Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
<___..>,
<___..>,
<___..>,
в присутствии:
представителя заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический родильный дом имени В.Ю. Мишекурина" - заместителя главного врача по неонатологии <___..> (доверенность N 512 от 17.04.2023), <___..> (доверенность N 505 от 17.04.2023), <___..> (доверенность N 504 от 17.04.2023);
представителя подателя жалобы - Индивидуального предпринимателя <___..> по доверенности N б/н от 10.04.2023 <___..>;
уполномоченный орган - Администрация Губернатора Новгородской области, надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направил, каких-либо ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки - Индивидуального предпринимателя <___..> (далее - ИП <___..>) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический родильный дом имени В.Ю. Мишекурина" (173017, Великий Новгород, ул. Державина, д. 1; далее - ГОБУЗ "ОКРД им. В.Ю. Мишекурина") при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: инкубатор для новорожденных (интенсивная модель), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, извещение N 0150200003923000364 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 05.04.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
12.04.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ИП <___..> на действия заказчика - ГОБУЗ "ОКРД им. В.Ю. Мишекурина" при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: инкубатор для новорожденных (интенсивная модель), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, извещение N 0150200003923000364 о проведении которого было размещено на официальном сайте 05.04.2023 (вх. N 1821-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему, а также дополнений к ней (вх. 1975-ЭП/23 от 19.04.2023 Новгородского УФАС России).
1. С учетом включенных заказчиком в раздел 1 Приложения N 1 к извещению о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Приложение N 1; Извещение) детальных характеристик описанию объекта закупки соответствует исключительно инкубатор для новорожденных AmelieStar "ARDOMedicalAG" (Швейцария), а именно характеристика "Сохранение в памяти данных по всем измеряемым параметрам (температура кожи, температура воздуха, относительная влажность) и вывод сохраненных данных в виде графиков за период, часов" и её значения "не менее перечисленного: 2, 4, 8 ,12, 24".
2. Пункт "Весы" раздела 1 Приложения N 1 в комплектации "весы с кабелем" говорят, что они не встроенные и противоречит параметрам товара, указанным в каталоге товаров (работ, услуг).
3. Заказчиком в разделе 1 Приложения N 1 установлено ограничивающее количество участников закупки требование к конкретному году производства медицинских изделий - 2023 год.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Суть представленных заказчиком - ГОБУЗ "ОКРД им. В.Ю. Мишекурина" возражений на Жалобу (вх. N 1945-ЭП/23 от 18.04.2023 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.
Технические требования к закупаемому медицинскому оборудованию определены заказчиком с учетом специфики деятельности учреждения, экономической эффективности. При описании объекта закупки учитывалась необходимость конечного результата - оказание квалифицированной медицинской помощи.
Указанные требования имеют клиническую значимость, объективно отражают потребность при осуществлении медицинской деятельности на высоком профессиональном уровне, одним из принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
При проведении исследований рынка медицинской продукции, имеется как минимум два производителя с оборудованием соответствующим описанию объекта закупки: FANEM 1186 (Бразилия), Amelie производства Ардо Медикал АГ (Швейцария).
Кроме того, предметом аукциона является именно поставка инкубатора, а не его производство.
Год выпуска оборудования 2023 год, не ограничивает конкуренцию, так как электронный аукцион объявлен во втором квартале 2023 года, а срок поставки до 31.07.2023 года.
У встроенных весов кабель предназначен для мониторинга, сохранения данных и отображения на дисплее.
В связи с изложенным, заказчик считает Жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика поддержали возражения на Жалобу в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В апреле 2023 года заказчиком - ГОБУЗ "ОКРД им. В.Ю. Мишекурина" совместно с уполномоченным органом - Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: инкубатор для новорожденных (интенсивная модель), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (начальная (максимальная) цена контракта - 3 200 000,00 рублей).
Представленное в уполномоченный орган для размещения на официальном сайте Извещение было утверждено главным врачом ГОБУЗ "ОКРД им. В.Ю. Мишекурина" <___..> 05.04.2023.
1. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В пункте 3.1 Извещения заказчиком определен объект рассматриваемой закупки - поставка медицинских изделий: инкубатор для новорожденных (интенсивная модель), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в Приложении N 1.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки заказчиком приведены в табличной форме раздела 1 Приложения N 1.
В разделе 1 Приложения N 1 определен вид поставляемого товара:
- Инкубатор для новорожденных (интенсивная модель).
Для поставляемого товара заказчиком - ГОБУЗ "ОКРД им. В.Ю. Мишекурина" в таблице раздела 1 Приложении N 1 предусмотрен следующий показатель (характеристика) для которого указаны варианты значений:
- "Сохранение в памяти данных по всем измеряемым параметрам (температура кожи, температура воздуха, относительная влажность) и вывод сохраненных данных в виде графиков за период" значение показателя определяется вариантами значений - "2, 4, 8 ,12, 24" (столбец 5 "Минимальное значение показателя").
Требования к максимальному значению вышеназванного показателя (столбец 6) в таблице заказчиком не установлены.
Во исполнение требований пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе относительно необходимости наличия в извещении инструкции по заполнению заявок на участие в нем (далее - Инструкция), государственным заказчиком - Министерством в Извещении установлена соответствующая Инструкция (раздел 3 Приложения 3).
Так, согласно подпункту 1 пункта 3.6 Инструкции, при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6 раздела 1 Приложения N 1 к извещению (описание объекта закупки), в том числе с использованием математических знаков "","
", участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.
Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая заявку на участие в ней, должны были учитывать не только содержащиеся в Приложении N 1 требования к поставляемому товару, но и указанные положения Инструкции.
Следовательно, исходя из положений подпункта 1 пункта 3.6 Инструкции, участники могут указать как значения равные установленным заказчиком в столбце 5 (минимальное значение показателя) таблицы, так и превышающие их.
Каких-либо доказательств соответствия описанию объекта рассматриваемой закупки исключительно инкубатора интенсивной терапии для новорожденных AmelieStar инкубаторов "ARDOMedicalAG" Швейцария в составе Жалобы ее подателем не приведено, Комиссией при рассмотрении Жалобы таких доказательств также не установлено.
При этом, в соответствии с протоколом подведения итогов от 17.04.2023 на участие в закупке поданы заявки от двух хозяйствующих субъектов, предлагающих к поставке товары различных производителей: Акционерное общество "Производственное объединение "Уральский оптико-механический завод" имени Э.С. Яламова" (Российская Федерация) и "Ардо Медикал АГ" (Швейцария).
Помимо указанного необходимо отметить, что рынок поставки медицинского оборудования не является закрытым и географически ограниченным, его участниками могут быть не только производители медицинского оборудования, но и поставщики такого оборудования.
Соответственно, настоящий довод Жалобы в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 3.1.1 Извещения и разделу 1 Приложения N 1 объекту рассматриваемой закупки соответствует код 32.50.21.160 "Инкубаторы для новорожденных" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) и позиция 32.50.21.160-00000003 каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Для поставляемого товара в таблице раздела 1 Приложении N 1 предусмотрены показатели (характеристики):
- "Встроенные весы" для которого в столбце 10 "Показатели, (характеристики) значения, которых не могут изменяться" установлено значение "Да".
В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками, среди прочего, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
В силу подпункта "в" пункта 4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию относительно описания товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
По позиции 32.50.21.160-00000003 каталога установлена обязательная к применению характеристика:
"встроенные весы" со значением на выбор заказчика "да" или "нет".
Таким образом, заказчиком характеристика "Встроенные весы" установлена в соответствии с требованиями КТРУ и Закона о контрактной системе.
Соответственно, настоящий довод Жалобы в ходе рассмотрения также не нашел своего подтверждения.
3. Одной из установленных в разделе 1 Приложения N 1 характеристик подлежащих поставке медицинских изделий является "год выпуска" с неизменяемым значением "2023".
Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Таким образом, указанные положения раздела 1 Приложения N 1 не противоречат правилам описания объекта закупки, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
Данные выводы также подтверждаются и административной практикой ЦА ФАС России (решение ФАС России от 23.09.2019 N ПГОЗ-171/19).
При этом, доказательств того, что требование к году выпуска закупаемого оборудования привело к необоснованному сокращению количества участников рассматриваемой закупки, подателем Жалобы не представлено.
Учитывая вышеизложенное, Жалоба является необоснованной.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В пункте 3.1 Извещения заказчиком определен объект рассматриваемой закупки - поставка медицинских изделий: инкубатор для новорожденных (интенсивная модель), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в Приложении N 1.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки заказчиком приведены в разделе 1 Приложения N 1.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, также содержатся в табличной форме раздела 1 Приложения N 1.
Как было указано выше, согласно пункту 3.1.1 Извещения и разделу 1 Приложения N 1 объекту рассматриваемой закупки соответствует код 32.50.21.160 "Инкубаторы для новорожденных" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) и позиция 32.50.21.160-00000003 каталога.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками, среди прочего, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
В силу подпункта "в" пункта 4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию относительно описания товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно позиции 32.50.21.160-00000003 каталога единственными и в то же время обязательными для применения заказчиком при описании объекта закупки в соответствии с каталогом являются следующие характеристики:
"встроенные весы" со значением на выбор заказчика "да" или "нет";
"стойка инфузионная" со значением на выбор заказчика "да" или "нет";
"лампа фототерапии" со значением на выбор заказчика "да" или "нет".
Такие обязательные характеристики и соответствующие требования к их значениям в соответствии с данной позицией каталога заказчиком в разделе 1 Приложения N 1 приведены.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ограничения в отношении допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 (далее - Постановление N 878).
Пунктом 2 Постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, подпадающей под такие ограничения.
Среди прочего такой перечень включает в себя и являющуюся объектом рассматриваемой закупки радиоэлектронную продукцию с кодом 32.50.21.160 ОКПД2, в связи с чем предусмотренные Постановлением N 878 ограничения в разделе 6 Извещения заказчиком установлены правомерно.
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В силу изложенного, при наличии в Извещении предусмотренных Постановлением N 878 ограничений на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, использовать какие-либо иные характеристики при описании включенных в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, и подлежащих поставке инкубаторов для новорожденных, за исключением предусмотренных выбранной заказчиком позицией 32.50.21.160-00000003 каталога, заказчик был не правомочен.
Однако такая дополнительная информация, не предусмотренная позицией 32.50.21.160-00000003 каталога, заказчиком в разделе 1 Приложения N 1 в нарушении подпункта "а" пункта 5 Правил приведена, а именно установлено множество дополнительных характеристик подлежащих поставке медицинских изделий, например:
"уровень шума при прогреве";
"скорость воздушного потока над матрасиком";
"диапазон установок температуры кожи пациента";
"индикация мощности нагрева";
"вместимость водного резервуара";
"диапазон отображения на дисплее";
и т.д.
Учитывая изложенное, в действиях заказчика - ГОБУЗ "ОКРД им. В.Ю. Мишекурина" содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем использовании каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при описании объекта рассматриваемой закупки.
2. Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Проект контракта в данном случае является Приложением N 4 к Извещению.
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта предусмотрен разделом 10 Проекта контракта.
В силу положений пункта 10.1 Проекта контракта одним из способов представления обеспечения исполнения контракта является независимая гарантия.
Статьей 45 Закона о контрактной системе установлены требования к независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
Однако указанное требование к содержанию независимой гарантии заказчиком в пункте 10.6 Проекта контракта приведено в ранее действовавшей и утратившей силу на момент объявления рассматриваемой закупки редакции Закона о контрактной системе.
Так, согласно пункту 10.6 Проекта контракта "независимая гарантия, предоставленная в качестве обеспечения исполнения Контракта, должна содержать условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия".
Таким образом, в действиях заказчика - ГОБУЗ "ОКРД им. В.Ю. Мишекурина" содержится нарушение части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к содержанию независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
3. Среди прочих принципов законодательства о контрактной системе статья 7 Закона о контрактной системе называет принципы открытости и прозрачности.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 9.5 Проекта контракта "оплата по Контракту осуществляется Заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств за фактически поставленное Оборудование, предусмотренное Спецификацией (приложение N1 к Контракту), на расчетный счет Поставщика в течение 7 (Семи) рабочих дней после подписания Заказчиком документа о приемке, и на основании документов, предусмотренных пунктом 5.2. Контракта:
а) счета;
б) счета-фактуры;
в) товарной накладной;
г) копии на бумажном носителе акта приема-передачи товара, оформляемого в электронном виде (электронный акт) (п. 7.13 Контракта);
д) акта приема-передачи Оборудования (приложение N 3 к Контракту), подписанного Поставщиком и Заказчиком;
е) Акта ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение N 4 к Контракту), подписанный Поставщиком и Заказчиком".
Вместе с тем, пункт 5.2 Проекта контракта в действительности называет следующие документы, которые представляются поставщиком при поставке товара:
"5.2.1. копию регистрационного удостоверения на Оборудование, выданного __________;
5.2.2. техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) Оборудования на русском языке;
5.2.3. товарную накладную, оформленную в установленном порядке;
5.2.4. акт приемки Оборудования в двух экземплярах (один экземпляр для Заказчика и один экземпляр для Поставщика);
5.2.5. Акт ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение N 4 к Контракту) в двух экземплярах (один экземпляр для Заказчика и один экземпляр для Поставщика)
5.2.6. гарантию производителя на Оборудование, срок действия которой составляет _____ месяцев, оформленную в виде отдельного документа;
5.2.7. гарантию Поставщика на Оборудование, срок действия которой должен составлять не менее срока действия гарантии производителя на Оборудование, оформленную в виде отдельного документа;
5.2.8. копию документа, подтверждающего соответствие Оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями);
5.2.9 сведения, необходимые для работы с Оборудованием, включая предоставление ключей, паролей доступа, программ и иных сведений, необходимых для монтажа, наладки, применения, эксплуатации, технического обслуживания данного вида Оборудования".
Таким образом, перечни документов, указанные в пунктах 5.2 и 9.5 Проекта контракта, друг другу не соответствуют.
Указанные обстоятельства способны ввести в заблуждение поставщика при исполнении контракта, заключенного по итогам рассматриваемой закупки.
Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика - ГОБУЗ "ОКРД им. В.Ю. Мишекурина" содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта вышеуказанной неполной/недостоверной информации относительно даты подведения итогов определения поставщика, места поставки товара и перечня документов, предоставляемых для оплаты поставленного товара.
4. Согласно пункту 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
1) если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Аналогичные положения заказчиком отражены в пункте 12.2 Извещения.
Однако в пункте 12.6 Проекта контракта основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения приведены в ненадлежащем виде, а именно "заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика".
Таким образом, в действия заказчика - ГОБУЗ "ОКРД им. В.Ю. Мишекурина" содержатся нарушения части 3 статьи 7, пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, выразившиеся в наличии в проекте контракта вышеуказанной противоречивой информации относительно оснований для обязательного принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.04.2023 (далее - Протокол) на участие в рассматриваемой закупке поступили заявки от 2 хозяйствующих субъектов (идентификационные номера заявок 1 и 2), обе заявки в результате рассмотрения аукционной комиссией уполномоченного органа были признаны соответствующими требованиям Извещения, победителем закупки определен участник с идентификационным номером заявки 1.
Вместе с тем, заявка участника с идентификационным номером 1 в действительности подлежала отклонению, что подтверждается следующим.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Рассматриваемая закупка осуществлялась с учетом ограничений, предусмотренных Постановлением N 878, принятым во исполнение положений статьи 14 Закона о контрактной системе (раздел 6 Извещения), закупаемый товар включен в предусмотренный пунктом 2 Постановления N 878 перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в такой перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза (пункт 3 Постановления N 878).
Для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 3 настоящего постановления, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию соответственно (пункт 3(1) Постановления N 878):
номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено Постановлением N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено Решением N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
копия сертификата по форме СТ-1.
В пункте 2.5 Приложения N 3 заказчиком установлено, что заявка на участие в рассматриваемой закупке должна содержать документы и (или) информацию согласно пункту 3(1) Постановления N 878, а именно:
номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
или
номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий).
При этом, в случае отсутствия в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (пункт 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).
В заявке участника с идентификационным номером 1 к поставке был предложен:
"Инкубатор (кювез) интенсивной терапии, с принадлежностями, вариант исполнения: Amelie производитель Ардо Медикал АГ, Швейцария. Страна происхождения товара: Швейцария, РУ N ФСЗ 2009/03978 от 16 марта 2009 года".
При этом, участник с идентификационным номером заявки 2 предложил к поставке:
"Инкубатор интенсивной терапии новорожденных с микропроцессорным управлением мониторинга параметров температуры, концентрации кислорода, влажности воздуха, температуры и массы тела новорожденного ИДН-03-"УОМЗ". Вариант исполнения 3120.00000000-06. Страна происхождения: Российская Федерация. Радио/телекоммуникационное оборудование российского происхождения РЭ-9825/22 (-) 07.02.2026".
Таким образом, информация, предусмотренная пунктом 3(1) Постановления N 878 и пунктом 2.5 Приложения N 3, относительно страны происхождения такого инкубатора для новорожденных была представлена в заявке участника с идентификационным номером 2 (номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции: РЭ-9825/22), иным требованиям Извещения заявка указанного лица также соответствовала.
Указанные обстоятельства требовали от аукционной комиссии уполномоченного органа при рассмотрении заявок применения положений пункта 3 Постановления N 878 (в связи с наличием совокупности соответствующих условий, оговоренных данных пунктом, а именно наличия 1 удовлетворяющей требованиям Извещения закупки заявки (идентификационный номер заявки 2), содержащей предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой является Российская Федерация) и совершения действий по отклонению заявки с идентификационным номером 1, содержащей, как установлено выше, предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
Однако, как следует из Протокола, такие действия аукционной комиссией уполномоченного органа - Администрации совершены не были, что привело в дальнейшем к неправомерному признанию заявки участника с идентификационным номером 1 в качестве победителя настоящего электронного аукциона.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации содержатся нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении порядка отбора участников закупки, повлекшем неправомерное определение в качестве её победителя лица, заявка которого подлежала отклонению.
При решении вопроса об устранении допущенных нарушений Комиссия учитывает следующее.
Согласно сведениям официального сайта каких-либо запросов о даче разъяснений положений Извещения от участников закупки, включая потенциальных, в адрес заказчика не поступало, на участие в закупке поступило две заявки с продукцией разных производителей, причем с учетом применения положений Постановления N 878 победителем электронного аукциона должен быть признан отечественный производитель.
Учитывая изложенное, доказательства того, что допущенные заказчиком нарушения в части использования каталога при описании объекта рассматриваемой закупки в разделе 1 Приложения N 1 повлияли на результаты настоящего электронного аукциона, необоснованно ограничили количество его участников, ввели их в заблуждение, в данном случае отсутствуют, в связи с чем выдача предписания об устранении данных нарушений не требуется.
Вместе с тем, нарушение, допущенное аукционной комиссией привело к неверному определению победителя закупки и препятствует заключению контракта с участником, предложившим российскую продукцию.
Указанные обстоятельства дают достаточные основания Комиссии для выдачи предписания об устранении допущенных аукционной комиссией уполномоченного органа нарушений порядка отбора участников закупки путем пересмотра поступивших заявок с учетом мотивировочной части настоящего решения и составления нового протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), содержащего достоверную информацию о результатах закупки.
Также, наличие в Проекте контракта вышеперечисленных нарушений Закона о контрактной системе непосредственным образом способно привести к заключению контракта по итогам закупки, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе, что в данном случае требует от Комиссии выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении таких нарушений путем внесения заказчиком соответствующих изменений в Проект контракта при его направлении на подписание победителю закупки.
Указанные обстоятельства дают достаточные основания Комиссии для выдачи соответствующего предписания об устранении данных нарушений.
Руководствуясь статьями 7, 14, 23, 33, 34, 42, 45, 48, 49, 95, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Индивидуального предпринимателя <___..> на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический родильный дом имени В.Ю. Мишекурина" (173017, Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Державина, д. 1) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: инкубатор для новорожденных (интенсивная модель), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, извещение N 0150200003923000364 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 05.04.2023, необоснованной
2. Признать в действиях заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический родильный дом имени В.Ю. Мишекурина" нарушения части 3 статьи 7, части 6 статьи 23, части 3 статьи 45, пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации Губернатора Новгородской области нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику - Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Областной клинический родильный дом имени В.Ю. Мишекурина", уполномоченному органу - Администрации Губернатора Новгородской области, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки - Акционерному обществу "ЕЭТП" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический родильный дом имени В.Ю. Мишекурина", и членов аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации Губернатора Новгородской области.
Председатель Комиссии <___..>
Члены Комиссии <___..>
<___..>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 19 апреля 2023 г. N 053/06/33-180/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2023