Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Кислицына Д.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Городская детская клиническая поликлиника N 1" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, обезвреживанию и транспортировки отходов класс "Г" (изв. N 0356500000923000061),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 14:00 ч. 18.04.2023 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500000923000061 ГБУЗ ПК "Городская детская клиническая поликлиника N 1" проводился электронный аукцион на оказание услуг по сбору, обезвреживанию и транспортировки отходов класс "Г".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 03.04.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 168 663,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.04.2023 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно в п. 3 Технического задания ссылается на СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 г. N163", поскольку нормативный документ утратил силу.
2. Заявитель полагает, что Заказчик в п. 9 таблицы Технического задания установил некорректную формулировку: на следующий день после подписания договора произвести установку внутрикорпусных контейнеров по всем подразделениям.
3. Заявитель полагает, что Заказчик в п. 13 таблицы Технического задания неправомерно установил требование о том, что персонал, занятый транспортированием медицинских отходов, имеет санитарные книжки.
4. Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно установил в п. 3.11 Технического задания требование о том, что взвешивание медицинских отходов класса "Г" осуществляется техническими средствами (прошедшими метрологическое освидетельствование (поверку, калибровку) в центре стандартизации и метрологии, имеющем лицензию на данный вид услуг) и силами Исполнителя, в присутствии представителя Заказчика, поскольку данная лицензия не требуется.
5. Заявитель считает, что Заказчик в Техническом задании неправомерно установил избыточное требование о наличии сертификата соответствия.
6. Заявитель полагает, что Заказчик в Техническом задании неправомерно установил требование об оказании услуг на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
7. Заявитель считает, что Заказчик неправомерно в п. 7 Технического задания неправомерно установил периодичность оказания услуг - ежедневный забор медицинских отходов согласно нормативных документов (СанПиН) и графика эвакуации отходов.
8. Заявитель считает, что Заказчик некорректно сформулировал описание объекта закупки, не указав классы опасности и виды отходов.
9. Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению не установил требование о предоставлении в составе заявки сведений о регистрационном номере лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности с приложением видов работ (услуг) - сбор, транспортирование, обезвреживание в составе лицензируемого вида деятельности и дате ее предоставления.
Заказчик с доводами жалобы не согласен на основании письменных пояснений.
1. В отношении довода жалобы о ссылке в Техническом задании на СанПиН 2.1.7.2790-10, утратившим силу, Заказчик пояснил, что указание на данный СанПиН является технической ошибкой.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
Согласно извещению, описание объекта закупки указано в отдельном файле "Техническое задание".
В Техническом задании установлено следующее:
5. Оказание услуг по сбору, обезвреживанию, транспортировке и размещению медицинских отходов должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
Вместе с тем, СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" утратили силу с 01.03.2021 г. в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
В настоящий момент действует СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
2. В отношении довода Заявителя о том, что в п. 9 Технического задания установил некорректную формулировку, указав, что на следующий день после подписания контракта произвести установку внутрикорпусных контейнеров по всем подразделениям и предоставить расходные материалы из расчёта на месяц использования, Комиссия отмечает следующее.
Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи.
Таким образом, контракт считается заключенным после подписания Заказчиком, что следует из приведенных норм.
Согласно п. 9 Технического задания: на следующий день после подписания контракта произвести установку внутрикорпусных контейнеров по всем подразделениям и предоставить расходные материалы из расчёта на месяц использования
Таким образом, в действиях Заказчика в данном конкретном случае нарушение Закона о закупках не усматривается. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
3. В отношении довода Заявителя о том, что Заказчик в п. 12 Технического задания установил некорректное требование к персоналу о предоставлении санитарной книжки, Комиссия отмечает следующее.
Согласно ч. 8 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" документом, подтверждающим прохождение медицинских осмотров, является личная медицинская книжка, оформленная на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.
Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" утверждает форму медицинской книжки.
Комиссия также отмечает, что СанПиН 2.1.3684-21 не устанавливает требования к персоналу при работе с медицинскими отходами класса "Г".
Согласно п. 11 таблицы Технического задания персонал, занятый транспортированием медицинских отходов класса "Г", должен иметь заключение периодического медицинского осмотра, санитарные книжки, прививочные сертификаты.
Следовательно, в действиях Заказчика, установившего некорректное требование в п. 12 Технического задания к персоналу, усматривается нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
4. В отношении довода жалобы о неправомерном установлении требования в п. 11 Технического задания о том, что взвешивания медицинских отходов класса "Г" техническими средствами Исполнителя (прошедшими метрологическое освидетельствование (поверку, калибровку) в центре стандартизации и метрологии, имеющим лицензию на данный вид услуг) и силами, в присутствии представителя заказчика с обязательным оформлением акта сдачи-приемки оказанных услуг в целях контроля нормы образования, качественного и количественного учета опасных медицинских отходов, Комиссия отмечает следующее.
В Техническом задании установлено следующее:
п. 11. Осуществление взвешивания медицинских отходов класса "Г" техническими средствами Исполнителя (прошедшими метрологическое освидетельствование (поверку, калибровку) в центре стандартизации и метрологии, имеющим лицензию на данный вид услуг) и силами, в присутствии представителя заказчика с обязательным оформлением акта сдачи-приемки оказанных услуг в целях контроля нормы образования, качественного и количественного учета опасных медицинских отходов.
Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" Правительством Российской Федерации в целях, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливается перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в областях, указанных в пунктах 1 - 3, 5 - 9, 11 - 17, 19 части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, с указанием обязательных метрологических требований к измерениям, в том числе показателей точности измерений. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 4, 10 и 18 части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут в добровольном порядке подвергаться калибровке. Калибровка средств измерений выполняется с использованием эталонов единиц величин, прослеживаемых к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин, а при отсутствии соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин - к национальным эталонам единиц величин иностранных государств.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ Выполняющие калибровку средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели в добровольном порядке могут быть аккредитованы в области обеспечения единства измерений.
Исходя из вышеприведенных положений, требование Заказчика о наличии лицензии в п. 11 Технического задания является избыточным.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
5. В отношении довода жалобы о том, что Заказчик в Техническом задании неправомерно установил избыточное требование о наличии сертификата соответствия, Комиссия отмечает следующее.
Согласно Техническому заданию:
8 |
Предоставление в пользование силами и за счет Исполнителя на время исполнения контракта многоразовых контейнеров для сбора отходов класса "Г", имеющих соответствующую маркировку, регистрационное удостоверение, сертификат соответствия:
|
пакет для сбора и хранения отходов 1000*600 (плотностью не менее 30 микрон) - из пакет черного цвета для медицинских отходов класса "Г" 500*600 (плотностью не менее 30 микрон) - из расчёта 1 пакет на 2 кг отходов емкость черного цвета для медицинских отходов класса "Г" (V-1,0 л) - из расчёта 1 штука на 500 грамм отходов сменный внутрикорпусной контейнер с герметичной плотно-закрывающейся крышкой черного цвета (V-120 л) - по одному на каждый адрес оказания услуг. При выявлении дополнительной потребности количество контейнеров или их ёмкость может быть увеличена по согласованию Сторон. Пакеты и ёмкости для отходов предоставляются Исполнителем Заказчику на основании фактической потребности в них, с учётом фактического количества отходов Заказчика на момент (в день) их вывоза; Исполнитель предоставляет в пользование на период действия Договора Контейнер для сбора и хранения ртутных люминесцентных и энергосберегающих ламп, с крышкой, имеющий соответствующую маркировку, размеры: высота 500-600 см, диаметр 200-300 см. Наличие сертификата соответствия |
13 |
Исполнитель должен иметь регистрационные удостоверения и сертификаты соответствия на используемые при оказании услуг |
многоразовые контейнеры, пакеты, емкости для сбора отходов |
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Согласно ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, в том числе перечень документов по стандартизации, устанавливающих требования к указанной продукции, а также код указанной продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и перечень документов по стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, включая правила отбора образцов, необходимые для осуществления оценки соответствия.
Данный перечень не содержит указания на пакет, емкость или контейнер, как это установлено в п. 8 Технического задания, следовательно, сертификации данные объекты не подлежат.
Кроме того, в п. 8 Технического задания, Заказчиком установлено предоставление Исполнителем регистрационных удостоверений для предоставляемого материала.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 (ред. от 24.11.2020) "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, которая включает в себя результаты технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний, представляющих собой формы оценки соответствия медицинских изделий.
Таким образом, ввиду того, что регистрационное удостоверение уже содержит перечень необходимых сведений о товаре, требование Заказчика о предоставлении сертификата соответствия неправомерно.
Исходя из совокупности изложенного, действиями Заказчика нарушены положения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
6. В отношении доводов жалобы о том, что Заказчик в требованиях к составу заявки неправомерно установил требование об оказании услуг на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также некорректно сформулировал описание объекта закупки, не указав классы опасности и виды отходов, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о закупках (при наличии такого требования).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно извещению о проведении закупки требования к содержанию и составу заявки указаны в отдельном приложении.
Проанализировав "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", Комиссией установлено, что в п. 1.12 установлено следующее: Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- Требуемые от участника документы не установлены.
Комиссия обращает внимание на следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами 5 А45-27084/2022 вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе, анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерномодифицированных организмов в медицинских целях.
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 N 681 "Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания" утверждены критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункта 157 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека
Согласно п. 3.12. ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" отходы потребления: остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
Отходы класса Г в соответствии с пунктом 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортируются, обезвреживаются и захораниваются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов. Следовательно, обращение с медицинскими отходами класса Г требует соблюдения таких же мер, что и обращение с промышленными отходами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании изложенного, действие норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы.
Природоохранным законодательством Российской Федерации, в частности, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами не установлены.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием.
Также в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду является обезвреживанием.
В соответствии с позицией Росприроднадзора, изложенной в письме от 04.12.2017 N АА-10-04-32/26588, учитывая, что иных способов обезвреживания для медицинских отходов классов "Б" и "В", а также биологических отходов, кроме вышеуказанного (обеззараживание физическими методами и последующее видоизменение), законодательством не предусмотрено, отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию медицинских и биологических отходов и изменению их товарного вида, являются отходами производства и их обращение регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Таким образом, все классы медицинских отходов (за исключением радиоактивных), обеззараженные соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), подпадают под сферу регулирования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Комиссией установлено, что предметом данной закупки является оказание услуг по сбору, обезвреживанию и транспортировки отходов класс "Г".
Вместе с тем, в извещении и приложении к нему не конкретизируется, какие именно отходы класса "Г" подлежат сбору, обезвреживанию и транспортировки.
Установленные отходы подпадают под действие Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов".
Кроме того, Комиссия отмечает, что с 01.01.2021 г. выдача лицензии на бумажном носителе отменена в пользу записи в реестре лицензий, которая становится юридически значимой.
С 01.01.2021 г. бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии. В связи с тем, что подтверждением наличия лицензии является запись в реестре лицензий, участник закупки может представить сведения о регистрационном номере лицензии и дате ее предоставления. При этом проверить наличие у лицензиата такой лицензии можно непосредственно на сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором в соответствии с Законом N 99-ФЗ должны размещаться сведения из реестра лицензий.
Таким образом, после 01.01.2021 г. подтверждением наличия лицензий, выданных до 01.01.2021 г., является запись в реестре лицензий.
Аналогичная позиция выражена в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N Д24и-12191.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик в п. 4 Технического задания установил излишнее требование о том, что Исполнитель должен оказывать услуги на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не нашел своего подтверждения, поскольку данное требование соответствует действующему законодательству в сфере обращения с отходами.
Вместе с тем, Заказчиком, в "Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" не установлено требование о предоставлении в составе заявки записи реестра лицензий на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности", выданной на следующие виды работ: на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности.
Таким образом, из вышеуказанных положений законодательства, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Как указано ранее, Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008) утвержден каталог отходов, включающий в себя код и наименование отходов.
Комиссия также отмечает, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. N 2684-р ФГУП "ФЭО", являющееся предприятием Госкорпорации "Росатом", определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее - федеральный оператор).
ФГИС ОПВК - единая информационная платформа, в которой содержится полная, достоверная и актуальная информация обо всех предприятиях, образующих отходы I и II классов опасности, операторах по обращению с данными отходами, видах и объемах образованных и переработанных отходов, местах накопления, лимитах на размещение и другие сведения.
С 01.03.2022 г. обязательным является внесение данных во ФГИС ОПВК и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором, согласно ч. 6 ст. 14.3 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ч. 6 ст. 14.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности осуществляет следующие функции:
осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности;
представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, предложения по установлению тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;
является оператором федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;
осуществляет иные функции в области обращения с отходами I и II классов опасности, определенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.
Таким образом, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности осуществляется федеральным оператором.
Вместе с тем, из анализа извещения и приложения к нему, не представляется возможным определить классы опасности отходов.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Техническое задание не содержит указаний на виды отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу что в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что в случае, если вывоз и утилизацию необходимо осуществлять в отношении отходов I-II классов опасности, то заключать Контракт необходимо в соответствии с порядком, определенном распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. N 2684-р.
7. В отношении довода жалобы о неправомерном установлении в п. 7 Технического задания периодичности оказания услуг - ежедневный забор медицинских отходов согласно нормативных документов (СанПиН) и графика эвакуации отходов.
Согласно Техническому заданию:
2 |
Место оказания услуг: |
614000 Пермский край, г. Пермь, ул. Лебедева,42; Крупской,76; Пушкарская,88; Грачева, 12(М); Юрша,60; Сигаева, 4; 10линия, 15; Ким, 99, Сакко Иванцетти,93а (так же см. приложение N 1 к ТЗ) |
7 |
Периодичность оказания услуг |
ежедневный забор медицинских отходов согласно нормативных документов (СанПиН) и графика эвакуации отходов |
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что СанПиН 2.1.3684-21 не устанавливает порядок вывоза медицинских отходов класса "Г", в том числе периодичность вывоза.
Таким образом, исходя из положений Технического задания, а также положений СанПиН 2.1.3684-21, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кислицына Д.А. на действия ГБУЗ ПК "Городская детская клиническая поликлиника N 1" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, обезвреживанию и транспортировки отходов класс "Г" (изв. N 0356500000923000061) обоснованной в части 1,3,4,5,7,8,9 пунктов жалобы.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 апреля 2023 г. N 5191/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023