Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - главный специалист-эксперт Н.А. Ворсина, специалист-эксперт Косенко М.А. (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГБУЗ "КМРД N 4" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Вега плюс" (ИНН 2465342650) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по уборке помещений КГБУЗ "КМРД N4"", извещение N 0119200000123002400, идентификационный код закупки 232246501267624650100100440018121244 (далее - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о внесении сведений об ООО "Вега плюс" (далее - общество, исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением обществом условий такого контракта.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты, указанным в единой информационной системе (далее - ЕИС) заказчика и Общества было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в которой содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в единой информационный информационной системе в сфере закупок. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
До заседания Комиссии Заказчик и Общество представили документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом контракта.
Комиссией установлено, что раздел 1 Контракта предусматривает следующее: "1.1. Исполнитель обязуется оказать услуги по уборке помещений КГБУЗ "КМРД N4" (далее по тексту - услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту), графиком уборки помещений и сроков оказания услуг (Приложение 2, Приложение 3 к контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных в Контракте".
Согласно пункту 3.2.5. Контракта Заказчик обязан для взыскания неустойки (штрафов, пеней) направлять Исполнителю претензию, содержащую требование об уплате сумм неустойки (штрафов, пеней), предусмотренных Контрактом за неисполнение (ненадлежащее исполнение) Исполнителем своих обязательств по Контракту.
В соответствии с пунктом 3.4. Контракта исполнитель обязан:
3.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, условиями Контракта и Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту).
3.4.3. Согласовать с Заказчиком список и количество технического персонала, необходимого для надлежащего исполнения условий Контракта, кроме того самостоятельно приобретать материалы, оборудование и технику, необходимые для выполнения работ, обеспечивать ими своих работников, а также за свой счет обеспечивать обслуживание и ремонт оборудования и техники необходимой ему для выполнения оказания услуг по Контракту.
Согласно разделу 4 Контракта: "4.1. Место оказания услуг: КГБУЗ "КМРД N 4", расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Коломенская, 26; КГБУЗ "КМРД N 4", расположенное по адресу г. Красноярск, ул. Шевченко, 40 в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к контракту).
4.2. Срок оказания услуг: Ежедневно, с 01.04.2023 по 31.03.2024 включительно в соответствии с графиком уборки помещений и сроков оказания услуг (Приложение 2, Приложение 3 к контракту)".
Согласно пункту 6 Технического задания (приложение N 1 к Контракту) установлены дополнительные требования, в том числе, требования к персоналу исполнителя: до начала оказания Услуг Исполнитель обязан представить список персонала, который будет задействован на объекте, с указанием фамилии, имени, отчества. Все документы должны быть предоставлены с соблюдением требований Федерального закона РФ от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Согласно пояснениям, представленным представителем Общества, 03.04.2023 список персонала, который будет задействован на объекте, с указанием фамилии, имени, отчества был нарочно передан сотрудникам, которые явились на объект в установленное время для исполнения обязательств по Контракту. Указанный список Заказчику не передан ввиду того, что Заказчик не допустил сотрудников Общества на объект. Доказательств указанного Обществом не представлено.
Представители Заказчика пояснили, что сотрудники Общества должны были предоставить помимо списка медицинские книжки и иные документы для допуска к оказанию услуг на объект.
Комиссия отмечает, что Контрактом не предусмотрено предоставления иных документов и сведений, кроме как тех, которые указаны в пункте 6 Технического задания. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Комиссия принимает во внимание пояснение представителя Общества, согласно которому указанный список также направлялся Заказчику по электронной почте, однако, доказательств указанного Комиссии не представлено.
Таким образом, Комиссия приходи к выводу о том, что Обществом не выполнено требование, установленное пунктом 6 Технического задания - до начала оказания Услуг Обществом Заказчику не представлен список персонала, который будет задействован на объекте, с указанием фамилии, имени, отчества.
Кроме того, Комиссия отмечает, что пункт 6 Технического задания предусматривает также следующие дополнительные требования: жидким мылом, туалетной бумагой изготовленной из первичного сырья (целлюлозы) с втулкой, аэрозольными освежителями воздуха, бумажными полотенцами, средством для мытья посуды, губками для мытья посуды, салфетками (одноразовая ветошь), моющие и дезинфицирующие средства (далее - дезсредства) предоставляются за счет Исполнителя. Разведение дезсредств осуществляется персоналом Исполнителя с соблюдением требований действующего законодательства РФ и методических указаний (инструкций) к препаратам согласно графику (график разведения дезсредств Заказчиком предоставляется Исполнителю в течении 1 рабочего дня с момента заключения контракта), согласованным с ответственными представителями Заказчика. Все используемые средства должны иметь свидетельство о государственной регистрации, декларацию соответствия или сертификат соответствия, иметь заводскую упаковку. Данные документы предоставляются Заказчику. В санузлах и помещениях при поломке дозаторов для жидкого мыла, диспенсеров для туалетной бумаги и бумажных полотенец Исполнитель предоставляет Заказчику данное оборудование в аренду безвозмездно, на период действия контракта. В случае отсутствия в санитарных или служебных помещениях (в т.ч. туалетах) дозаторов для жидкого мыла, диспенсеров для туалетной бумаги и бумажных полотенец, аэрозольных освежителей воздуха по заявке Заказчика Исполнитель предоставляет данное оборудование в аренду безвозмездно, на период действия контракта не менее 1 штуки на санитарное или служебное помещение (в т.ч. туалетах).
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Заказчиком не исполнено требование о предоставлении графика разведения дезсредств Заказчиком Исполнителю в течении 1 рабочего дня с момента заключения контракта. Доказательств обратного не представлено.
Также Комиссия установила, что Обществом, во исполнение условий Контракта, поставлен на объект инвентарь и моющие средства, наименование которых указаны в накладной от 31.03.2023. Представители Заказчика подтвердили указанный факт.
В соответствии с подпунктом 2 пунктом IV раздела "Инструкция по проведению ежедневных (интенсивных) уборок и генеральных уборок в помещениях" генеральные уборки выполняются согласно графику, утвержденному заведующим отделением (график Заказчиком предоставляется Исполнителю в течении 1 рабочего дня с момента заключения контракта) и составленным в виде таблиц. В режимных помещениях график генеральных уборок размещают на стене в водонепроницаемой упаковке, доступной для дезинфекции.
Согласно сведениям, представленным представителями Заказчика, указанные графики Заказчиком Обществу представлены не были.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушены вышеуказанные требования, установленные Контрактом.
Согласно разделу 5 Контракта "5.4. В случае обнаружения недостатков (по объему, качеству, иных недостатков) Заказчик извещает Исполнителя не позднее 3 рабочих дней с даты обнаружения указанных недостатков. Извещение о выявленных недостатках с указанием сроков по устранению недостатков направляется Исполнителю телеграммой, почтой, электронной почтой, факсом либо нарочным. Адресом электронной почты для направления извещений, номером факса для направления извещений.
5.5. Исполнитель в установленный в извещении срок обязан устранить все недостатки. Если Исполнитель в установленный срок не устранит недостатки, Заказчик вправе предъявить Исполнителю требования в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Если Исполнитель в установленный срок не устранит недостатки, Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и предъявить Исполнителю требование о возмещении понесенных убытков".
В соответствии с пунктом 7.1. Все споры или разногласия, возникающие между Сторонами по Контракту или в связи с ним, разрешаются в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии составляет 14 (Четырнадцать) дней со дня ее получения.
В соответствии с пунктом 3.1.7. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с разделом 8 Контракта "8.2. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В случае принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации, такой отказ осуществляется в соответствии со статьёй 95 Закона о контрактной системе.
8.3. В случаях, установленных частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
8.4. Внесение изменений в условия контракта в соответствии с частью 1 ст.95 Закона о контрактной системе осуществляется Сторонами с учётом положений части 1.3 - 1.5 статьи 95 Закона о контрактной системе".
Обществом письмом б/н б/д Заказчик уведомлен о том, что 31.03.2023 на объект будет осуществлен завоз необходимого инвентаря и химических средств. Доказательств направления и получения Комиссии не представлено.
Обществом письмом б/н от 03.04.2023 Заказчик уведомлен о том, что 03.04.2023 на объект направлен сотрудник Общества, которого не допустили на объект без объяснения причин, что приводит к нарушению условий Контракта. Общество требует предоставить причины не допуска. Доказательств направления и получения Комиссии не представлено.
Обществом письмом б/н б/д Заказчик уведомлен о том, что Обществом направлена и отгружена месячная норма моющих средств и инвентаря для выполнения обязательств. Сотрудник Заказчика не допустил к работе ряд сертифицированных средств без объяснения причины. Общество требует предоставить причины не допуска сертифицированных средств. Доказательств направления и получения Комиссии не представлено.
Обществом письмом б/н б/д Заказчик уведомлен о том, что 04.04.2023 в 08:00 на территорию объекта прибудут сотрудники Общества для выполнения обязанностей по Контракту (с приложением списка лиц). Доказательств направления и получения Комиссии не представлено.
Кроме того, Комиссия отмечает, что 05.04.2023 Обществом в адрес Красноярского УФАС России направлена жалоба на действия Заказчика.
Обществом 05.04.2023, 06.04.2023, 07.04.2023, 10.04.2023, 11.04.2023, 12.04.2023, 13.04.2023, 14.04.2023, 17.04.2023, составлены и подписаны сотрудниками Общества акты о не допуске сотрудников на объект.
Обществом направлена Заказчику претензия б/н б/д, согласно которой Заказчик не вернул Обществу часть сертифицированных средств без объяснения причин, которые были отгружены 31.03.2023. Доказательств направления и получения Комиссии не представлено.
Заказчиком 04.04.2023 и 05.04.2023 составлены и направлены в адрес Общества требования (претензии) об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с надлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки товара (работы, услуги). Доказательств направления и получения Комиссии не представлено.
В связи с тем, что обществом были допущены существенные нарушения условий контракта, выразившиеся в неисполнении обязательств по выполнению работ, заказчик на основании пункта 1 статьи 728 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, 06.04.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Поскольку обществом, по мнению заказчика, ненадлежащим образом оказывались услуги по контракту, заказчиком 06.04.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракте.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в ЕИС, Комиссия установила, что заказчиком решение было размещено в ЕИС - 06.04.2023. Решение вступило в законную силу 17.04.2023. Ввиду чего Комиссия делает вывод о том, что процедура расторжения контракта не нарушена.
Комиссия принимает во внимание представленные Обществом акты о не допуске сотрудников на территорию объекта от 07.04.2023, 10.04.2023, 11.04.2023, 12.04.2023, 13.04.2023, 14.04.2023, 17.04.2023.
С учетом указанного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеизложенное свидетельствует о том, что Обществом до вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта совершались действия, направленные на исполнение Контракта. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Также Комиссия оценила довод, согласно которому Общество указывает, что инвентарь и химические средства, необходимые для оказания услуг, Обществом был завезен на объект Заказчика до начала оказания услуг. Изложенное не может свидетельствовать о том, что Общество не имело намерений оказывать услуги, предусмотренные Контрактом.
Помимо прочего, Комиссия дает оценку аудиозаписи, представленной представителем общества, согласно которой не представляется возможным идентифицировать между какими лицами был осуществлен диалог, что являлось предметом указанного диалога, а также относимость представленной информации к рассматриваемому обращению.
Комиссия, оценивая вышеуказанные обстоятельства в рамках своих полномочий, а также иные действия, совершенные Обществом и Заказчиком, приходит к выводу, что доказательств умышленного и намеренного уклонения исполнителя от исполнения обязательств по контракту или иных неопровержимых доказательств недобросовестного поведения исполнителя Комиссии представлено не было, факт существования таких доказательств Комиссией не установлен.
Комиссия также отмечает, что не приходит к выводу, что заказчиком принято неправомерное решение, а лишь приходит к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что исполнитель должен быть подвержен такой санкции, как включение в РНП. При этом Комиссия отмечает, что за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). При этом такая мера ответственности, как включение в РНП предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией, в том числе учитывая действий Заказчика, установлено не было.
Кроме того, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой, как уже было отмечено выше, специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
У Комиссии не имелось достаточных доказательств того, что Общество целенаправленно исполнял ненадлежащим образом обязательства по контракту.
В соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 15 Постановления Правительства от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Учитывая изложенное выше и тот факт, что Обществом представлены доказательства того, что им принимались меры для исполнения условий контракта, а также тот факт, что Заказчиком нарушены условия Контракта, Комиссия не находит оснований для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать Заказчику во включении сведений в отношении ООО "Вега плюс" (ИНН 2465342650), в Реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия решения в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
Н.А. Ворсина
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 апреля 2023 г. N 024/06/104-1085/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2023