Резолютивная часть решения оглашена 05.04.2023
В полном объеме решение изготовлено 10.04.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - заказчик) по соблюдению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на поставку мониторов (извещение N 0169100001123000020), на основании информации о нарушении требований действующего законодательства, поступившей от ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ" (далее - заявитель, Общество), при дистанционном участии:
- представителей заказчика Таракановой И.Ю., Ивасенко О.В., действующих на основании доверенностей от 20.01.2023 N 168, от 04.04.2023 N 181;
- управляющего-индивидуального предпринимателя Общества Рожко Ю.А., действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ;
- представителя Общества Гилаевой Ю.М., действующего на основании доверенности от 16.11.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 27.03.2023 поступило заявление ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ" о проведении проверки действий заказчика по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку мониторов (извещение N 0169100001123000020), объявленного путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 07.03.2023 извещения об осуществлении закупки. Изменения извещения размещены 14.03.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 496 153,08 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 20.03.2023 в 10:00.
На дату рассмотрения обращения контракт заключен.
Доводы обращения заявителя заключаются в следующем.
Участников закупки ООО "Электронный мир" в заявке, в отношении предлагаемых товаров указана страна происхождения Беларусь, что является недостоверной информацией. В связи с чем, заявка Общества должна быть отклонена комиссией по осуществлению закупок.
В доказательство своих доводов заявителем в материалы дела представлен ответ из ТПП Белоруссии.
Представители заказчика с доводами обращения заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Заявки участников закупки рассмотрены в порядке, установленном законодательством о контрактной системе, извещением об осуществлении закупки.
При рассмотрении заявок участников закупки комиссией установлено, что ни один из участников закупки не представил документы и сведения, подтверждающие соответствие предлагаемой радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 3 Постановления Правительства РФ N 878.
В данном случае, отсутствовала совокупность условий, предусмотренных пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 878, и указанное постановление не подлежало применению.
При этом, применялся Приказ N 126н, в соответствии с которым подтверждением страны происхождения товара является исключительно декларация о стране происхождения товара.
ООО "Электронный мир" в составе заявки задекларирована страна происхождения предлагаемого товара Беларусь. При указанных обстоятельствах у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали основания для отклонения заявки Общества.
Вместе с тем, при приемке товара будет осуществлена проверка поставленного товара на соответствие требованиям государственного контракта от 03.04.2023 N 23-2023/ЭА, в том числе его страны происхождения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
В силу пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Исходя из содержания извещения о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка мониторов (код 26.20.17.110).
Данные товары включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является одно из следующих условий:
а) наличие сведений о такой продукции в реестре и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
б) наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза требованиям, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
в) наличие сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами, и т.д.
Согласно пункту 3(1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 3 настоящего постановления, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию соответственно:
- номер реестровой записи из реестра, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
- номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
- копия сертификата по форме СТ-1.
Также закупаемые заказчиком мониторы включены в утвержденный Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н перечень товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1.6 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
Информация об установлении предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 ограничений допуска товаров, а также предусмотренных Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н условий допуска товаров содержится в извещении о проведении аукциона.
Согласно материалам дела в аукционе участвовало девять участников.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 21.03.2023 заявки участников закупки признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
В заявках ИП Айриевой Н.В., ИП Ганжа О.В., ООО "КМ", ООО "Навигатор", ООО "ТОП ПРОДУКТ", ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ" содержится предложение о поставке товаров со страной происхождения Китайская Народная Республика.
Заявки ООО "АйПи технологии", ООО "Гринтех" содержат предложение о поставке товаров со страной происхождения Российская Федерация.
Победителем аукциона ООО "Электронный мир" в заявке к поставке предложен товар со страной происхождения Республика Беларусь.
При этом, в составе заявок ООО "АйПи технологии", ООО "Гринтех", ООО "Электронный мир" отсутствуют документы и (или) сведения, подтверждающие соответствие предлагаемой радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
В данном случае, Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 не подлежит применению, поскольку отсутствует совокупность условий, предусмотренных пунктом 3 указанного постановления.
Вместе с тем, в рамках рассматриваемой закупки применяются условия допуска товаров по Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н, согласно которому подтверждением страны происхождения товара является исключительно декларация о стране происхождения товара.
Как установлено материалами дела, победителем аукциона ООО "Электронный мир" в составе заявки задекларирована страна происхождения предлагаемого товара Республика Беларусь.
При этом, основания не доверять информации, представленной указанным участником, у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали, так как декларирование страны происхождения товара является единственным обязательным требованием в рамках требований пункта 1.6 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
С учетом изложенного, у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали основания для отклонения заявки ООО "Электронный мир".
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушения законодательства о контрактной системе в части признания заявки ООО "Электронный мир" соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу, которая может быть осуществлена заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций.
При этом, согласно подпункту "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Относительно пояснений представителя ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ" о том, что ООО "Электронный мир" совершены действия, которые могут расцениваться как недобросовестная конкуренция, Комиссия считает необходимым указать следующее.
Настоящая Комиссия действует исключительно в рамках законодательства о контрактной системе для государственных и муниципальных нужд. Указанным законодательством не предусмотрен такой субъект контроля как участник закупки. В связи с чем, у Комиссии антимонопольного органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля в отношении участников закупок.
При этом, признание признаков недобросовестной конкуренции в действиях участников закупок регламентируется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Доводы обращения ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ" не нашли своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 апреля 2023 г. N 074/06/99-779/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2023