На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Управления образования администрации города Коврова (далее - Заказчик), Управления муниципального заказа администрации города Коврова (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку комплектующих к компьютерной технике (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0328300129422000224) (далее, соответственно - Аукцион, Извещение),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части действий Заказчика, Уполномоченного органа Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 20.04.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 24.04.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 01.11.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 195 102,99 руб.;
4) источник финансирования - бюджет города Коврова;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 09.11.2022;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 09.11.2022;
8) в период проведения процедуры подачи ценовых предложений 4 участника закупки подавали предложения о цене контракта;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии 2 заявок участников закупки требованиям, установленным Извещением и Законом о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "ЭСБИК" с минимальным предложением о цене контракта в размере 148 888 руб. (далее - Победитель);
11) Заказчиком с Победителем заключен муниципальный контракт от 21.11.2022 N 224-ЭА с ценой 148 888 руб.
1.1 Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в ЕИС обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в случае проведения закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. руб. (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 Перечня).
Так, в Перечень (ред. от 03.10.2022, с изм. от 28.12.2022) включен товар с кодом ОКПД2 26.20.13 "Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных".
На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям ЕИС объектом закупки является поставка комплектующих к компьютерной технике (далее - Товар) с кодом ОКПД2 26.20.13.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных", содержащимся в Перечне. При этом Заказчиком указанный запрет на допуск промышленных товаров в документации об Аукционе и извещении об осуществлении закупки не установлен.
Вместе с тем на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком в отношении Товара не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, поскольку стоимость единицы товара не превышает 300 тыс. руб. и суммарная стоимость товаров составляет менее 1 млн. руб.
Исходя из совокупного толкования норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении объекта Аукциона должен быть установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в рамках закупки поставке подлежат исключительно комплектующие к компьютерной технике, при этом стоимость товаров составляет 195 102,99 руб., в связи с чем вышеуказанный запрет, устанавливается, но не применяется в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в Извещении неправомерно не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
1.2 Кроме того, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 (1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него, полученные вследствие выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Пунктом 1 описания объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики, а именно предоставление неисключительного права на лицензионное программное обеспечение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Извещением предусмотрена поставка программного обеспечения с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком не установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1236.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, а также не установивших запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к Приказу N 126н.
Согласно пункту 1.1 Приказа N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 Приказа N 126н предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Согласно Извещению Заказчиком установлены условия допуска в соответствии с Приказом N 126н.
При этом действие Приказа N 126н в редакции от 05.03.2022, действовавшей на дату размещения Извещения, не распространялось на товары с ОКПД2 26.20.13.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных".
Вместе с тем представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установлены условия допуска в соответствии с Приказом N 126н является технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших условия допуска в соответствии с Приказом N 126н, нарушают часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку Заказчиком заключен муниципальный контракт.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 24.04.2023 по делу N П-125/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 апреля 2023 г. N П-125/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2023