Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления-начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - заместитель начальника отдела Грицай М.А., главный специалист-эксперт О.П. Чупрунова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "А-Фарм" (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии заказчика - КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница N7" (далее - аукционная комиссия), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме "Поставка лекарственных препаратов (МНН- Дексаметазон) для КГБУЗ "КМКБ N 7" г. Красноярска в 2023 году", размещенного на электронной площадке ООО "ЭТП ТЭК-Торг" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "А-Фарм" на действия аукционной комиссии заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме "Поставка лекарственных препаратов (МНН- Дексаметазон) для КГБУЗ "КМКБ N 7" г. Красноярска в 2023 году", номер извещения N 0319200060323000070.
Существо жалобы: нарушение аукционной комиссией требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при рассмотрении заявок участников Электронного аукциона.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению.
В адрес заказчика, аукционной комиссии заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы по существу состоялось 18.04.2023 в 14:30, в отсутствии представителя подателя жалобы, в присутствии представителя аукционной комиссии, должным образом подтвердившего свои полномочия.
Из содержания жалобы следует, что аукционной комиссией не применено Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289), что повлекло неправомерное признание победителем аукциона ООО "МЕДИКАМАКСИ".
Представитель аукционной комиссии с доводом жалобы не согласен, представил мотивированные возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения "Поставка лекарственных препаратов (МНН- Дексаметазон) для КГБУЗ "КМКБ N 7" г.Красноярска в 2023 году".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно требованиям подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с указанной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 1 Постановления N1289 устанавливает, что заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Пункт 2 Постановления N1289 устанавливает, что подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Проанализировав извещение электронного аукциона, Комиссия установила, что заказчиком установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N1289) и условия допуска, предусмотренные Приказом 126н.
Проанализировав протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона от 10.04.2023, Комиссия установила, что на основании требований, предусмотренных Постановлением N1289, аукционной комиссией из поступивших 9 заявок на участие в электронном аукционе были отклонены 2 заявки, содержащие предложение о поставке иностранного товара, поскольку остальные 7 заявок содержали предложение о поставке товара, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза с приложением плодтверждающих документов.
Пункт 1(1) Постановления N1289 устанавливает, что в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 Постановления N1289, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пункт 1(2) Постановления N1289 устанавливает, что подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления N1289, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
В соответствии с пунктом 1.4 Приказа 126н контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1289) и, при этом, соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" данного подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" указанного подпункта.
Проанализировав заявку подателя жалобы, Комиссия установила, что подателем жалобы в составе заявке были представлены следующие документы: сертификат по форме СТ1; документ, подтверждающий соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям GMP (Сертификат GMP); декларацию сведений об СП. Однако непосредственно указанный документ (СП-00014683/06/2022 от 02.06.2022 г.) подателем жалобы представлен в заявке не был. Комиссией заказчика был осуществлен самостоятельный поиск указанного документа и установлено, что документация подобного рода в открытых источниках не представлена.
Вместе с тем, декларация сведений о СП не содержала указания на стадию производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции, а в государственном реестре лекарственных средств по предложенному подателем жалобы регистрационному удостоверению N ЛСР-002125/08 от 27.03.2008 указаны сведения о нескольких фармацевтических субстанциях как российского, так и иностранного производства (Китайская народная республика).
Поскольку подателем жалобы в составе заявки не был представлен непосредственно документ СП-00014683/06/2022, Комиссия Красноярского УФАС России осуществила самостоятельный поиск указанного документа и не установила, что документация подобного рода представлена в открытых источниках.
С учетом того, что из представленных подателем жалобы в составе заявки на участие в электроном аукционе документов и информации однозначно не следует, что страной происхождения молекулы действующего вещества фармакологической субстанции используемой при производстве предложенного подателем жалобы лекарственного препарата является исключительно государство-член ЕЭАС, как у аукционной комиссии (что следует из поступивших в адрес Комиссии пояснений представителя аукционной комиссии) на стадии рассмотрения заявок участников электронного аукциона при реализации права на проверку достоверности сведений, указанных в заявке на участие в электронном аукционе, так и у Комиссии Красноярского УФАС России при рассмотрении жалобы по существу при условии осуществления самостоятельного поиска необходимых сведений, отсутствует информация о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, позволяющая прийти к выводу о наличии в заявке Подателя жалобы указанных сведений и как следствие правовых оснований для применения аукционной комиссией положений пункта 1.4 Приказа 126н по отношению к заявке Подателя жалобы.
Комиссией проанализированы остальные заявки участников, призванные соответствующими требованиям извещения, в том числе заявка победителя закупки, и установлено что ни одна из них не содержала документов подтверждающих, что все стадии производства лекарственного средства, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств, положения Приказа 126-н не были применены, а победителем признан участник, предложивший наименьшую цену контракта - ООО "МЕДИКАМАКСИ".
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях комиссии признаков нарушения статьи 49 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "А-Фарм" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
О.П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 апреля 2023 г. N 024/06/106-1013/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2023