Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок И.И. Фурсикова,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества "Пресня": А.М. Курбановой (по дов. N227 от 25.04.2023),
ООО "ЭДУТЕХ": Р.С. Судаковой (по дов. N1 от 01.08.2022),
ГКУ Дирекция ДОНМ: А.В. Лядухиной (слушатель),
в отсутствие представителей ООО "Диджитал Тулз", о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/17868/23 от 24.04.2023,
рассмотрев жалобу ООО "ЭДУТЕХ" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества "Пресня" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку интерактивных панелей для нужд ГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества "Пресня" (Закупка N 0873500000823002813) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - комиссия Заказчика) при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/17868/23 от 24.04.2023.
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушены нормы Закона о контрактной системе в результате признания заявки ООО "Диджитал Тулз" соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, поскольку в проекте контракта, направленному победителю, не представлена информация о номере реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции и информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.04.2023 NИЭА1 заявка ООО "Диджитал Тулз" с идентификационным номером 2 признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе, ООО "Диджитал Тулз" признан победителем аукциона.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
П.1 Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Комиссией Управления установлено, что согласно изменениям извещения о проведении электронного аукциона от 07.04.2023 NИИ1 Заказчиком установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с положениями Постановления N616.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "п" п.1, пп."а" - "в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Согласно п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 и 4 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Вместе с этим в информационной карте по проведению аукциона в электронной форме в "Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" установлено в том числе следующее требование к составу заявки на участие в аукционе:
"Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. В соответствии с Постановлением Правительства от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (с изменениями и дополнениями)".
В п.6 Постановления N616 установлено, что в целях реализации Постановления N616:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
П.10 Постановления N616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением N616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий), в отношении товаров, страной происхождения которых является Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, - номера реестровых записей из реестра, указанного в пп."в" п.6 Постановления N616. Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов, указанного в абзацах втором и третьем настоящего пункта, или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
Номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции и единого реестра российской радиоэлектронной продукции не представляются при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1". Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр российской промышленной продукции и в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
Комиссий Управления установлено, что в составе заявки победителя аукциона ООО "Диджитал Тулз" представлен номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции на поставляемый товар, а именно: N 2482\3\2022 от 12.09.2022 на "Профессиональные интерактивные жидкокристаллические панели "ИКАР" серии ИП", код промышленной продукции по ОК 034 2014 (ОКПД2) 26.20.13.000.
Согласно пп."а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе лица не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.4 ч.4 ст.49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе лица.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что постановлением Правительства РФ от 13.09.2022 N1599 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719" (далее - Постановление N1599) внесены изменения в отношении отдельных видов в отношении промышленной продукции, предусмотренной разделом IX приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719, в частности требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, вступившие в силу с 15.10.2022.
При этом п. 3 Постановления N1599 установлено, что заключения, выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с п. 2 Постановления N1599 или до даты вступления в силу изменений, утвержденных настоящим постановлением, в отношении промышленной продукции, для которой указанными изменениями устанавливаются или излагаются в новой редакции требования, действительны до окончания установленного срока их действия при условии подтверждения соответствия промышленной продукции требованиям, предусмотренным разделом IX приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (в редакции настоящего постановления), в порядке, предусмотренном п. 8 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением.
Согласно позиции Минпромторга России, изложенной в письме от 18.10.2022 N104968/11 "По вопросу указания количества баллов в составе заявки на участие в закупке", заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданные Министерством промышленности и торговли РФ по результатам оценки соответствия Требованиям в редакции, действовавшей до вступления в силу Постановления N1599, считаются действительными в пределах сроков, предусмотренных пунктами 3, 4 Постановления N 1599.
Таким образом, в составе заявки победителя представлена действующая выписка из реестра российской промышленной продукции N2482\3\2022 от 12.09.2022, при этом на сайте https://www.gisp.gov.ru размещено заключение N88347/11 от 12.09.2022 о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, которое действует до 11.09.2025 и на момент выдачи заключения для данной продукции баллы не предусмотрены.
Кроме того, представитель Заказчика добавил, что информация о номере реестровой записи товара из реестра российской промышленной продукции отражена в ст.16 Проекта контракта.
В то же время Комиссия Управления отмечает, что, исходя из положений п.6 Постановления N616, подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре российской промышленной продукции, либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
Таким образом, факт наличия продукции в одном из вышеуказанных реестров является однозначным подтверждением страны происхождения такой продукции.
В п.10 Постановления N616 устанавливается перечень документов, которые необходимо представить участникам закупочных процедур для подтверждения соответствия предлагаемого товара требованиям, установленным Постановлением N616, при этом под требованиями, установленными Постановлением N616, понимается требование о запрете допуска промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
Комиссия Управления отмечает, что указание в п.10 Постановления N616 "номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня)" является простым перечислением документов, подтверждающих страну происхождения товара, при этом уточнение "(в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня)" указывает о возможности представления выписки из реестра радиоэлектронной продукции исключительно при поставке продукции соответствующей пунктам 22 - 27 и 29 Перечня.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что из совокупности положений Постановления N616 следует, что подтверждением страны происхождения товара является либо выписка из реестра российской промышленной продукции, либо выписка из единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня).
Вышеуказанная позиция Комиссии Управления также находит свое подтверждение в письме Минпромторга России NОВ-15881/12 от 17.02.2023, согласно которому для подтверждения страны происхождения товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, утвержденного постановлением N 616, указание (декларирование) в составе заявки на участие в закупке номера реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, либо из реестра российской промышленной продукции является достаточным. Указание (декларирование) в составе заявки на участие в соответствующей закупке номера реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции и из реестра российской промышленной продукции одновременно является нецелесообразным.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что у комиссии по осуществлению закупок Заказчика отсутствовали правовые основания к отклонению заявки победителя.
В силу ч.12. ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п.4 ст.2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п.3 или п.4 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение комиссии Заказчика в части признания заявки ООО "Диджитал Тулз" соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭДУТЕХ" на действия комиссии по осуществлению закупок ГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества "Пресня" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России (исх.NЕИ/17868/23 от 24.04.2023).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии Э.З. Гугава
И.И. Фурсиков
Исп.Мартьянова Е.Д.
тел.(495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 апреля 2023 г. N 077/06/106-26178-ЭП/23/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2023