Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: "__." - заместитель руководителя;
члены Комиссии: "__."- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, "__.". - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании
в присутствии:
представителей Заказчика - МБОУ "СОШ N40": законного представителя Заказчика "__." (выписка из ЕГРЮЛ), "__." (доверенность от 20.04.2023 б/н), "__." (доверенность от 20.04.2023 б/н),
представителя Общества "__." (доверенность от 21.04.2023 N10)
рассмотрев обращение Заказчика о включении сведений об ООО ЧОО "Боец" (ИНН 0277956999) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения запроса доставки в электронной форме "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)" (ИКЗ 233183105132718310100100020000000244, далее - Запрос доставки),
УСТАНОВИЛА:
22.03.2023 Заказчик разместил на сайте Биржевой площадки УР udmurtia.zakazrf.ru извещение о проведении Запроса доставки.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 183 600 рублей.
24.03.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 24.03.2023 N ВР00909645-TR поступило три заявки на участие в Запросе доставки, победителем признано ООО ЧОО "Боец".
29.03.2023 между ООО ЧОО "Боец" и МБОУ "СОШ N40" был заключен контракт NВР00909645-СТ (далее - Контракт), согласно которому ООО ЧОО "Боец" приняло на себя обязательство по оказанию охранных услуг. Цена контракта 149 940,00 руб.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 07.04.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1.2. Контракта срок исполнения контракта составлял: с 01.04.2023 по 30.04.2023.
В силу п. 2.1.3 Контракта Исполнитель обязан предоставить Заказчику в течение 1 рабочего дня после заключения настоящего контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" (далее - объект), с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием (далее - список). Количество работников в списке должно обеспечивать оказание услуг в объеме, установленном Техническим заданием, с учетом требований статьи 91 Трудового кодекса РФ.
В соответствии п. 2.1.4 Контракта по требованию Заказчика в течение 3 рабочих дней представить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с частью первой статьи 11.1, части седьмой статьи 12 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N2487-1 ""О частной детективной и охранной деятельности в РФ", подпунктом "ж" пункта 12 и подпунктом "б" пункта 13 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 г. N498.
Согласно п. 2.1.6 Контракта разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте не позднее чем за 5 дней до начала оказания охранных услуг.
В соответствии п. 4.7 Технического задания сотруднику охраны запрещается покидать пост охраны. Для обхода территории охраняемого объекта (не реже 1 раза каждые 3 часа), приема пищи, отправления естественных надобностей и в других необходимых случаях сотрудник охраны может покидать пост охраны только после его замены другим сотрудником охраны, либо временного (но не более чем на 10 минут) ограничения доступа в здание образовательного учреждения.
Согласно п. 4.11 Технического задания Исполнителю запрещается:
- нести сотрудником охраны дежурства на объекте охраны более 24 часов без смены (при 24-часовом графике);
- выставлять сотрудника на охрану объекта, без согласования с Заказчиком не прошедшего вводного инструктажа по охране труда и технике безопасности проведенного представителем Заказчика;
- нарушать график дежурства на объекте охраны.
В силу п 5.1 Технического задания исполнитель должен подготовить и согласовать с руководителем образовательной организации должностную инструкцию частного охранника на объекте охраны в соответствии с требованиями Приказа Росгвардии РФ от 19.10.2020 г. N419 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны".
Согласно пояснениям представителя Заказчика положения п. 4.11 Технического задания были нарушены Обществом, поскольку в адрес Заказчика был направлен график дежурств, не соответствующий фактическому составу охранников, которые заступали на дежурства на объект. Таким образом, Общество направляло на охрану объекта сотрудников, не прошедших вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности, что также нарушает п. 5.1 Технического задания.
Согласно претензии от 31.03.2023 N107-22 направленной в адрес Общества, ООО ЧОО "Боец" не предоставило Заказчику список работников, на которых возложена обязанность по охране объекта. Представитель Общества на заседании Комиссии пояснил, что указанный список принес сотрудник ООО ЧОО "Боец", прибывший на объект 01.04.2023 для начала оказания услуг.
Согласно претензии от 03.04.2023 N113-23, направленной Заказчиком в адрес Общества, 02.04.2023 на дежурство заступила "__.". Вместе с тем, указанное лицо отсутствовало в списке сотрудников назначенных для оказания услуг по охране объекта.
В соответствии с претензией от 07.04.2023 N121-23 сотрудник Общества "_.." был выставлен на охрану на вторые сутки подряд.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
ООО ЧОО "Боец" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО ЧОО "Боец", выразившемся в следующем.
Заказчиком в адрес Общества направлялись претензии (31.03.2023, 01.04.2023, 03.04.2023, 05.04.2023, 05.04.2023, 06.04.2023, 07.04.2023, 17.04.2023, 18.04.2023), связанные с регулярным нарушением Обществом условий Контракта.
Общество не предоставило Заказчику список работников, предусмотренный п. 2.1.3 Контракта, предоставленный впоследствии список не содержал фамилий некоторых сотрудников, заступавших на объект для оказания услуг.
Доводы Общества о прибытии на объект 31.03.2023 для заступления на дежурство и отсутствии представителей Заказчика для передачи объекта под охрану, Комиссией отклоняется, на том основании, что Общество не представило список сотрудников в установленный срок (30.03.2023). Таким образом, Заказчик не мог знать, кто и когда будет принимать дежурство.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как уже было указано выше, решение об одностороннем отказе было принято Заказчиком 07.04.2023 и в тот же день направлено в адрес Общества посредством электронной почты, что подтверждается соответствующим скриншотом, представленным Заказчиком в материалы дела.
Таким образом, устранить нарушения, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Общество могло не позднее 17.04.2023.
Вместе с тем, Общество связалось с Заказчиком и предоставило ответы на претензии только 18.04.2023, что подтверждается документами, представленными самим Обществом в материалы дела.
Таким образом, в срок, установленный Законом о контрактной системе, Общество не предпринимало каких-либо действий, направленных на устранение выявленных нарушений.
Кроме этого, в связи с существенными нарушениями условий контракта Обществом, возникает угроза жизни и безопасности учащихся, работников школы и школьного имущества.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Общество предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО ЧОО "Боец", так как Общество не предприняло мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО ЧОО "Боец" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО ЧОО "Боец" (ИНН 0277956999) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения запроса доставки в электронной форме "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)" (ИКЗ 233183105132718310100100020000000244), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО ЧОО "Боец" (ИНН 0277956999) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
18.04.23 |
20.04.23 |
19.04.2023 |
0 |
19.04.2023 |
26.04.2023 |
26.04.2023 |
0 |
02.05.2023 |
02.05.2023 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 26 апреля 2023 г. N 018/06/104-334/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2023