На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Горизонты" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГКОУ "Волгоградская школа-интернат N 7" (далее - Заказчик), Комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений ГКОУ "Волгоградская школа-интернат N7 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0129200005323000740) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки действий Оператора электронной площадки, банка, в котором Заявителем открыт специальный счет (ПАО "Совкомбанк") (далее - Банк) Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 20.03.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 13 333 334 руб;
4) источник финансирования - бюджет Волгоградской области;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 29.03.2023;
6) на участие в Аукционе подано 5 заявок участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 29.03.2023;
8) в период проведения процедуры подачи ценовых предложений 3 участника закупки подавали предложения о цене контракта;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 5 заявок участников закупки соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "КРИСТАЛЛ" с минимальным предложением о цене контракта в размере 9 133 333,79 руб. (далее - Победитель);
11) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 11.04.2023 N 0129200005323000740 (далее - Контракт).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44
Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке.
На основании подпункта "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.
Пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено,что одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата.
Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе, в связи с тем, что Банком не осуществлены действия, предусмотренные подпунктом "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность принять участие в Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.03.2023 в 09:00 (МСК).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 133 333,34 руб.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заявителем 28.03.2022 в 23:04 в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки подана заявка на участие в Аукционе с указанием специального счета 40702810012550046613, открытого в Банке.
Так, Оператором электронной площадки 28.03.2023 в 23:04:02 направлен запрос в Банк о необходимости блокирования денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Комиссией установлено, что ответ Банка на запрос Оператора электронной площадки об успешном осуществлении блокирования денежных средств Заявителя поступил Оператору электронной площадки 29.03.2022 в 15:17:05, то есть позднее регламентированного срока, установленного Законом о контрактной системе.
Исходя из представленных Банком пояснений следует, что в результате деградации интеграции алгоритма запрос Банком обработан с нарушением регламентированного срока.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Оператора электронной площадки не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Вместе с тем бездействие Банка, не направившего Оператору электронной площадки сведения о подтверждении блокирования денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе в рамках регламентированного Законом о контрактной системе срока, нарушают подпункт "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Оператора электронной площадки не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях ПАО "Совкомбанк" нарушение подпункта "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 апреля 2023 г. N П-114/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2023