7 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Материалами дела установлено, что участником закупки с идентификационным номером заявки 113863565 к поставке был предложен товар "Перчатки медицинские смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, одноразовые по ТУ 22.19.60-003-05370760-2021" (регистрационное удостоверение N РЗН 2022/16511 от 02.02.2022, производитель ООО "СПЕЦ-И-АЛ"), "Перчатки медицинские смотровые/процедурные латексные одноразового использования, неопудренные, нестерильные по ТУ 22.19.60-001-05370760-2020" (регистрационное удостоверение N РЗН 2021/16274 от 30.12.2021, производитель ООО "СПЕЦ-И-АЛ").
Заявка участника закупки содержала выписки из реестра российской промышленной продукции:
- N 399\1.2021 от 14.04.2021 на товар "Перчатки медицинские смотровые/процедурные латексные одноразового использования, неопудренные, нестерильные";
- N 396\1\2022 от 05.03.2022 "Перчатки медицинские смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, одноразовые".
Реестровая запись N 399\1.2021 от 14.04.2021 на товар была сформирована на основании заключения Минпромторга России N 29959/13 от 14.04.2021, которое было выдано в отношении товара "Перчатки медицинские смотровые/процедурные латексные одноразового использования, неопудренные, нестерильные". В заключении также были указаны реквизиты документа, содержащего требования к производимой продукции ТУ 22.19.60-001-05370760-2020.
Таким образом, участником закупки была надлежащим образом подтверждена страна происхождения предлагаемого товара в понимании постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617, следовательно, комиссия по осуществлению закупок уполномоченного учреждения правомерно применила ограничения допуска.
Доводы заявителя о том, что приведенное заключение Минпромторга России выдано не в отношении товара, зарегистрированного в качестве медицинского изделия (N РЗН 2021/16274 от 30.12.2021), Комиссия полагает ошибочными, основанными на неверном понимании различий в правом регулирования национального режима при осуществлении государственных и муниципальных закупок и оборота медицинских изделий.
Материалами дела установлено, что заключение Минпромторга России выдано на промышленный товар с конкретным наименованием, который производится по определенным техническим условиям ООО "СПЕЦ-И-АЛ".
При соотнесении положений заключения Минпромторга России и регистрационного удостоверения N РЗН 2021/16274 от 30.12.2021, Комиссия пришла к однозначному выводу, что именно этот товар зарегистрирован Росздравнадзором в качестве медицинского изделия.
Более того, Комиссией установлено, что указанное медицинское изделие, произведенное по ТУ 22.19.60-001-05370760-2020, ранее обращалось на территории Российской Федерации в соответствии с регистрационным удостоверением N РЗН 2020/12203 от 07.10.2020 (отменено с 20.10.2021).
Доказательств в подтверждение данных доводов заявителем не представлено, в связи с чем Комиссия признает их необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя "_" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме "Поставка медицинских расходных материалов - 74 (перчатки процедурные) (Реестровый номер 230701)" (извещение N 0852500000123000680) для нужд бюджетного учреждения здравоохранение Омской области "Клинический онкологический диспансер".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии |
"_" "_" |
Член Комиссии |
"_" |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 апреля 2023 г. N 055/06/106-397/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023