Резолютивная часть решения оглашена 12.04.2023
В полном объеме решение изготовлено 17.04.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Научно-производственный центр "Горное оборудование и технологии" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку подземных противопожарных резервуаров (извещение N 0169300012323000081), при дистанционном участии:
- представителя Администрации Еленинского сельского поселения (далее - заказчик) Черниковой Н.В., действующего на основании доверенности от 10.04.2023;
- представителя Администрации Карталинского муниципального района (далее - уполномоченный орган) Бамбала Е.Н., действующего на основании приказа N 546 от 02.11.2020,
в отсутствие представителей ООО "Научно-производственный центр "Горное оборудование и технологии" (далее - заявитель, Общество), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 05.04.2023 поступила жалоба ООО "Научно-производственный центр "Горное оборудование и технологии" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку подземных противопожарных резервуаров (извещение N 0169300012323000081) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 17.03.2023 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке. Изменение извещения размещено 21.03.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 000 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 29.03.2023 в 08:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Комиссией по осуществлению закупок признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки заявка ООО "Белтехрезерв".
По мнению заявителя, указанные действия комиссии по осуществлению закупок являются неправомерными; заявка участника закупки должна быть отклонена, поскольку ни один из товаров, зарегистрированных Обществом в Государственной информационной системе промышленности, не соответствует требованиям описания объекта закупки в части объема и габаритных размеров.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Комиссией по осуществлению закупок рассмотрены заявки участников закупки в порядке, предусмотренном статьей 48 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
Участником закупки ООО "Белтехрезерв" в составе заявки представлена выписка из реестра российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи 5076\1\2022 от 13.01.2023 (производитель ООО "Белтехрезерв"). В связи с чем, комиссия по осуществлению закупок приняла решение о соответствии заявки Общества требованиям извещения об осуществлении закупки.
Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Исходя из содержания извещения о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка пожарных подземных резервуаров (код позиции 25.29.11.900).
Данные товары включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которая одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
Исходя из содержания пункта 9 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Информация об установлении предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, содержится в извещении о проведении аукциона.
Согласно материалам дела в аукционе участвовало тринадцать участников.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 31.03.2023 заявки с идентификационными номерами 4, 15, 3 признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Заявки участников закупки с номерами 6, 10, 7, 8, 11, 12, 5, 9, 13, 14 отклонены комиссией в связи с отсутствием реестровых номеров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
Согласно материалам дела ООО "Белтехрезерв" (номер 4) в составе заявки к поставке предложен резервуар горизонтальный стальной подземный объемом 50 м. куб., со страной происхождения Российская Федерация.
Обществом в заявке предоставлена выписка из реестра российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи 5076\1\2022 от 13.01.2023 (производитель ООО "Белтехрезерв").
Также в указанной выписке содержится ссылка на заключение N 1810/17 от 13.01.2023.
Приказом Минпромторга России от 29.05.2020 N 1755 утвержден, в том числе порядок формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму (приложение N 3) (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка основанием для внесения в реестр информации о российской промышленной продукции является наличие заключения Министерства о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" утверждены правила выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с абзацем 4 пункта 5 Правил в заявке на выдачу заключения указывается, в том числе наименование производимой промышленной продукции и ее коды в соответствии с Общероссийским классификатором и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Товарная номенклатура). Информация о производимой промышленной продукции, включаемой в заявку на выдачу заключения, должна быть размещена заявителем в каталоге продукции государственной информационной системы промышленности.
В каталоге продукции государственной информационной системы промышленности, размещенном на официальном сайте https://gisp.gov.ru/goods/#/, и который имеет связь с официальным сайтом реестра российской промышленной продукции (https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/), размещена информация о производимых ООО "Белтехрезерв" резервуарах горизонтальных стальных РГС объемом 25 м. куб., резервуарах горизонтальных стальных РГСД объемом 25 м. куб.
Также Комиссией антимонопольного органа установлено, что при нажатии в реестре российской промышленной продукции на реестровый номер 5076\1\2022, содержащийся в заявке участника закупки, осуществляется переход на каталог продукции государственной информационной системы промышленности, который содержит сведения о резервуарах горизонтальных стальных РГС объемом 25 м. куб., что, в свою очередь, не соответствует требованиям технического задания (приложение N 1 к извещению) (объем резервуара 50 м. куб.).
В данном случае, с учетом положений действующего законодательства, а также содержания каталога продукции государственной информационной системы промышленности, в заявку на выдачу заключения ООО "Белтехрезерв" включена информация о производимых резервуарах горизонтальных стальных РГС объемом 25 м. куб. Соответственно, заключение N 1810/17 от 13.01.2023, являющееся основанием для внесения в реестр информации о российской промышленной продукции, выдано Обществу на резервуары горизонтальные стальные РГС объемом 25 м. куб., которые в свою очередь не соответствуют требованиям технического задания (приложение N 1 к извещению) (объем резервуара 50 м. куб.).
Таким образом, в реестр российской промышленной продукции включена информация о резервуарах горизонтальных стальных РГС объемом 25 м. куб., которые не соответствуют требованиям технического задания (приложение N 1 к извещению) (объем резервуара 50 м. куб.).
С учетом изложенного, ООО "Белтехрезерв" в составе заявки представлена выписка из реестра российской промышленной продукции с номером реестровой записи 5076\1\2022 от 13.01.2023 на резервуары горизонтальные стальные РГС объемом 25 м. куб., не соответствующие требованиям технического задания. Следовательно, Обществом в заявке указана недостоверная информация о характеристиках предлагаемого к поставке товара в части объема резервуара.
При указанных обстоятельствах, заявка ООО "Белтехрезерв" подлежит отклонению комиссией по осуществлению закупок. Однако, в нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии заявки Общества требованиям извещения об осуществлении закупки.
Следует отметить, что ООО "Белтехрезерв" не обеспечило участие своих представителей в заседании Комиссии, не представило документы, свидетельствующие о том, что предлагаемые к поставке резервуары с номером реестровой записи 5076\1\2022 от 13.01.2023 имеют объем 50 м. куб.
Более того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 31.03.2023 снижение ООО "Белтехрезерв" начальной (максимальной) цены контракта составило 57,5%, что косвенно может свидетельствовать о поставке резервуара меньшего объема.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
1. В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка подземных противопожарных резервуаров.
В приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки (техническое задание) содержатся требования к качественным характеристикам закупаемого товара.
Заказчиком указано, что срок выполнения работ 30 рабочих дней, гарантия на срок эксплуатации оборудования не менее 10 лет, что, в свою очередь, не относится к эксплуатационным и функциональным характеристикам товаров, а является условием исполнения контракта.
В данном случае, действия заказчика по формированию описания объекта закупки не соответствуют пункту 5 части 1, пункту 1 части 2 статьи 42, пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска).
В составе извещения об осуществлении закупки размещен электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке.
Вместе с тем, указанный электронный документ не содержит требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки документов, подтверждающих соответствие предлагаемых ими товаров ограничениям, установленным по Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, а также условиям допуска по Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н. Тогда как, информация о данных ограничениях и условиях указана в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, действия заказчика не соответствуют пункту 3 части 2 статьи 42, пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, а также нарушений, выявленных в ходе внеплановой проверки, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о выдаче заказчику предписания, направленного на отмену закупки.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Научно-производственный центр "Горное оборудование и технологии" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку подземных противопожарных резервуаров (извещение N 0169300012323000081) обоснованными.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1, пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 апреля 2023 г. N 074/06/106-850/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2023