Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "Клевер" Шарипова Ш.Д. по доверенности от 10.04.2023 N 1, Суровых А.В. по доверенности от 10.04.2023 N 2,
в отсутствие представителей заказчика - Управления федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области (о дате, времени и месте рассмотрения дела заказчик уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/208 по обращению заказчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области (далее также - УФСИН по Сахалинской области, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Клевер" (ИНН 2723166932) (далее также - ООО "Клевер", Общество) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта от 17.02.2023 N 2323320800092001611000012 / 9 на поставку говядины замороженной в рамках государственного оборонного заказа (реестровый номер 1650102620123000009), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 24.01.2023 N 0161100001223000001), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "Клевер".
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - УФСИН по Сахалинской области об ООО "Клевер" в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта от 17.02.2023 N 2323320800092001611000012 / 9 на поставку говядины замороженной в рамках государственного оборонного заказа (реестровый номер 1650102620123000009), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 24.01.2023 N 0161100001223000001), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "Клевер".
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
По результатам электронного аукциона (Извещение от 24.01.2023 N 0161100001223000001) между заказчиком - УФСИН по Сахалинской области и ООО "Клевер" (далее также - Поставщик) 17.02.2023 заключен государственный контракт N 2323320800092001611000012 / 9 на поставку говядины замороженной в рамках государственного оборонного заказа (реестровый номер 1650102620123000009) (далее также - контракт) с ценой контракта 2 497 991,30 рублей, НДС не облагается (п. 2.1 контракта).
В соответствии в п. 1.1 контракта Поставщик в рамках исполнения государственного оборонного заказа обязуется передать в собственность говядину замороженную (передняя четвертина на кости) (далее - Товар) (код позиции КТРУ 10.11.31.110-00000004) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Приложением N 1 к контракту Стороны согласовали Спецификацию (далее также - Спецификация):
Приложение N 2 к контракту "Техническое задание" (далее также - Техническое задание) Стороны согласовали функциональные, технические, качественные характеристики товара:
Наименование Товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики Товара |
Говядина замороженная |
Заказ размещён на поставку товара для нужд обороны и безопасности государства. Страна происхождения - Российская Федерация Товар соответствует требованиям ГОСТ 31797-2012 Характеристика товара: Вид мяса по способу обработки: на кости. Вид мяса по способу разделки: отрубы. Наименование отрубов: передняя четвертина на кости |
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 контракта Товар поставляется на склад Грузополучателя, расположенный по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 118, "а". Поставка Товара осуществляется Поставщиком до склада Грузополучателя одной или несколькими партиями в срок до 28 (двадцать восьмого) февраля 2023 года (включительно).
Согласно п. 4.1.1 контракта Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Датой приемки поставленного товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком (п. 3.5 контракта).
В силу п. 11.1 контракта настоящий Контракт вступает в силу с даты его заключения обеими Сторонами и действует по 30 декабря 2023 года (включительно), дата окончания исполнения контракта не позднее 30 декабря 2023 года, а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Контракту.
В соответствии с п. 11.2 контракта расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Материалами дела установлено следующее.
Согласно п. 3.2 контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком до склада Грузополучателя одной или несколькими партиями в срок до 28 (двадцать восьмого) февраля 2023 года (включительно).
В связи с тем, что обязательства по контракту не исполнены, товар не поставлен в полном объеме в установленные контрактом срок, т.е. Поставщиком нарушено существенное условие контракта, заказчиком 24.03.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 23.04.2023 размещено заказчиком в ЕИС 23.04.2023, контракт расторгнут с 04.04.2023.
В результате изучения материалов дела 7-3/208, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил из даты размещение решения в ЕИС, т.е. 23.03.2023.
04.04.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. "а" п. 13 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
В силу пп. "а" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе проведения проверки от ООО "Клевер" в адрес Хабаровского УФАС России поступили пояснения о причинах неисполнения условий контракта в установленный контрактом срок.
Как следует из пояснений ООО "Клевер", в связи со сложившимися неблагоприятными погодными условиями, следствием чего произошла задержка паромов, осуществляющих перевозку грузов по маршруту "Южно-Сахалинск", доставить мясо говядины в установленный контрактом срок не представлялось возможность, о чем письмом от 18.02.2023 N 86К был уведомлен заказчик.
02.03.2023 при согласовании Обществом отправки в адрес заказчика говядины на кости передняя четвертина, соответствующее по качеству ГОСТ 31797-2012 в количестве 7 000,00 (семь тысяч) килограмм, ветеринарным врачом, обслуживающим ООО "Клевер", было отказано в оформлении ветеринарных сопроводительных документов, на основании Приказа Минсельхоза России от 14.12.2015 "Об утверждении Ветеринарных правил проведения регионализации территории Российской Федерации" и письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N ФС-ЮШ-2/3615 от 16.02.2023. Данное обстоятельство стало причиной для ООО "Клевер" невозможности дальнейшей отправки товара в адрес УФСИН России по Сахалинской области.
Письмом от 15.03.2023 исх. N 87К заказчику предложено заключить дополнительное соглашения о замене поставки товара мяса говядины на кости на товар с улучшенными характеристиками, а именно: произвести поставку мяса говядины без кости тазобедренный отруб, соответствующий по качеству ГОСТ 31797-2012. От заказчика получен отказ в устной форме посредством телефонной линии связи.
31.03.2023 исх. от N 103К Обществом сделан запрос в КГБУ "Хабаровская краевая станция по борьбе с болезнями животных" о предоставлении официального письменного подтверждения о невозможности оформления ветеринарных сопроводительных документов на поставку мяса говядины на кости передняя четвертина, соответствующее но качеству ГОСТ 31797-2012 в количестве 7 000,00 (семь тысяч) килограмм по адресу: Сахалинская область, г., Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 118. "а" по государственному контракту от 17.02.2023 N 2323320800092001611000012 / 9 с указанием на нормативные правовые акты согласно законодательству Российской Федерации (Запрос зарегистрирован 31.01.2023 N175).
03.04.2023 Обществом получен официальный ответ N 164 КГБУ "Хабаровская краевая станция по борьбе с болезнями животных" на запрос Общества от 31.03.2023, который подтверждает правомерность отказа ветеринарного врача, обслуживающего ООО "Клевер", от оформления ветеринарных сопроводительных документов на основании Приказа Минсельхоза России от 14.12.2015 N 35 "Об утверждении Ветеринарных правил проведения регионализации территории Российской Федерации" и письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N ФС-ЮШ-2/3615 от 16.02.2023.
Вышеизложенное подтверждает, что на дату проведения электронного аукциона 01.02.2023 ООО "Клевер" не мог предвидеть запрет на оформление ветеринарных сопроводительных документов и невозможность поставки мяса говядины на кости передняя четвертина, соответствующего по качеству ГОСТ 31797-2012 на территории Сахалинской области.
Для подтверждения наступления обстоятельств непреодолимой силы, ООО "Клевер" обратилось с запросом от 03.04.2023 N 111К в Союз "Торгово-промышленная палата Хабаровского края". Запрос зарегистрирован 03.04.2023 N 274. Срок рассмотрения запроса и направления официального ответа составляет 10 дней.
Законодательство о регулируемых закупках не содержит безусловной обязанности контролирующего органа (ФАС России) включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков, должен не только разрешить вопрос о наличии формальных оснований для включения в реестр, но и установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения, а не ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Материалами дела подтверждается, что Обществом приняты меры для выполнения условий контракта, однако, по причинам, не зависящим от Общества, осуществить поставку товара в установленный контрактом срок не представлялось возможным.
В ходе проведении проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В соответствии с требованиями с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчиком 24.03.2023 сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с существенным нарушением Поставщиком условий контракта.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, заказчиком размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.02.2023 N 2323320800092001611000012 / 11 на поставку продовольствии (мясо сельскохозяйственной птицы замороженное), при этом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.02.2023 N 2323320800092001611000012 / 9 на поставку говядины замороженной в рамках государственного оборонного заказа (реестровый номер 1650102620123000009) в ЕИС отсутствует.
Таким образом, в действиях заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 6 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отказе во включении сведений, представленных заказчиком - УФСИН по Сахалинской области об ООО "Клевер" (ИНН 2723166932), в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком - УФСИН по Сахалинской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Клевер" (ИНН 2723166932), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать заказчика - УФСИН по Сахалинской области нарушившим п. 1 ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 апреля 2023 г. N РНП-147
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2023