Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 04 мая 2023 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по проведению внеплановой документарной проверки (далее также - Инспекция) в составе: руководитель Инспекции - заместитель начальника отдела контроля закупок Охинцева С. Н., члены Инспекции - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хлынина Я. В.,
с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Ардейл-Импэкс" (далее также - ООО "Ардейл-Импэкс"), участие в проведении проверки не обеспечил, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
заказчик, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая туберкулезная больница" (далее также - ГБУЗ ЯО "Ярославская областная клиническая туберкулезная больница", заказчик), обеспечил участие в проведении проверки представителя по доверенности Пиголкиной Е. М.,
оператор, акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов", участие в проведении проверки не обеспечил, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
осуществив внеплановую документарную проверку соблюдения заказчиком, комиссией по осуществлению закупок заказчика требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий для нужд ГБУЗ ЯО "Ярославская областная клиническая туберкулезная больница" (извещение N 0371500000723000110), в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказом Ярославского УФАС России от 18.04.2023 N 122/23,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "Ардейл-Импэкс", указывающее на наличие в действиях заказчика, ГБУЗ ЯО "Ярославская областная клиническая туберкулезная больница", нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий для нужд ГБУЗ ЯО "Ярославская областная клиническая туберкулезная больница" (извещение N 0371500000723000110).
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки сформировано заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе:
1) заказчиком неправомерно установлено требование о подтверждении страны происхождения закупаемого товара, поскольку данный товар не включен ни в перечень согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ни в перечень в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
2) заказчиком неправомерно установлены требование о подтверждении устойчивости материала закупаемого товара к воздействию слабых щелочей и кислот, а также требование о подтверждении гипоаллергенности такого материала.
Заслушав пояснения представителя заказчика, а также изучив представленные документы и материалы, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Заказчиком в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 03.04.2023 размещено извещение N 0371500000723000110 об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В отношении первого довода заявителя Инспекцией установлено следующее.
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки в разделе "Ограничения" установлено следующее:
"1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ
Дополнительная информация к ограничению отсутствует
| |
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
".
Национальный режим в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вопреки мнению заявителя, заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки не установлен.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617) утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Данный перечень сформирован на основе кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - коды ОКПД2).
Закупаемый заказчиком товар (перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные) отнесен им к коду ОКПД2 22.19.60.119 "Перчатки резиновые прочие".
Указанный код включен в перечень согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (позиция 69 перечня: 22.19.6 "Предметы одежды и ее аксессуары из вулканизированной резины, кроме твердой резины (эбонита)"), в связи с чем данный национальный режим при проведении оспариваемой закупки установлен заказчиком правомерно.
В силу пункта 5 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать в числе прочего информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 7 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 предусмотрено, что для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт. При исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" соответственно.
Сообразно с этим заказчиком в электронном документе "Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе следующую информацию:
"информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Перечень документов:
"_"
Для подтверждения страны происхождения товаров в соответствии с Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд": указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии)".
Таким образом, оспариваемое заявителем требование установлено заказчиком правомерно, в полном соответствии с положениями законодательства о контрактной системе; довод заявителя об обратном является несостоятельным.
Рассмотрев второй довод заявителя, Инспекция приходит к выводу о его несостоятельности в связи со следующим.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (в форме электронного документа).
Пунктом части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться помимо прочего следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В электронном документе "Описание объекта закупки" извещения о закупке заказчиком в числе прочего предусмотрены следующие характеристики закупаемых товаров по позициям 1-4 таблицы:
Гипоаллергенны |
Соответствие |
Материал устойчив к воздействию слабых щелочей и кислот |
Соответствие |
Данные требования к закупаемым товарам установлены заказчиком исходя из его потребности, обусловленной особенностями использования перчаток работниками медицинского учреждения, а также в соответствии с примененной им позицией КТРУ 22.19.60.119-00000008 (в части гипоаллергенности).
Перечень требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке установлен статьей 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с положениями указанной статьи заказчиком в электронном документе "Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки установлены требования к заявке на участие в закупке применительно к рассматриваемому электронному аукциону.
Изучив содержание данного документа, а также иные размещенные в составе извещения электронные документы, Инспекция установила, что требований о представлении участниками закупки в составе заявок информации и/или документов, подтверждающих установленные в описании объекта закупки характеристики "гипоаллергенны" и "материал устойчив к воздействию слабых щелочей и кислот", вопреки мнению заявителя, заказчиком не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция Ярославского УФАС России,
решила:
По итогам проведения внеплановой документарной проверки электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий для нужд ГБУЗ ЯО "Ярославская областная клиническая туберкулезная больница" (извещение N 0371500000723000110) в действиях заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая туберкулезная больница" (ИНН 7604355190), комиссии по осуществлению закупок заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая туберкулезная больница" (ИНН 7604355190), нарушений не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: С. Н. Охинцева
Члены Инспекции: И. С. Ерофеева
Я. В. Хлынина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 4 мая 2023 г. N 95П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2023