Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - заместитель начальника отдела М.А. Грицай, главный специалист-эксперт О.П. Чупрунова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Флажность" на действия аукционной комиссии Агентства государственного заказа (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона ЭА-N-4811/23 "Поставка Государственных флагов Российской Федерации", размещенного на электронной торговой площадке ООО ЭТП "ТЭК-ТОРГ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Флажность" на действия аукционной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона ЭА-N-4811/23 "Поставка Государственных флагов Российской Федерации", размещенного на электронной торговой площадке ООО ЭТП "ТЭК-ТОРГ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения N 0119200000123004165.
Существо жалобы: нарушение со стороны комиссии порядка рассмотрения заявок на участие в аукционе, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению.
В адрес заказчика, аукционной комиссии, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заседание Комиссии состоялось 14.04.2023 в 14:30 в отсутствии представителя заказчика, присутствии подателя жалобы, присутствии представителя аукционной комиссии, должным образом подтвердивших свои полномочия.
По мнению подателя жалобы, аукционной комиссией нарушен порядок определения победителя закупки, так как выписка N1152\5\2021 от 13.08.2021 из реестра российской промышленной продукции, представленная победителем закупки в качестве подтверждения российского происхождения товара, не отображается в реестре российской промышленной продукции.
Представитель аукционной комиссии с доводом жалобы не согласен, представил мотивированные возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-4811/23 "Поставка Государственных флагов Российской Федерации".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ N616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Согласно подпункту "а" пункта 6 Постановления Правительства РФ N 616 в целях реализации постановления подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Пунктом 10 Постановления Правительства РФ N616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Проанализировав извещение Комиссия установила, что заказчику требуются к поставке государственные флаги РФ, соответствующие коду ОКПД2 13.92.29.190.
Данный ОКПД2 входит в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых Постановлением Правительства РФ N 616 устанавливается запрет на допуск.
Изучив заявку победителя закупки, Комиссия установила, что она содержит выписку N1152\5\2021 от 13.08.2021 из реестра российской промышленной продукции на товар "Флаги", при этом срок действия выписки определен датой - 31.12.2023.
Из пояснений представителя аукционной комиссии следует, что на момент рассмотрения заявки победителя закупки, информация о представленной выписке, отображалась в реестре промышленной продукции, произведённой на территории РФ, что подтверждается представленным в материалы жалобы скриншотом с официальной страницы сайта Минпромторга в сети "Интернет" (https://minpromtorg.gov.ru).
Вместе с тем, Комиссия не может оставить без внимания то обстоятельство, что на момент рассмотрения жалобы, выписка из реестра российской промышленной продукции, представленная победителем закупки в составе заявки, не отображается в реестре промышленной продукции, произведённой на территории РФ.
Более того, при проверке представленной выписки победителем закупки, отсканировав QR-код, имеющийся на выписке, Комиссией установлено, срок действия выписки определен как 31.03.2023, в то время как в составе заявки победителя закупки, направленной оператором торговой электронной площадки в адрес аукционной комиссии при определении поставщика, так и в адрес Комиссии Красноярского УФАС России по ее запросу, срок действия выписки определен датой - 31.12.2023. Таким образом, имеются неустранимые сомнения о достоверности информации, представленной победителем закупки при участии в конкурентной процедуре.
Комиссия отмечает, что разделом "Реестр промышленной продукции, произведённой на территории РФ" сайта Минпромторга не предусмотрен функционала, позволяющий отследить историю выписки на тот или иной товар, отражающую информацию обо всех изменениях, вносимых в такую выписку, в том числе информацию об истечении срока действия или прекращения действия выписки.
Таким образом, у Комиссии отсутствует возможность достоверно установить, вносились ли какие-либо изменения в выписку из реестра промышленной продукции, представленную в составе заявки победителем закупки и в какой промежуток времени данная выписка перестала отображаться в реестре промышленной продукции, произведённой на территории РФ.
Комиссия проанализировала довод подателя жалобы о том, что выписка представленная победителем закупки была действительна до конца марта 2023 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 N 553 "О некоторых вопросах подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N553) и установила следующее.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ N553 указанным постановлением вносятся изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N553 установлено, что действующие документы о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации до вступления в силу указанного постановления, действительны до 1 апреля 2023 г.
Однако товар "Флаги", соответствующий коду ОКПД2 13.92.29.190, не входит в перечень товаров в отношении, которых распространяется действие Постановления Правительства РФ N719. Следовательно, и положения Постановления Правительства РФ N553 о сроке действия документов, выданных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, не распространяется на указанный товар.
Учитывая изложенное, и тот факт, что на момент рассмотрения заявки победителя закупки информация о выписке отображалась в реестре, а также учитывая, что при оценке заявки участника закупки, в последствии признанного победителем закупки, аукционная комиссия исходила из презюмирования добросовестности участника закупки и достоверности представленных им документов, то у аукционной комиссии отсутствовали основания полагать, что такой участник закупки не соответствует требованиям извещения. При указанных обстоятельствах Комиссия не усматривает нарушений положений статьи 49 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в рамках внеплановой проверки, Комиссией установлено, что заказчиком на сайте ЕИС размещен документ "Доработанный проект контракта", содержащий в пункте 1.4 информацию об иной реестровой записи из реестра промышленной продукции, произведённой на территории РФ, а именно о записи N 2505\1\2022 от 11.10.2022.
Комиссия отмечает, что заявка победителя закупки не содержала сведений об указанной реестровой записи.
Согласно подпункту "д" пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктом "а" пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, а именно характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Следовательно, проект контракта должен содержать указание на реестровую запись выписки, предоставленной в составе заявки.
Таким образом, проект контракта и в дальнейшем контракт должен заключаться на условиях, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт.
При отступлении от указанных требований законодательства о контрактной системе на заказчика налагается административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ.
Учитывая, вышеизложенные обстоятельства, у заказчика отсутствует возможность заключить контракт на иных условиях с победителем закупки, чем те, что были предложены им при участии в закупке.
Кроме того, на момент рассмотрении жалобы, Комиссией установлено, что победитель закупки уклонился от подписания контракта, что подтверждается информацией, размещенной в ЕИС в разделе "Журнал событий".
При указанных обстоятельствах, частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе на заказчика возлагается обязанность по формированию протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта и направления обращения в антимонопольный орган о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 1 части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик в порядке, установленном указанной статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с Законом о контрактной системе присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с данным законом, в случае если участник закупки в соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе признан уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, соблюдение указанной процедуры позволит обеспечить удовлетворение потребности заказчика в товаре, для приобретения которого была проведена закупка, а также соблюсти права и законные интересы участника закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер, после заявки победителя закупки.
В результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Флажность" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии: |
М.А. Грицай |
|
|
|
О.П. Чупрунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 апреля 2023 г. N 024/06/106-1000/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2023