Резолютивная часть решения оглашена 07.04.2023
В полном объеме решение изготовлено 12.04.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ГБУЗ "ЧОКБ" (далее - заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Фармкомплекс" (далее - ООО "Фармкомплекс", Общество), его участниках, единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением Общества от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку лекарственного препарата Сугаммадекс (извещение N 0869200000223001686) (далее - аукцион), при дистанционном участии:
- представителя заказчика Демидовой Е.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2023;
- представителей ООО "Фармкомплекс" Кострубова Р.Н., Соколовой А.А., действующих на основании доверенностей N 38 от 01.04.2023, N 39 от 01.04.2023,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе 31.03.2023 в Челябинское УФАС России поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Фармкомплекс", его участнике и единоличном исполнительном органе, в связи с уклонением Общества от заключения контракта.
Извещение N 0869200000223001686 о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 15.03.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 240 744,00 рублей.
В соответствии с доводами обращения заказчика ООО "Фармкомплекс" в регламентированный срок на электронной площадке не размещен подписанный участником проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В связи с этим, Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителей ООО "Фармкомплекс", в связи с техническим сбоем на электронной площадке ЭТП ТЭК-Торг, а также техническими неполадками в работе интернета Общество не смогло подписать проект контракта в регламентированный срок, о чем свидетельствуют нотариально заверенные скриншоты с электронной площадки, письмо ООО "Смарт-Телеком" (исх. от 31.03.2023), договор с ООО "Смарт-Телеком".
Вместе с тем, по мнению представителей ООО "Фармкомплекс", Общество не уклонялось от заключения контракта, предприняло действия, направленные на заключение контракта с заказчиком. Так, участник закупки на расчетный счет заказчика перечислил денежные средства в качестве обеспечения исполнения рассматриваемого контракта, что подтверждается копией платежного поручения N 2506 от 03.04.2023 на сумму 124 074,40 рублей.
Также Обществом закуплен товар, необходимый для исполнения контракта, о чем свидетельствует товарная накладная от 23.03.2023, гарантийное письмо от 30.03.2023.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и т.д.
В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно материалам дела на участие в рассматриваемой закупке подана единственная заявка ООО "Фармкомплекс", которая признана комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на электронной площадке 23.03.2023.
Заказчиком 23.03.2023 в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе опубликован проект контракта для дальнейшего его подписания участником закупки.
Вместе с тем, ООО "Фармкомплекс" в регламентированный срок (30.03.2023) на электронной площадке не размещен подписанный участником проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
ООО "Фармкомплекс" 31.03.2023 признано уклонившимся от заключения контракта. В связи с этим, заказчиком 31.03.2023 в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) опубликован протокол о признании Общества уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя ООО "Фармкомплекс" участник закупки не имел намерений уклоняться от заключения контракта с заказчиком.
Обществом предприняты меры, направленные на заключение контракта с заказчиком. Так, участник закупки на расчетный счет заказчика перечислил денежные средства в качестве обеспечения исполнения рассматриваемого контракта, что подтверждается копией платежного поручения N 2506 от 03.04.2023 на сумму 124 074,40 рублей.
Также Обществом закуплен товар, необходимый для исполнения контракта, о чем свидетельствует товарная накладная от 23.03.2023, гарантийное письмо от 30.03.2023.
Исходя из материалов дела, заказчиком подтвержден факт предоставления ООО "Фармкомплекс" обеспечения исполнения контракта (справка из бухгалтерии от 05.04.2023).
Также заказчик на заседании Комиссии пояснил, что ранее медицинским учреждением заключались контракты с ООО "Фармкомплекс"; претензий в части исполнения Обществом договорных обязательств не возникало.
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Кроме того, в силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В данном случае, с учетом действий ООО "Фармкомплекс" по предоставлению обеспечения исполнения контракта, что подтверждает намерение участника аукциона заключить контракт с заказчиком, устных пояснений заказчика, а также с учетом наличия у участника закупки товара, необходимого для исполнения контракта, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о невключении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "Фармкомплекс" (ИНН 7729717511), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 апреля 2023 г. N 074/06/104-815/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2023