Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибРМ" (далее - заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган), бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медицинский информационно-аналитический центр" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка ноутбуков (Реестровый номер 23.31.0476)" (извещение N 0152200004723000479) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - <_> (доверенность N 151 от 31.01.2023),
заказчика - <_> (доверенность N 10 от 26.04.2023), <_> (доверенность N 9 от 26.01.2023), <_> (доверенность N 8 от 26.04.2023),
заявителя - <_> (доверенность 17.04.2023), <_> (доверенность от 24.04.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3665-ЭП/23, N 3668-ЭП/23 от 20.04.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 12.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152200004723000479 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 6975000 руб.
17.04.2023 и 18.04.2023 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки N РИ1 и N РИ2 соответственно.
21.04.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому на участие в закупке подано две заявки, сделано одно ценовое предложение, наименьшее ценовое предложение (6940125 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 11, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5 %.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 24.04.2023 заявка с идентификационным номером 10 была отклонена. В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся, так как по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Принято решение заключить контракт с ценой 6940125 руб. с участником аукциона, подавшим заявку с идентификационным номером 11 (ООО "ПКФ ТЕХНОКОР"), заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона.
3. Заявителем в жалобе указано, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением положений Федерального закона о контрактной системе в связи с установленными в нем требованиями к товару, которые приводят к ограничению числа потенциальных участников аукциона, а именно соответствуют исключительно товару "производителя ООО "Новый Ай Ти Проект", ноутбук марки Гравитон", а именно:
"Документацией установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
В соответствии с пунктом 1.3. Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению для подтверждения соответствия товара требованиям постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 участник указывает (декларирует) в составе заявки:
- в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), единого реестра российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - единый реестр российской радиоэлектронной продукции), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий)(при наличии);
- в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (далее - решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий).
Заказчиком, уполномоченным органом установлен код закупаемой позиции по ОКПД2 26.20.11.110.
По состоянию на 19.04.2023 года в Реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ, имеется 2 записи по ОКПД2 26.20.11.110.
Данные ноутбуки не соответствуют характеристикам, установленным в описании объекта закупки. Размер диагонали представленных ноутбуков 14 дюймов, вместо установленных в объекте закупки 17 дюймов (https://gisp.gov.ru/goods/#/product/2407862, https://gisp.gov.ru/goods/#/product/2772780)".
При этом по укрупненному коду ОКПД2 26.20.11 в Реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации содержится 10 позиций ноутбуков, из которых "лишь один товар подходит под параметр описания объекта закупки "25. Размер диагонали, Дюйм (25,4 мм) - 17": Ноутбук Гравитон И17И-Т, производитель ООО НОВЫЙ АЙ ТИ ПРОЕКТ" https://gisp.gov.ru/goods/#/product/3608108. Диагональ данного ноутбука 17,3 дюйма (в описании объекта требуемое значение - 17)".
Одновременно заявителем указано, что в Реестре радиоэлектронной продукции по коду ОКПД2 26.20.11.110 "не содержится ноутбуков с требуемым размером диагонали. Ноутбуки представлены в диагоналях - 11-15,6 дюймов";
"Евразийский реестр промышленных товаров государств-членов Евразийского экономического союза не содержит товаров с наименованием "Ноутбук"";
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом в аукционную документацию включены такие требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара".
20.04.2023 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе был направлен (исх. N ТШ/2575/23) запрос о предоставлении письменных возражений на доводы жалобы, а также доказательства наличия на рынке Евразийского экономического союза товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения.
Согласно возражениям БУЗОО "МИАЦ" (вх. N 3787-ЭП23 от 24.04.2023) размещенные в составе извещения об осуществлении закупки электронные документы являются надлежащими, описание объекта закупки отвечает потребностям заказчика и не приводит к ограничению конкуренции, также было указано, что "закупка ноутбуков проводится для работы на них медицинских специалистов фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) в региональной медицинской информационной системе Омской области "Единая цифровая платформа.МИС". Приобретение ноутбуков, а не стационарных рабочих станций, необходима для возможности выезда медицинских специалистов ФАП на другие ФАП, где отсутствуют медицинские специалисты.
В соответствии с пунктом 4.2.2.2.2. Технического задания к контракту N 8 от 29 августа 2022 года (ИКЗ 22 25503076943550601001 0013 002 6202 244) на услуги по предоставлению неисключительных прав на использование и услуги по обновлению РМИС, соответствующих требованиям Минздрава России, одним из требований к техническому обеспечению клиентских рабочих мест является: "Монитор. Рекомендуемые требования: диагональ - 24", разрешение - не менее 1920 х 1080 пикселей". Заказчиком для соблюдения указанных требований в закупке установлены - 17" (больше или равно) - максимально возможные из существующих на рынке отечественных (российских) ноутбуков, приближенных к требуемому размеру диагонали".
В материалы дела заказчиком не представлено доказательств наличия на рынке Евразийского экономического союза товаров как минимум двух разных производителей, соответствующих оспариваемым заявителем характеристикам.
Из возражений уполномоченного органа (вх. N 3833-ЭП23 от 25.04.2023) следует, что документы, размещенные на официальном сайте ЕИС для целей проведения настоящей закупки, соответствуют Федеральному закону о контрактной системе.
4. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного органа, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В силу статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно частям 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие требований части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 20.04.2020 N 616).
В силу статьи 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению объектом закупки является поставка ноутбуков (ОКПД2 26.20.11.110).
В пункте 25 таблицы с описанием объекта закупки электронного документа "Описание объекта закупки" заказчиком установлен показатель - "Размер диагонали, Дюйм (25,4 мм)", минимальное значение показателя - "17".
Указанный код ОКПД2 соответствовал пункту 24 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 (в редакции, действовавшей до 19.04.2023 (то есть на момент размещения извещения)).
Соответственно в извещении об осуществлении закупки был правомерно установлен запрет соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616.
Изучив сведения о товарах (ноутбуках), содержащиеся в реестре российской и евразийской промышленной продукции, а также в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, Комиссия установила, что минимальному значению показателя товара "Размер диагонали, Дюйм (25,4 мм)" - 17, действительно соответствует лишь один товар - "Ноутбук Гравитон Н17И-Т, ЕЦРТ.466219.008-05" с реестровой записью N 76\3\2023 (дата внесения в реестр 28.03.2023), производитель ООО "НОВЫЙ АЙ ТИ ПРОЕКТ", Москва (https://gisp.gov.ru/goods/#/product/3608108), с размером диагонали 17,3 дюймов.
Таким образом, включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара нарушают требования законодательства о контрактной системе в части описания объекта закупки.
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что при подготовке к осуществлению закупки заказчиком надлежащим образом не был изучен рынок, достоверно не установлено наличие как минимум двух производителей, товар которых соответствует совокупности установленных требований, что свидетельствует о закупке товара конкретного производителя в отсутствие специфики использования такого товара (данный вывод соответствует судебной практике - см. пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017; судебные акты по делам N А46-20467/2019, N А46-11393/2016, N А46-3438/2018, N А46-9101/2019).
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, признает жалобу обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибРМ" на действия Главного управления контрактной системы Омской области, бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медицинский информационно-аналитический центр" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка ноутбуков (Реестровый номер 23.31.0476)" (извещение N 0152200004723000479).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медицинский информационно-аналитический центр" части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактной системы Омской области, бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Медицинский информационно-аналитический центр", ООО ЭТП ГПБ предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
<_>
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 апреля 2023 г. N 055/06/106-491/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2023