Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя-начальник аналитического отдела, члены Комиссии - Н.А. Ворсина, главный специалист-эксперт, О.П. Чупрунова, главный специалист - эксперт, рассмотрев обращение заказчика - Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Енин А.Г. (ИНН 245208228325) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта "Поставка электронных ручных видеоувеличителей", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение с просьбой о внесении сведений об ИП Енин А.Г. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта "Поставка электронных ручных видеоувеличителей", извещение N 0219100000122000261, ИКЗ 221246603962424640100100530162640323.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки вышеуказанного обращения заказчика на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ИП Енина А.Г. (далее - подрядчик), указанным в ЕИС, были направлены уведомления о проведении внеплановой проверки N РНП024/10/104-993/2023, в которых содержалось требование о представлении необходимой информации для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На заседании Комиссии по рассмотрению обращения заказчика о включении ИП Енина А.Г. в реестр недобросовестных поставщиков, состоявшемся 14 апреля 2023 года в 11:30, присутствовали представители подрядчика и представители заказчика, должным образом подтвердившие свои полномочия.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка электронных ручных видеоувеличителей".
По результатам проведения закупки между заказчиком и ИП Ениным А.Г. заключен контракт 0219100000122000261 от 30.11.2022 (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации - электронных ручных видеоувеличителей (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (приложение N 2 к Контракту), в Красноярский край, в соответствии с календарным планом (приложение N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учёт по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно- ортопедическими изделиями" (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар.
Согласно пункта 3.3.2. Поставщик обязан проинформировать Заказчика посредством телефонной связи, факсимильной связи или посредством электронной почты о поступлении Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1. Контракт, для проведения Заказчиком выборочной проверки поставляемого Товара. По требованию Заказчика обеспечить беспрепятственный доступ к Товару для подтверждения факта наличия Товара на складе Поставщика.
11.01.2023 года от Поставщика поступило информационное письмо б/н от 09.01.2023 года о поступления Товара (Наименование страны происхождения Товара - Китайская Народная Республика) в город Красноярск для проведения Заказчиком выборочной проверки поставляемого товара.
В соответствии с пунктом 4.3. Контракта при проведении выборочной проверки Заказчик проверяет соответствие поставляемого Товара по количеству, комплексности, ассортименту и качеству требованиям, установленным календарным планом, техническим заданием и спецификацией.
При проведении выборочной проверки поставленного Товара установлено, что у поступившего Товара установлен ряд признаков и характеристик не совпадающих с техническим заданием к Контракту.
11.01.2023 года от Поставщика поступило информационное письмо б/н от 11.01.2023 года о заключении дополнительного соглашения к Контракту с улучшенными техническими характеристиками Товара (Наименование страны происхождения Товара - Китайская Народная республика).
Из пункта 3.4.4. Контракта следует, что при исполнении Контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ) по согласованию с Заказчиком возможно осуществить поставку Товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте.
Вместе с тем в извещении от 27.10.2022 года N 0219100000122000261, на основании которого заключен Контракт, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878) установлено ограничение допуска товаров.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ N 878 при исполнении контракта, указанного в пункте 7 данного постановления, замена радиоэлектронной продукции на радиоэлектронную продукцию, страной происхождения которой не являются государства - члены Евразийского экономического союза, не допускается.
Из этого следует, что запрещается замена Товара происходящего из Китайской Народной республики на улучшенный Товар происходящий из Китайской Народной республики.
27.01.2023 года N ОЩ-24-04/5097 Поставщику направлено информационное письмо о том, что необходимо в течении 5 (пяти) рабочих дней предоставить для проведения выборочной проверки Товар с характеристиками, указанными в техническом задании к Контракту (пункт 3.3.8 Контракта).
Письмом N б/н от 01.02.2023 года Поставщик уведомил Заказчика о невозможности предоставить Товар с характеристиками, указанными в техническом задании к Контракту.
В связи с тем, что условия контракта о поставке товара, соответствующего требованиям контракта, поставщиком не были исполнены, на основании пункта 13.1 Контракта, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту, что стало основанием для обращения в Красноярское УФАС России с просьбой о включении сведений об ИП Енине А.Г. в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Из пояснений ИП Енина А.Г. следует, что в целях исполнения контракта им был приобретен для поставки товар, однако данный товар имел улучшенные характеристики товара, чем те, что предусмотрены контрактом, кроме того, товар имел иностранное происхождение, в связи чем заказчик отказался от его приемки.
Как поясняет индивидуальный предприниматель, на совместной с Заказчиком встрече, им было предложено предоставить отсрочку с целью поставки товара с необходимыми характеристиками, но заказчик не согласовал данное предложение.
При рассматриваемых фактических обстоятельствах у Комиссии отсутствуют достаточные основания для внесения сведений об ИП Енине А.Г. в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что поставщик не уклонялся от исполнения обязательств по контракту и принимал меры, направленные на их исполнение. Более того, на заседании Комиссии заказчик ходатайствовал о невключении сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков, отмечая, что в действиях ИП Енина А.Г. отсутствуют признаки недобросовестного поведения.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Ввиду изложенного, по результатам изучения совокупности сведений, содержащихся в материалах обращения, рассматриваемых Комиссией по факту нарушения обществом существенных условий контракта, руководствуясь пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) приняла решение об отказе во включении информации об ИП Енине А.Г. (ИНН 245208228325) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии: Н.А. Ворсина
О.П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 апреля 2023 г. N 024/10/104-993/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2023