Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика в лице ГБУЗ ТО "Областная станция переливания крови" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию/утилизации медицинских отходов класса Б (код закупки4476751).
Основание проведения внеплановой проверки: п. 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции "True Conf".
Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.
Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.N ИВ/2338/23 от 19.04.2023) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 05.05.2023, 10 часов 00 минут.
Заказчиком представлены письменные пояснения по проводимой внеплановой проверке, которые приобщены к материалам дела. Заказчик указывает на отсутствие признаков нарушения Закона о контрактной системе.
Заседание Комиссии Тюменского УФАС России проводилось с участием представителей заявителя ООО "НОВ-Экология", заказчика: ГБУЗ ТО "Областная станция переливания крови".
Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом "д" пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576,
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 17.04.2023 (вх.N 3796-ЭП/23) поступило обращение ООО "НОВ-Экология" в котором содержалась информация о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ ТО "Областная станция переливания крови" требований законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию/утилизации медицинских отходов класса Б.
Так, из обращения заявителя следует, что победителем закупки признано ООО "Утилитсервис" предложившее наибольшую цену контракта по сравнению с ООО "НОВ-Экология".
Общество отмечает, что согласно статье 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям законодательства о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласился, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела, указал, что закупка проведена в пределах лимитов Плана-графика закупок товаров, работ, услуг на 2023 финансовый год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Остаток лимитов на закупку в соответствии с п. 4ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе на 12.04.2023 составляет 967 092,58 рублей.
Указал, что способ закупки заказчиком был выбран как "закупка по потребностям", согласно п. 1.2.11 Регламента Портала Поставщиком "закупка по потребностям" - закупка у единственного поставщика, в том числе закупка малого объема, или заключение договора между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, иными физическими лицами в соответствии с пунктом 1.5.2 Положения, посредством процедуры сбора коммерческих предложений в форме оферт участников закупки по потребностям с целью заключения контракта (договора) с любым из них.
В процессе закупки на Портале Поставщиков предложение ООО "Утилитсервис" составило 287 280,00 рублей, Заявитель предложил 243 792,00 рублей. После окончания подачи ценовых предложений ООО "Утилитсервис" направил письмо с предложением о снижении цены контракта до предложенной заявителем (243 792,00 рублей), что не запрещено Регламентом Портала Постащиков.
23.04.2023 года ГБУЗ ТО "Областная станция переливания крови" и ООО "Утилитсервис" был заключен договор на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию/утилизации медицинских отходов класса Б на сумму 243 792,00 рублей.
Исследовав действия заказчика при осуществлении рассматриваемой закупки на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, Комиссией Тюменского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае, осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 N 824-р единый агрегатор торговли является информационным ресурсом, с использованием которого заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
При этом, Законом о контрактной системе порядок проведения закупок с применением заказчиками информационных систем, обеспечивающих автоматизацию таких закупок (в частности, единый агрегатор торговли "Березка", АИС "Портал поставщиков") не предусмотрен.
В отношении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в том числе с использованием информационных систем, обеспечивающих их автоматизацию), специальные положения об их обжаловании в соответствии с главой 6 Закона о контрактной системе не предусмотрены.
Вместе с тем, вне зависимости от наличия механизма обжалования контрольные органы в сфере закупок уполномочены проводить внеплановые проверки таких закупок осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, то есть в том числе при получении заявления, сообщения физического или юридического лица.
Согласно материалам проверки следует, что ГБУЗ ТО "Областная станция переливания крови" посредством функционала АИС "Портал поставщиков" размещена закупка по потребности N 4476751 на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию/утилизации медицинских отходов класса Б (код закупки 4476751). Указанная закупка проводилась в соответствии с п. 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 287 280,00 рублей.
Дата начала подачи предложений 11.04.2023. Дата окончания подачи предложений 12.04.2023.
В заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что годовой лимит закупок ГБУЗ ТО "Областная станция переливания крови на 2023 финансовый год и на плановый период 2024 и 2025 годов составляет 6 000 000,00 рублей, на апрель месяц 2023 остаток суммы - 967 092,58 рублей.
Способ закупки у единственного поставщика заказчиком был выбран как "закупка по потребностям". Согласно п. 1.2.11 Регламента Портала поставщиком "закупка по потребностям" - закупка у единственного поставщика, в том числе закупка малого объема, или заключение договора между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, иными физическими лицами в соответствии с пунктом 1.5.2 Положения, посредством процедуры сбора коммерческих предложений в форме оферт участников закупки по потребностям с целью заключения контракта (договора) с любым из них.
Так, для проведения закупки по потребностям заказчик в разделе "Мои закупки по потребностям" АИС "Портал поставщиков" заявляет потребность в закупке товара, работы, услуги с указанием сведений о закупаемом товаре, работе, услуге. Заказчик при проведении закупки по потребностям в отношении товара в случаях, предусмотренных законодательством, имеет возможность указывать конкретного производителя и (или) товарный знак (без возможности поставки аналогов) (п. 1 Приложения N 5 к регламенту).
По истечении срока подачи оферт заказчик выбирает из поданных участниками закупки по потребностям оферт оферту, предусматривающую условия поставки товара, оказания услуги, выполнения работы, которые наиболее соответствуют потребностям заказчика (п.7 Приложения N 58 к регламенту).
Как пояснил представитель Заказчика оферта ООО "Утилитсервис" наиболее соответствует потребности ГБУЗ ТО "Областная станция переливания крови".
Учитывая изложенные обстоятельства а также приведенные нормоположения, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что закупка у единственного поставщика (код закупки4476751) проведена заказчиком с соблюдением требований пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия,
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки нарушений законодательства о контрактной системе в действиях ГБУЗ ТО "Областная станция переливания крови" не установлено.
Настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 мая 2023 г. N 18-ВП/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2023