Резолютивная часть решения объявлена -10.04.2023 г.
Решение изготовлено в полном объеме - 13.04.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Ностаева Н.В. - председатель Комиссии, Врио руководителя Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мергенова А.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности по связи ВКС:
представителя заказчика - БУ РК "Республиканская больница им.Жемчуева"- Дурдусов Д.С. (доверенность N б/н от 05.04.2023 г.), Малышева И.А. (доверенность N б/н от 06.04.2023 г), Эренценов М.В. (доверенность N б/н от 15.03.23), Потняева С.М. (доверенность N б/н от 07.04.23), Дорджиев В.Б. (доверенность N б/н от 07.04.23);
представителя заявителя ООО "АПгрейт" -Барабанов Д.А. (доверенность N б/н от 09.01.2023 г.);
представителя уполномоченного органа - Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок- Бембеева А.В. (врио руководителя службы);
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "АПгрейд".,
УСТАНОВИЛА
04.04.2023 г. в Калмыцкое УФАС России поступила жалоба от ООО "АПгрейд", в которой обжалуются действия БУ РК "Республиканская больница им.Жемчуева" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ), (р/н N0105500000223000504).
Заявитель указывает, что положения документации не соответствует требованиям Закона о контрактной системы.
Уведомлением от 05.04.2023 г. рассмотрение жалобы ООО "АПгрейд", по существу было назначено на 07.04.2023 г. в 14 часов 00 минут, в связи с изучением представленных материалов дела, Комиссия объявила перерыв жалобы на 10 апреля 2023 года, в 15 часов 30 минут.
10.04.2023 г. Комиссия, в том же составе, продолжила рассмотрение жалобы по существу.
На дату рассмотрения жалобы, процедура приостановлена, контракт заказчиком не заключен.
Представитель Заказчика на заседании комиссии не согласился с доводами жалобы, просил комиссию признать жалобу необоснованной. Представитель Уполномоченного органа поддержал Заказчика. Представитель Заявителя поддержал свои доводы жалобы, просил признать обоснованной.
1. Относительно доводов жалобы: Заявитель обжалует следующие действия Заказчика:
Описание объекта закупки содержит параметры (опции) оборудования, которые по совокупности технических характеристик указывают на конкретную модель единственного производителя - " ДжиИ Хэлскеа (Тяньцзинь) Компани Лимитед" - Томограф магнитно-резонансный SIGNA Voyager с принадлежностями, что направлено на ограничение конкуренции в пользу товара одного конкретного производителя и является нарушением Федерального закона N 44-ФЗ. Заявитель представил письма от производителя Сименс Здравоохранение, о том что технические характеристики Заказчика не подходят для их аппарата.
Заказчик представил письменные возражения по существу обращения и указал, что, в законе о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, а потребность Заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, предъявляемых к поставленному товару, и устанавливаются им, в том числе, исходя из его потребностей, сформированных на основании мнения профильных специалистов и опыта эксплуатации подобного оборудования. ст. 10 Закона N 44-ФЗ установлен принцип стимулирования инноваций, согласно которому заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Таким образом, для достижения поставленных целей и в рамках возложенных на лечебное учреждение обязанностей, Заказчик установил в документе "Описание объекта закупки" технические, функциональные и качественные характеристики товара, которые наилучшим образом удовлетворят его потребности, учитывая очевидную специфику дальнейшего применения закупаемого оборудования и специальный контингент пациентов.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, а также в ходе проведения внеплановой проверки приходит к выводам о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
27.03.2023 года Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0105500000223000504 об электронном аукционе на поставку аппарата магнитно-резонансной томографии. Начальная (максимальная) цена контракта- 129 990 000 руб.00 копеек. Срок подачи заявок до 04.04.2023 г. 08:00. Дата проведения аукциона - 05.04.2023 г.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Учитывая судебную практику (Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 10.06.2016 по делу N А63-10333/2015) сообщает:
Суды исходили из того, что Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Положения Закона также не обязывают заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Заказчик, установив необходимые ему требования к оборудованию, действовало в соответствии с Законом N 44-ФЗ. При этом суды обоснованно указали, что определение в аукционной документации требований к оборудованию, необходимому заказчику с учетом специфики его использования, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Суды, оценив предоставленные в материалы дела доказательства, пришли к верному выводу о том, что заказчик в аукционной документации установил требования к объекту закупки с учетом своих потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности. Задачей законодательства о закупках является, прежде всего, выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчика в товаре, необходимом для осуществления его деятельности.
В свою очередь Верховный Суд РФ в определении от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 четко отметил: "Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре. Такой вывод подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10".
Аналогичные выводы, касающиеся закупки для нужд здравоохранения, содержатся и в определении Верховного Суда РФ от 08.09.2017 по делу N А45-12482/2016: "Суды установили, что определенные в документации об аукционе требования в данном случае были обусловлены объективными потребностями заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, а также с целью снижения энергозатрат врача_".
Также Комиссия отмечает, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 10.06.2016 по делу N А63-10333/2015 сообщает: "_заказчик в аукционной документации установил требования к объекту закупки с учетом своих потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности. Задачей законодательства о закупках является, прежде всего, выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчика в товаре, необходимом для осуществления его деятельности. Кроме того, суды отметили, что общество является производителем, продукция которого не подходит под данное в аукционной документации техническое задание. Но требования документации не ограничивают число участников размещения заказа в связи с тем, что предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара_".
Ввиду изложенного, Комиссия Калмыцкого УФАС России признает довод жалобы необоснованный.
2. Довод жалобы следующий: Заказчиком, в нарушение норм ст. 33 44-ФЗ, а также в нарушение п. 5, п. 6 ПП N145, использованы нестандартные и не использующиеся показатели, требования, условные обозначения и терминология, без применения обоснования необходимости использования. Также Заказчиком проигнорированы требования по ГОСТ Р 55719-2013, который является обязательным к применению, отсюда как следствие - все допущенные нарушения.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145), утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила применения КТРУ).
В соответствии с пунктом 7 Правил применения КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Так же пунктом 7 Правил применения КТРУ предусмотрено, что в качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Из пояснений Заказчика следует, что проанализировав характеристики, содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг, Заказчик сделал выбор в пользу параметров товара, максимально удовлетворяющих его потребность.
Описание параметров из описания объекта закупки содержит характеристики, необходимые Заказчику для оказания квалифицированной помощи пациентам, находящимся на лечении в Учреждении:
- Специализированная технология шумопоглощения - Обоснование: Обеспечивает комфортные условия проведения процедуры как для пациента, так и для персонала
- Автоматическое определение системой подключенных катушек - Обоснование: Параметр обеспечивает быстродействие системы, характеризует техническое совершенство МР-системы
- Катушки для тела: возможность васкулярных применений - Обоснование: Параметр влияет на скорость исследования и детализацию получаемых изображений
- Катушка для позвоночника- интегрированность в стол пациента - Обоснование: Параметр оптимизирует и облегчает рабочий процесс. При этом пациент располагается максимально близко к приемным элементам, что улучшает детализацию и качество получаемых изображений
- Катушки для тела- возможность васкулярных применений - Обоснование: Необходимое и обязательное условие для проведения достоверных и качественных исследований широкого круга
- Минимальная высота стола пациента, см Не более 52 - Обоснование: Обеспечивает доступ к исследованию для любых пациентов (пожилых, маломобильных и т.д.)
Таким образом, при составлении документа "Описание объекта закупки" Заказчик руководствовался требованиями нормативно-правовых актов, национальных стандартов, а также исходя из своей потребности для достижения поставленных целей и в рамках, возложенных на лечебное учреждение обязанностей. Все установленные технические требования обоснованы Заказчиком в "Описании объекта закупки".
Относительно "игнорирования" требований ГОСТ Р 55719-2013 "Изделия медицинские электрические", как утверждает податель жалобы, следует отметить, что указанный ГОСТ устанавливает общие требования к подготовке технических заданий при закупке высокотехнологичного медицинского оборудования, такие как: наименования оборудования, требования к поставщику, его ответственности, сроку годности и прочее, при этом следует отметить, что при составлении документа "Описане объекта закупки" Заказчик руководствовался, в первую очередь, требованиями ГОСТ Р 56310-2014 "Изделия медицинские электрические. Томографы магнитно-резонансные со сверхпроводящими магнитами. Технические требования для государственных закупок", который является частным по отношению к ГОСТ Р 55719 (абз. 2 п. 1 ГОСТа Р 56310-2014).
Таким образом, учреждение обосновало, что установление им указанных положений в аукционной документации обусловлено реальной потребностью заказчика в использовании такого товара с учетом специфики его применения в целях обеспечения удобства использования гражданами, для которых продукция предназначена (Постановление АС СКО А22-510/2018 от 06.12.2018 г.)
При описании объекта закупки в документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, в том числе требование о совместимости закупаемого оборудования с оборудованием, имеющимся у Заказчика. Описание объекта закупки составлено с учетом потребностей Заказчика.
Согласно судебной практики (ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ, Определение от 30 декабря 2021 г. N 306-ЭС21-25954) Суды обоснованно исходили из того, что в данном случае желание заказчика, установившего в документации об аукционе требования к характеристикам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, в силу своих потребностей, не противоречат положениям Закона N 44-ФЗ, так как при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам оборудования заказчик учитывает необходимость конечного результата - обеспечение учреждения необходимым оборудованием.
Включение в техническое задание требований к техническим характеристикам оборудования является способом обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как верно отмечено судами, указанные заказчиком технические характеристики товаров позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром, или может приобрести товар с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе. При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе и Правила не разъясняют, какое обоснование для установления дополнительных требований к товарам является "надлежащим", а какое "ненадлежащим", поэтому Заказчик воспользовался правом указывать дополнительную информацию.
При этом по смыслу положений Закона о контрактной системе Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчиков являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки сформировано заказчиком с учетом потребностей в товаре, необходимом для осуществления функций медицинского учреждения и потребностей пациента.
Следовательно, жалоба необоснованная.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АПгрейд" - необоснованной.
Председатель комиссии Ностаева Н.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Мергенова А.А.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 13 апреля 2023 г. N 008/06/33-69/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2023