Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей:
- от заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого министерства здравоохранения Хабаровского края Кузнецовой А.В. по доверенности от 23.03.2-23 N 17;
- от индивидуального предпринимателя Хоменко Артёма Артуровича Ковалева Р.К. по доверенности от 20.04.2023,
рассмотрев материалы дела N 7-3/235 по обращению заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - индивидуальном предпринимателе Хоменко Артёме Артуровиче (ИНН 272390435061) (далее также - ИП Хоменко А.А.) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 27.05.2022 N 0322300001722000215 (реестровый номер 2272500647622000305) на поставку уретерореноскопа с комплектом принадлежностей, заключенного по результатам запроса котировок в электронной форме N 0322300001722000215, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ИП Хоменко А.А.,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Хоменко А.А в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 27.05.2022 N 0322300001722000215 (реестровый номер 2272500647622000305) на поставку уретерореноскопа с комплектом принадлежностей, заключенного по результатам запроса котировок в электронной форме N 0322300001722000215, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ИП Хоменко А.А.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Постановление N 1078, Правила) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого проведен запроса котировок в электронной форме на поставку уретерореноскопа с комплектом принадлежностей.
Извещение N 0322300001722000215 о проведении торгов размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.05.2022.
Начальная цена контракта составляет 829 600,00 рублей.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 26.05.2022.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0322300001722000215 от 24.05.2022 по результатам рассмотрения единственной заявки участника электронного запроса котировок электронный запрос котировок признан несостоявшимся на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ.
Ч. 6 ст. 52 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что если электронный запрос котировок признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи, контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
По результатам рассмотрения единственной заявки ИП Хоменко А.А., которая признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, между заказчиком - КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого и ИП Хоменко А.А. (далее также - Поставщик) 27.05.2022 заключен контракт N 0322300001722000215 (реестровый номер 2272500647622000305) (далее также - контракт), с ценой контракта 810 000,00 рублей, НДС не облагается (п. 2.1 контракта).
В соответствии с п. 1.1 контракта предметом контракта является поставка уретерореноскопа с комплектом принадлежностей (далее - Товар). Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по поставке Товара в соответствии со Спецификацией (Приложение 1).
Согласно п. 1.2 контракта поставляемый Товар должен соответствовать требованиям, указанным в Технической части (Приложение 2).
Приложением N 1 к контракту Стороны согласовали Спецификацию на поставку товара (наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара).
Приложением N 2 к контракту "Техническая часть" Стороны согласовали функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара:
N п/п |
Наименование товара, его показатели (характеристики) товара |
Ед. изм. |
Требуемое значение показателя (характеристики) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Товар по п.п. 2, 3, 4, 5 приобретается для использования с товаром по п.1 и должен быть совместим с ним.
Сроки, место и условия поставки установлены в разделе 5 контракта.
В соответствии с п. 5.1 контракта срок поставки Товара: в течение 60 дней с момента заключения контракта.
Место поставки Товара: Российская Федерация, Хабаровскийкрай, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 213, склад (далее - место поставки) (п. 5.2 контракта).
Согласно п. 5.3 контракта поставка Товара осуществляется на условиях доставки и разгрузки в месте поставки. Приемка Товара осуществляется заказчиком с 09-00 до 15-00 часов (время местное) в режиме 5-ти дневной рабочей недели (понедельник - пятница). Поставщик уведомляет Заказчика о предполагаемой дате поставки Товара не менее чем за 2 рабочих дня.
Права и обязанности Сторон установлены в разделе 4 контракта.
В соответствии с п. 4.4.1 контракта Поставщик обязан своевременно и надлежащим образом поставить Товар в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта.
Согласно п. 6.9 контракта датой приемки поставленного Товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до 30.11.2022 включительно (п. 11.1 контракта).
Согласно п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу п. 13.2.1 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней.
Как следует из материалов дела, срок поставки Товара установлен - в течение 60 дней с момента заключения контракта, т.е. в период с 28.05.2022 по 26.07.2022 (п. 5.1 контракта).
В связи с тем, что в установленный срок поставка товара не осуществлена, в адрес Поставщика направлена претензия от 10.08.2022 исх. N 01.01.71-4546 с требованием исполнить обязательства по контракту.
В дальнейшем в адрес Поставщика направлены претензионные письма от 23.08.2022 исх. N 01.01.71-4878, 26.08.2022 исх. N 01.01.71-4941, от 07.10.2022 исх. N 01.01.71-5733, от 08.11.2022 исх. N 01.01.71-6352, от 10.11.2022 исх. N 01.01.71-6903, от 10.01.2023 исх. N 01.01.71-54, от 25.01.2023 исх. N 01.01.71-377, от 15.02.2023 исх. N 01.01.71-782, от 05.04.2023 исх. N 01.01.71-1786 с требованием исполнить обязательства по контракту и оплатить пени.
Однако, в связи с тем, что на дату 05.04.2023 Поставщик свои обязанности не исполнил, поставку товара не осуществил, заказчиком 05.04.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 05.04.2023 размещено заказчиком в ЕИС 05.04.2023. Контракт расторгнут с 17.04.2023.
В результате изучения материалов дела 7-3/235, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил из даты размещение решения в ЕИС, т.е. 05.04.2023.
17.04.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. "а" п. 13 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
В силу пп. "а" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе проведения проверки от ИП Хоменко А.А. в адрес Хабаровского УФАС России поступили пояснения о причинах неисполнения условий контракта в установленный контрактом срок.
Как следует из пояснений ИП Хоменко А.А., у него отсутствовали намерения не исполнить контракт, уклониться от принятых на себя обязательств. Так, 25.05.2022, еще до заключения государственного контракта после определения победителя закупки, ИП Хоменко А.А. заключен договор поставки N ОВУТ-09/22 с официальным представителем производителя оборудования MGB Endoscopy Rus - ООО "Ордамед Владивосток" на поставку требуемого заказчику оборудования. Данный договор своевременно оплачен со стороны ИП Хоменко А.А. (платежные поручения от 25.05.2022 N УТ-14, от 26.05.2022 N 157, 27.05.2022 N УТ-16, от 31.05.2022 N 160).
В связи с тем, что письмом от 06.07.2022 исх. N 11526.07.2022 производитель оборудования MGB Endoscopy Rus сообщил всем заинтересованным лицам о том, что доставка грузов из Германии в Россию наземным путем прекращена в связи с санкциями в отношении России, поэтому, чтобы доставить груз через другие страны, необходимо время, т.к. доставка в другие страны осуществляется либо по воздуху, либо морским путем, при этом конкретные сроки поставки указать невозможно, 26.07.2022 ИП Хоменко А.А. письмом исх. N 25 уведомил заказчика о задержке поставки товара по независящим от него обстоятельствам.
Согласно пояснениям ИП Хоменко А.А., 12.10.2022 он обратился с письмом к официальному представителю производителя оборудования MGB Endoscopy Rus - ООО "Ордамед Владивосток" ускорить отгрузку товара.
09.11.2022 в адрес заказчика направлено письмо исх. N 36 о том, что Поставщик не снимает с себя обязательств по исполнению контракта и готов оплатить все расходы, связанные с исполнением контракта.
Вместе с тем, 18.11.2022 ООО "Ордамед Владивосток" уведомило ИП Хоменко А.А. о невозможности поставки товара из-за санкционных запретов в отношении России.
05.12.202 письмом исх. N 60 ИП Хоменко А.А. обратился в Дальневосточную ТПП о признании сложившейся ситуации обстоятельствами непреодолимой силы. Согласно ответу Дальневосточной ТПП от 20.02.2023 исх. N 38, ИП Хоменко А.А. предложено в связи со сложившимися обстоятельствами решить вопрос с заказчиком об изменении существенных условий контракта.
20.01.2023 письмом исх. N 70 ИП Хоменко А.А. повторно обратился в Дальневосточную ТПП о признании сложившейся ситуации обстоятельствами непреодолимой силы.
Согласно ответу Дальневосточной ТПП от 31.03.2023 исх. N 105 ИП Хоменко А.А. предложено в связи со сложившимися обстоятельствами рассмотреть с заказчиком возможность расторжения контракта по соглашению сторон.
Учитывая ответы Дальневосточной ТПП, ИП Хоменко А.А. письмом от 22.02.2023 исх. N 36 предложено заказчику заменить предмет контракта на аналогичное по характеристикам оборудование - УрП-ВС-01, производства Российская Федерация, т.к. обе модели являются полнофункциональными взаимозаменяемыми аналогами, что подтверждено заключениями компании по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники ООО "Техномонолит" и практикующим специалистом к.м.н. урологом Гордеевым В.В.
В связи с тем, что заказчик отказался от замены предмета контракта, ИП Хоменко А.А. предложено заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон, так как сложившаяся ситуация является обстоятельством не зависящим от Поставщика
Однако, не смотря на полную оплату пени Поставщиком (платежные поручения от 07.10.2022 N 255, от 07.04.2023 N 126), Поставщику отказано расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Законодательство о регулируемых закупках не содержит безусловной обязанности контролирующего органа (ФАС России) включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков, должен не только разрешить вопрос о наличии формальных оснований для включения в реестр, но и установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения, а не ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Материалами дела подтверждается, что Обществом приняты меры для выполнения условий контракта.
Поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отказе во включении сведений, представленных заказчиком - КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого об ИП Хоменко А.А. (ИНН 272390435061), в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого об ИП Хоменко А.А. (ИНН 272390435061), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии:
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 25 апреля 2023 г. N РНП-176
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2023