Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России
рассмотрев жалобу ООО "Биосвязь"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Биосвязь" на действия Заказчика - ФГБОУ "ВДЦ "Океан" при проведении электронного аукциона на поставку комплекса адаптивных методик для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (извещение N0320100011223000089) (далее - электронный аукцион).
По мнению заявителя, Заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как документация составлена с нарушением требований действующего законодательства, а также необоснованно единственный участник признан победителем.
Заказчик не согласен с доводами жалобы.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащую информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона N44-ФЗ.
Частью 3 статьи 14 Закона N44-ФЗ установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление N 878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Поскольку в Перечень включен товар с кодом ОКПД 2: 26.20.30.000 "Устройства автоматической обработки данных прочие", Заказчиком в извещении N 0320100011223000089 "Поставка комплекса адаптивных методик для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья" установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с Постановлением N 878.
Необходимо отметить, что пунктом 10 Постановления N 878 установлен закрытый перечень оснований для неприменения положений Постановления, а именно:
а) размещение извещений об осуществлении закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции в единой информационной системе в сфере закупок и (или) направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом осуществлены до вступления в силу настоящего постановления;
б) осуществление закупки радиоэлектронной продукции заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.
Отсутствие сертификатов о происхождении товаров (СТ-1) не является основанием для неприменения ограничений в соответствии с Постановлением N878.
Комиссией Приморского УФАС России также отмечено, что в соответствии с пунктом 3 Постановления N878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Следовательно, в отсутствии вышеуказанной заявки ограничения допуска, установленные Постановлением N878, не применяются.
В отношении доводов о неправомерном признании единственной заявки победителем аукциона установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 105 Закона N44-ФЗ жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
ООО "Биосвязь" не является участником аукциона, следовательно не наделено правом на обжалование действий после окончания срока подачи заявок.
В рамках проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона N44-ФЗ установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Статьей 43 Закона N44-ФЗ определены требования к содержанию и составу заявки.
В свою очередь, в требованиях к содержанию и составу заявки в разделе IV Заказчиком не указано какая информация и документы должна быть представлена в составе заявки, а указана лишь отсылка на статью Закона N44-ФЗ, что не может являться надлежащим установлением требованием к содержанию и составу заявки.
При этом необходимо также отметить, что Заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N44-ФЗ установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением N 878, а также условие допуска в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
В соответствии с пунктом 3(1) Постановления N878 установлено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным пункта 3 настоящего постановления, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию соответственно:
номер реестровой записи из реестра, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий).
Согласно пункту 1.6 Приказа Минфина России N 126н от 04.06.2018 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях к приказу, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Между тем, Заказчиком не установлены вышеуказанные требования к содержанию заявки.
Таким образом, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком допущено нарушение части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Биосвязь" на действия Заказчика - ФГБОУ "ВДЦ "Океан" при проведении электронного аукциона на поставку комплекса адаптивных методик для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (извещение N 0320100011223000089) необоснованной, т.к. Заказчиком допущено нарушение части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
2. Признать, что Заказчик допустил нарушение части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении электронного аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 17 апреля 2023 г. N 025/06/49-424/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2023