Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, председателя Комиссии,
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии <_> (далее - <_>, Поставщик), в отсутствие представителя государственного казенного учреждения "Хозяйственно-транспортный комплекс Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия" (далее - ГКУ "ХТК АГРБ и ПРБ", Заказчик), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения,
рассмотрев обращение ГКУ "ХТК АГРБ и ПРБ" (вх. N 832-ЭП/23) о включении сведений в отношении <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам запроса котировок в электронной форме: "Поставка канцелярских товаров", ИКЗ 232032647659603260100100950132599244 (далее - Запрос котировок), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
у с т а н о в и л а:
21.04.2023 Заказчиком в адрес антимонопольного органа направлено обращение о включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об <_> Согласно протоколу об уклонении участника закупки от заключения контракта N 1 от 21.04.2023 Поставщик признан уклонившимся от заключения контракта, в связи с нарушением требований пункта 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе - неподписание проекта государственного контракта в установленные законом сроки.
<_> представила письменные пояснения, из которых следует, что Поставщик не уклонялась от заключения контракта, желала его заключить и исполнить, поскольку в период проведения Запроса котировок Поставщиком был заказан товар на общую сумму 26 012 руб. (заказ N 1274969). Однако в регламентированный срок проект контракта не был подписан <_> в связи с тем, что 20.04.2023 произошел технический сбой в работе ноутбука. В тот же день ноутбук был сдан в ремонт <_> и получен ориентировочно в 20:00 по местному времени. С учетом дороги до дома Поставщик с целью подписать проект контракта смогла включить ноутбук только в начале одиннадцатого ночи, когда срок для подписания истек в 21:00 по местному времени. Из-за разницы во времени позвонить и сообщить Заказчику о произошедшей ситуации представилось возможным только ранним утром 21.04.2023.
На основании изложенного, <_> просит сведения о ней не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев документы (информацию), представленные сторонами, установила следующее:
10.04.2023 на официальном сайте Единой информационной системы (ЕИС) размещено извещение о проведении Запроса котировок, N 0302200014623000014. Начальная (максимальная) цена контракта - 41 440,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2023 победителем запроса котировок признается участник закупки с идентификационным номером заявки - 1 ZK-94880, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, которому присвоен порядковый номер 1, с ценовым предложением 33 333,00 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0302200014623000014 размещен на электронной площадке и в ЕИС 18.04.2023.
19.04.2023 11:22 (МСК+5) Заказчиком в ЕИС размещен проект контракта.
В установленный Законом о контрактной системе срок - не позднее 20.04.2023, Поставщиком контракт не подписан, в связи с чем 20.04.2023 19:00 (МСК) от электронной площадки https://gz.lot-online.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 19.04.2023.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком 21.04.2023 14:26 (МСК+5):
- Размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 21.04.2023 N ППУ20_1;
- направлено обращение в антимонопольный орган обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) N 030220001460000002.
Комиссия Бурятского УФАС России выслушав пояснения <_>, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу:
Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.
Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в торгах, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.
Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.
Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения в действиях <_>, выраженного в умышленном незаключении контракта в установленный срок.
О добросовестности намерений участника закупки свидетельствует тот факт, что Поставщиком до подписания проекта контракта осуществлен заказ товара у компании "Сима-Ленд" (N 1274969). Кроме того, <_> в кратчайшие сроки уведомила Заказчика о случившейся поломке и пропуске срока для подписания проекта контракта, просила продлить срок для подписания проекта контракта и сообщила о намерении исполнить контракт. Также Поставщиком представлены доказательства ремонта ноутбука у <_>: акт приема ноутбука на ремонт N 45 от 20.04.2023, акт выполненных работ N МБ-00000550 от 20.04.2023 на сумму 10 450 руб. и товарный чек N 155 от 20.04.2023 на сумму 10 450 руб., согласно которым произведена замена матрицы ноутбука и замена аккумулятора.
Частью 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения <_> от заключения контракта при имеющейся у нее соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о ее недобросовестном поведении, совершении умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Поставщик осуществлял свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривает намерения в уклонении от заключения контракта.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078
р е ш и л а:
Отказать государственному казенному учреждению "Хозяйственно-транспортный комплекс Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия" во включении информации об <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 26 апреля 2023 г. N 003/06/104-284/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2023