Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17 апреля 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные ГБУДПО ПО "Центр оценки качества образования" (далее - Заказчик) в отношении - в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Партнер" (адрес:454047, Челябинская область, г.Челябинск ул.Дегтярева д.48; ИНН 7452114768), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от подписания контракта по итогам запроса котировок на поставку туристического оборудования для реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" в рамках государственной программы Псковской области "Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики" (номер извещения: 0357200024323000003),
УСТАНОВИЛА:
06 апреля 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Партнер" (адрес:454047, Челябинская область, г.Челябинск ул.Дегтярева д.48; ИНН 7452114768), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от подписания контракта по итогам запроса котировок на поставку туристического оборудования для реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" в рамках государственной программы Псковской области "Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики" (номер извещения: 0357200024323000003).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференцсвязи состоялось 12 апреля 2023 года в 12 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0357200024323000003 о проведении запроса котировок - 25.03.2023 20:06.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 233 214,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП "Газпромбанк".
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2023 NИЗК1, на участие в запросе котировок подано 8 (восемь) заявки, из них две отклонены.
5) 06.04.2023 Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 50.
В соответствии частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если
таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 статьи 51 Закона 44-ФЗ: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Закона о контрактной системе. Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений.
При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В регламентированный срок до 05.04.2023 ООО "Гарант-Партнер" контракт не подписал.
Согласно пояснений Общества, средства в качестве обеспечения исполнения контракта перечислены Заказчику 05.04.2023 (платежное поручение N32), а также 04.04.2023 заключен договор N 08/23 с ИП Крайниченко О.З. на изготовление туристических рюкзаков в количестве и с характеристиками в соответствии с потребностью Заказчика. Намерений уклоняться от заключения контракта не имелось, не подписание контракта произошло по причине отсутствия электроэнергии (акт от 05.04.2023).
Ранее сведения в отношении ООО "Гарант-Партнер" не поступали, согласно сведений из реестра контрактов в ЕИС Обществом исполнено более 540 контрактов, что свидетельствует о наличии опыта исполнения государственных и муниципальных контрактов.
На включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков представитель Заказчика не настаивал.
При изложенных обстоятельствах (предоставление обеспечения исполнения контракта, наличия договорных отношений на изготовление товара) оснований для включения сведений об Обществе, в смысле понятий, используемых Законом о контрактной системе в сфере закупок в целях включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков недостаточно.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, направленные ГБУДПО ПО "Центр оценки качества образования" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Партнер" (адрес:454047, Челябинская область, г.Челябинск ул.Дегтярева д.48; ИНН 7452114768), в связи с уклонением от подписания контракта по итогам запроса котировок на поставку туристического оборудования для реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" в рамках государственной программы Псковской области "Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики" (номер извещения: 0357200024323000003), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 17 апреля 2023 г. N РНП 060/06/104-114/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2023