На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ. РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 1576 от 01.10.2020), приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР "О проведении внеплановой проверки", Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Форпост-Мед" (далее - ООО "Форпост-Мед"), действующей на основании доверенности от 26.04.2023 б/н,
в присутствии представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, действующих на основании доверенности от 10.05.2023, надлежащим образом извещенных уведомлением от 28.04.2023 NАК/789/23,
провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Заказчик) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при заключении государственных контрактов N202 от 23.03.2023; N197 от 22.03.2023; N 196 от 22.03.2023.,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступило обращение от ООО "Форпост-Мед" о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях Заказчика при заключении с Акционерным обществом "Московское протезно-ортопедическое предприятие" государственных контрактов: N 202 от 23.03.2023; N 197 от 22.03.2023; N 196 от 22.03.2023.
Заявитель считает, что указанные закупки проведены Заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
На основании п.2 ч.15 ст.99, ч.26 ст.99 Закона о контрактной системе для всесторонней проверки, Карачаево-Черкесским УФАС России истребованы необходимые документы и сведения от Заказчика.
Уведомлением от 25.04.2023 N АК/762/23, рассмотрение обращения ООО "Форпост-Мед" назначено на 27.04.2023 на 14 часов 30 минут.
28.04.2023 Инспекцией Управления, в связи с необходимостью истребования дополнительных материалов и уведомлением о продлении срока проведения проверки от 28.04.2023 N АК/789/23 рассмотрение назначено на 10.05.2023 на 16 часов 00 минут.
05.05.2023 от Заказчика поступили письменные пояснения по доводам изложенным в обращении, согласно которым обеспечение исполнения контракта по данным закупкам не предоставлялось в связи с тем, что проекты контракта предоставлялись Отделению СФР по КЧР Центральным аппаратом в соответствии с Распоряжением Правительства N 402-р. В указанных проектах обеспечение не предусмотрено в связи с неконкурентным способом закупки. Также Заказчик по поводу несоответствия наименований позиций в проекте контракта и в реестре контрактов ЕИС поясняет, что в Техническом задании прописано, что мочеприемники могут быть как стерильные, так и не стерильные.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении, изучив материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
1.Заявитель считает, что Заказчиком при заключении контрактов неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии ч.1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Согласно п.2 ч.1 с.93 Закона осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" (далее - постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 339) установлено, что в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соответственно акта Правительства Российской Федерации, акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципального правового акта местной администрации, изданными в соответствии с настоящим постановлением.
В соответствии с п.п. "а" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 339 принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2023 г. N402-р определить акционерное общество "Московское протезно-ортопедическое предприятие" единственным поставщиком осуществляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году закупок абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемников), а также работ по изготовлению сложной ортопедической обуви.
Учитывая вышеизложенное, Инспекция Управления не усматривает нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при заключении вышеуказанного контратка.
2. Заявитель считает, что Заказчик не установил требование об обеспечении исполнении контракта.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" в актах, предусмотренных п. 1 настоящего постановления, указываются единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) или в соответствии с п.п. "б" п. 2 настоящего постановления указывается конкретная закупка, которая может быть осуществлена у определенного заказчиком единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить в соответствии с Законом о контрактной системе требование обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, в силу п.3 Постановления Правительства N339, установление Заказчиком требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта, является правом, а не обязанностью Заказчика.
Также Инспекция Управления отмечает, что в соответствии с письменными пояснениями Заказчика, в указанных контрактах обеспечение исполнения контракта не предоставлялось в связи с тем, что проекты контракта предоставлялись Отделению СФР по КЧР Центральным аппаратом в соответствии с Распоряжением Правительства N 402-р. В указанных проектах обеспечение не предусмотрено в связи с неконкурентным способом закупки.
Учитывая вышеизложенное, Инспекция Управления не усматривает нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика.
3. Заявитель в обращении указывает, что по государственным контрактам внесен товар, который не соответствует техническому заданию.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В каталоге товаров имеются позиции КТРУ, которые соответствуют закупаемому товару по государственным контрактам: Катетер уретральный для однократного дренирования/промывания - код КТРУ - 32.50.13.110-00005494; Катетер уретральный для однократного дренирования - код КТРУ - 32.50.13.190-00006894; мочеприемник носимый ножной со сливным краном, нестирильный- код КТРУ - 32.50.13.190-00006902; мочеприемник ножной носимый со сливным краном, стерильный - код КТРУ - 32.50.13.190-00006901; мочеприемник со сливным краном без крепления к пациенту, нестерильный - код КТРУ - 32.50.13.190-00006897; мочеприемник со сливным краном без крепления к пациенту, стерильный - код КТРУ - 32.50.13.190-00006898.
В материалы дела Заказчиком представлены Акты выборочной проверки поставляемых товаров.
Согласно акту выборочной проверки к поставке по государственному контракту N197 подлежат мочеприемники ножные (мешок для сбора мочи) дневные, мочеприемники прикроватные (мешок для сбора мочи) ночные.
Согласно акту выборочной проверки к поставке по государственному контракту N196 подлежат двухкомпонентные дренируемые калоприемники в комплекте: адгезивная пластина, плоская, двухкомпонентные дренируемые калоприемники в комплекте: мешок дренируемый, наборы-мочеприемники для самокатетеризации: мешок-мочеприемник, катетер лубрицированный для самокатетеризации.
Согласно акту выборочной проверки к поставке по государственному контракту N202 подлежат катетеры для самокатетеризации лубрицированные.
С учетом изложенного Инспекция Управления не усматривает в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе.
4. Заявитель в обращении указывает, что НМЦК сильно завышена и ведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч.10 ст.99 Закона о контрактной системе) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), осуществляет Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республики, Комиссия Управления не проводит проверку фактов, изложенных в обращении в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая вышеизложенное, Инспекцией Управления принято решение о передаче материалов дела для проведения проверки в отношении правомерности обоснования начальной (максимальной) цены контракта в Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки в действиях Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике нарушения Закона о контрактной системе не установлены.
2. Передать материалы дела от 10.05.2023 N009/06/99-10/2023 в Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республики для рассмотрения в установленном порядке.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 10 мая 2023 г. N 009/06/99-10/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2023