Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Главного специалиста эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Профессиональный медицинский сервис" (далее - Заявитель) на действия МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Заказчик) при проведении КОМИТЕТОМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0103200008423000660 "Поставка медицинского оборудования (Аппарат НИВЛ_ОНКО)" (далее - Аукцион), при участии посредством видео-конференц-связи представителя Заявителя - Варганова Е.Ю. (доверенность N 3 от 07.03.2023 г.), в отсутствии иных сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
03.03.2023 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе указывается на несоответствие извещения об осуществлении закупки требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителя Заявителя, Комиссия установила следующее.
21.02.2023 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 000 000 рублей.
1. Заказчик не установил требование к участникам закупки по п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе).
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является иностранным агентом.
В извещении об осуществлении закупки установлено следующее: "Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".
При этом Заказчиком в требованиях к участнику закупки (отдельный файл Приложение N 4 к извещению) не установлено требование к участнику закупки согласно п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что выражается в не установлении требований к участникам аукциона в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении сертификата по форме СТ-1 в составе заявки для подтверждения соответствия требованиям постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 878 подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является одно из следующих условий:
наличие сведений о такой продукции в реестре и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
б) наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза требованиям, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
в) наличие сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат по форме СТ-1), - для целей осуществления закупок радиоэлектронной продукции, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены:
до 30 июня 2022 г. включительно - в отношении радиоэлектронной продукции, кроме продукции, указанной в абзаце третьем настоящего подпункта, страной происхождения которой являются государства - члены Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации);
до 31 декабря 2022 г. включительно - в отношении радиоэлектронной продукции, являющейся медицинским изделием и классифицируемой в рамках следующих кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 26.51.53.140, 26.51.53.190, 26.51.70.110, 26.60.11.111, 26.60.11.112, 26.60.11.113, 26.60.12.110, 26.60.12.129, 32.50.1, 32.50.21.112, 26.60.11.119, 26.60.11.120, 26.60.11.129, 26.60.11.130, 26.60.12.111, 26.60.12.119, 26.60.12.120, 26.60.12.124, 27.40.39.110, 32.50.13.190, 32.50.13, 26.60.12.121, 26.60.12.122, 26.60.12.123, 26.60.12.131, 26.60.12.132, 26.60.13.130, 26.60.13.190, 26.60.13, 26.60.13.120, 26.60.13.140, 26.60.13.150, 26.60.13.180, 26.60.13.190, 28.25.13.110, 32.50.50, 28.25.14.110, 32.50.50.190, 32.50.12, 32.50.21.121, 32.50.21.122, 32.50.21.129, 32.50.21.160, 32.99.59.000.
Объектом закупки является радиоэлектронная продукция, а именно: Аппарат искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии, ОКПД2 32.50.21.122.
Комиссией установлено, что в Приложении N 4 к Извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению", для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям Постановления N 878 участник закупки в составе заявки на участие в закупке может предоставить копию сертификата по форме СТ-1:
"Для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции вышеуказанным условиям участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию соответственно:
номер реестровой записи из реестра, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
копия сертификата по форме СТ-1"
Таким образом, требование о предоставлении сертификата по форме СТ-1 в составе заявки для подтверждения соответствия требованиям Постановление N 878 неправомерно.
При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта.
На основании ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 6.2 ст. 96 Закона о контрактной системе, если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
В пункте 10.1 раздела "10. Обеспечение исполнения Контракта" проекта контракта, установлено следующее:
"Поставщик до заключения Контракта предоставляет Заказчику обеспечение исполнения Контракта в соответствии с частью 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет ____________.".
Вместе с тем, Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона установлено преимущество к участникам закупки в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления обеспечения исполнения контракта от начальной (максимальной) цены контракта противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают ч. 6.2 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
4. По мнению Заявителя, в Извещении о проведении аукциона имеются разночтения относительно обеспечения гарантийных обязательств.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссией установлено, что Проект контракта содержит следующие положения, в том числе:
"8.7. Согласно ч. 2.2 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе требование обеспечения гарантийных обязательств Заказчиком не установлено.
10.15. Гарантийные обязательства по Контракту обеспечиваются безотзывной независимой гарантией или внесением денежных средств на счет Заказчика. Обеспечение гарантийных обязательств предоставляется в срок до подписания последнего (итогового) акта приемки выполненных работ.
Способ обеспечения гарантийных обязательств Поставщик определяет самостоятельно.
Сумма обеспечения составляет 1 % от начальной (максимальной) цены Контракта.".
При этом в извещении об осуществлении закупки указано: "Требуется обеспечение гарантийных обязательств, Размер обеспечения гарантийных обязательств - 40000.00 Российский рубль".
Таким образом, Заказчиком установлены противоречивые требования относительно обеспечения гарантийных обязательств.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, указавшего в проекте контракта недостоверные сведения в отношении гарантийных обязательств, нарушают ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
5. Согласно доводу Заявителя, что Заказчиком намеренно подменен код позиции КТРУ: вместо необходимого 32.50.21.122-00000023 с НКМИ 232880, являющегося обязательным к применению при закупке медицинского изделия конкретного вида (в данном случае Аппарат искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии), Заказчиком использован КТРУ 32.50.21.122-00000022 с НКМИ 232890.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования (п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе).
Указанные правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Правила, утв. постановлением Правительства РФ N 145).
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145).
На основании п. 5 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов
Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п. 6 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае, если закупаемый товар включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчики обязаны устанавливать в извещении об осуществлении закупки соответствующие ограничения допуска.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что по существу закупаемый заказчиком товар включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В извещении об осуществлении закупки указанные ограничения были установлены (раздел "Преимущества, требования к участникам" структурированной формы извещения).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 38 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Действие данных требований может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза (ч. 4 ст. 38 Федерального закона N 323-ФЗ).
В заявлении о государственной регистрации медицинского изделия (далее - заявление о регистрации) указываются следующие сведения:
з) вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий (пп. "з" п. 9 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий").
Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждена Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий".
Согласно коду номенклатурной классификации медицинских изделий (далее - НКМИ) алгоритм формирования, применяемый для ведения номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, в качестве классификационных признаков, в том числе использует область применения медицинского изделия, эксплуатационные и конструктивные особенности.
Следовательно, в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия указывается вид медицинского изделия в соответствии с НКМИ.
Таким образом, регистрация конкретного медицинского изделия осуществляется в рамках НКМИ.
В связи с чем, позиции КТРУ по медицинским изделиям формируются с учетом номенклатурной классификации медицинских изделий, что должно быть учтено заказчиком при выборе надлежащей позиции
КТРУ и последующем описании объекта закупки, особенно с учетом установления в таком описании требования к коду вида медицинского изделия.
Комиссией установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки установлен код КТРУ: 32.50.21.122-00000022 и НКМИ - 232890.
В соответствии с имеющейся на сайте единой информационной системы в сфере закупок информацией (раздел "Карточка КТРУ" - "справочная информация") товар с кодом позиции КТРУ - 32.50.21.122-00000022 и НКМИ - 232890 имеет следующее описание: "Автоматическое циклическое устройство, работающее от сети переменного тока, предназначенное для обеспечения поддержания долгосрочной альвеолярной вентиляции легких для пациентов, за исключением новорожденных или маленьких детей, в различных клинических применениях. Оно обычно использует положительное давление для доставки газа в нормальном ритме дыхания и дыхательного объема через интубационную или трахеостомическую трубку, и состоит из дыхательного контура, системы управления, мониторов и устройства подачи сигнала. Порт вдоха включает в себя зоны, где вдыхаемый газ может быть подогрет/увлажнен, а порт выдоха содержит выпускной клапан для выпуска газа в атмосферу. Оно может работать в нескольких режимах (например, вспомогательный/контрольный, синхронизирование, для стимуляции пациента).".
При этом в описании объекта закупки Заказчиком установлено требование: "Категории пациентов - Взрослые, дети и новорожденные".
В свою очередь товар с НКМИ 232880, потребность в котором испытывает заказчик, имеет код позиции КТРУ 32.50.21.122-00000023 (раздел "Карточка КТРУ" - "справочная информация").
Таким образом, Комиссий однозначно установлено, что заказчиком при описании объекта закупки неверно выбрана позиция каталога товаров, работ, услуг, так как выбранная заказчиком позиция относится к иному медицинскому изделию с иными функциональными характеристиками, что подтверждается приведенными положениями нормативных правовых актов и номенклатурным классификатором медицинских изделий по видам, а равно позициями КТРУ.
Комиссия отмечает, что товар, обусловленный потребностями заказчика, в отношении которого присвоен код вида медицинского изделия 232880, в КТРУ присутствует (КТРУ 32.50.21.122-00000023): он представлен самостоятельной позицией и имеет описание с присущими ему характеристиками.
Кроме того, на заседание Комиссии представитель Заказчика не явился, доказательств, свидетельствующих об обратном, не представил.
Исходя из изложенного, Комиссией указанный довод был признан обоснованным: в действиях Заказчика установлено нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
6. По мнению Заявителя, в п. 1.2 и 27.15 описания объекта закупки содержится ложная информация о соответствии характеристик ГОСТу Р 55954-2018.
В пункте 1.2 и 27.15 описания объекта закупки указано следующее: "1.2. Аппарат ИВЛ экспертного класса, обеспечивающий автоматизированное управление процессом вентиляции на основе физиологических данных пациента, функцию автоматического отлучения от вентиляции на основе физиологических показателей пациента, оптимизацию параметров вентиляции за счет использования модуля компьютерной поддержки искусственной вентиляции легких или модуля электро-импедансной томографии или модуля пульсоксиметрии, а также мониторинг состава газовой смеси с анализом потребления кислорода, объемного выделения углекислого газа, мониторингом параметров метаболизма пациента с использованием метода непрямой калориметрии;
27.15. Оптимизация параметров вентиляции с помощью дополнительных модулей, Модуль компьютерной поддержки искусственной вентиляции легких для оптимизации параметров ИВЛ или Модуль пульсоксиметрии, интегрированный в аппарат для оптимизации параметров ИВЛ или Модуль электро-импедансной томографии для оптимизации параметров ИВЛ".
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Заявителем не представлены доводы и доказательства, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе и ограничивающие количество участников закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
7. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в позициях 4.10, 4.13, 5.2 и 19.10 описания объекта закупки указаны требования к значениям показателей товара, которые не должны изменяться, при этом подобное описание вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет однозначно составить заявку.
Так, в описании объекта закупки установлены следующие требования, в том числе:
"- 4.10. Время работы от резервного источника питания, мин. - Не менее 120;
- 4.13. Полное время зарядки встроенного аккумулятора, ч - Не более 4;
- 5.2. Диапазон допустимого давления подводимого кислорода высокого давления, бар - Не уже 3,0 - 6,0;
- 19.10. Диапазон регулирования времени апноэ, с - фиксированное значение 15 или не уже от 15 до 60".
На заседании Комиссии установлено, что Приложение N 4 к извещению об осуществлении закупки содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке.
Комиссия отмечает, что в случае неясности положений извещения об осуществлении закупки Заявитель имел право направить запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
По мнению Комиссии, неясность для участника закупки положений извещения об осуществлении закупки, не свидетельствует о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Аналогичные выводы сделаны Комиссией по доводам Заявителя, изложенным в позициях 8 и 9 жалобы.
8. Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам закупаемого товара, которые приводят к ограничению количества участников закупки.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По мнению Заявителя, совокупность установленных требований к товару, указанным в описании объекта закупки к извещению, ограничивают количество участников закупки и указывает на закупку медицинского изделия единственного производителя - Hamilton C3 в частности: код вида медицинского изделия N 232890.
При этом по показателям "Напряжение, В -110-240" и "Диапазон атмосферного давления, Кпа не уже 600-800" установленных в описании объекта закупки не подходит ни один из существующих аппаратов на рынке медицинского оборудования РФ.
Заказчик на заседании Комиссии не явился, доводы Заявителя изложенные в жалобе не опровергнуты и доказательств наличия товара разных производителей соответствующие всем позициям описания объекта закупки, не представлены.
Таким образом, Заказчиком в описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, которым по совокупности параметров не соответствует ни одна модель из существующих аппаратов, которые в совокупности с иными характеристиками данных товаров влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, описание объекта закупки в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7, п. 5 и 12 ч. 1 ст. 42, п. 1 и 3 ч. 2 ст. 42 и ч. 6.2 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, его комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
А.Ш. Магомедов
Исп. Магомедов К.Г. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 9 марта 2023 г. N 005/06/106-506/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.05.2023