Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУСШОР имени А.С. Рахлина Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; ООО "Вектор ГРУПП" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 11117-ЭП/23 от 04.05.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению участия занимающихся ГБУ СШОР имени А.С. Рахлина в тренировочных мероприятиях в Ленинградской области с учетом затрат на организацию питания, проживания и предоставления спортивного сооружения и обеспечение участия занимающихся в соревнованиях за пределами Санкт-Петербурга и Ленинградской области с учетом затрат на организацию питания, проживания и проезда в 2023 года (извещение N 0372200287423000018) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение об осуществлении закупки размещено 26.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200287423000018. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 969 200, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям документации и возможность его участия в закупке, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по организации тренировочных мероприятий за пределами Санкт-Петербурга и Ленинградской области с учетом затрат на организацию питания, проживание и предоставления спортивных сооружений.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Электронным документом "Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке.docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к участникам закупки:
"-Участником закупки должна быть организация, занимающаяся туроператорской деятельностью и соответствовать требованиям статей 4.1. и 4.2. Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Сведения об участнике должны быть включены в единый федеральный реестр туроператоров.
На основании главы 2 статьи 4.2. Федерального закона от 24.11.1996 N132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации":
- сведения об участнике закупки должны содержаться в едином федеральном реестре туроператоров: реестровый номер, полное наименование туроператора, сокращенное наименование туроператора, адрес, место нахождения туроператора, адрес официального сайта в сети "Интернет", ИНН и ОГРН туроператора, общий размер финансового обеспечения туроператора, номер, дата и срок действия каждого договора страхования гражданской ответственности за неисполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) номер, дата и срок действия каждой независимой гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (общий размер финансового обеспечения ответственности туроператора должен быть не менее начальной (максимальной) цены контракта. Срок действия финансового обеспечения должен включать весь срок оказания услуг по контракту с Заказчиком: не должен начинаться позже даты начала услуг по договору с Заказчиком и истекать ранее срока окончания оказания услуг по Контракту с Заказчиком):
- участник должен предоставить копию свидетельства о внесении сведений об участнике закупки в единый федеральный реестр туроператоров;
- участник закупки должен предоставить копию договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) независимую гарантию или независимые гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта с общим размером финансового обеспечения ответственности туроператора на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта. Срок действия вышеуказанного финансового обеспечения должен включать весь срок оказания услуг по контракту с Заказчиком (не должен начинаться позже даты начала услуг по договору с Заказчиком и истекать ранее срока окончания оказания услуг по контракту с Заказчиком). Сведения, указанные в договоре (договорах) страхования гражданской ответственности туроператора или в независимой гарантии (банковских гарантиях) туроператора, должны соответствовать сведениям, указанным в едином федеральном реестре туроператоров.
- наличие сведений о членстве участника аукциона в объединении туроператоров в сфере выездного туризма ("ТУРПОМОЩЬ") в качестве туроператора:
- участник должен предоставить копию уведомления о членстве в Ассоциации "Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "ТУРПОМОЩЬ" в качестве туроператора.".
В соответствии с доводами Заявителя, вышеуказанные требования являются неправомерными и ограничивают число участников закупки.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с представленными Заказчиком возражениями, согласно ст. 4.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ установлены условия осуществления туроператорской деятельности: туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом, и иметь фонд персональной ответственности туроператора в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 ноября 2012 года N 2130-р: Ассоциации "Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "ТУРПОМОЩЬ" присваивается статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
Следовательно, согласно Законодательству РФ, победитель аукциона предоставляя по Контракту услуги, в том числе по выездному туризму, обязан быть членом Ассоциации "Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "ТУРПОМОЩЬ".
Согласно статье 4.1 132-ФЗ осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также - финансовое обеспечение ответственности туроператора), запрещается осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров.
Согласно ст. 4.2 132-ФЗ в единый федеральный реестр туроператоров вносятся следующие сведения о туроператоре:
полное и сокращенное наименования туроператора на русском языке;
если в учредительном документе туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, также наименование туроператора на этом языке;
адрес, место нахождения туроператора;
сведения об учредителях туроператора;
основной государственный регистрационный номер туроператора;
идентификационный номер налогоплательщика;
фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) руководителя туроператора;
размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия каждого договора страхования гражданской ответственности за неисполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - договор страхования ответственности туроператора) и (или) номер, дата и срок действия каждой банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - банковская гарантия), наименования, адреса, места нахождения организаций, предоставивших финансовое обеспечение ответственности туроператора (за исключением туроператоров, указанных в части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона).
В статьях 4.1 и 4.2 132-ФЗ установлено, что Сведения, указанные в договоре (договорах) страхования гражданской ответственности туроператора или в банковской гарантии туроператора, должны соответствовать сведениям, указанным в едином федеральном реестре туроператоров, а в частности размер, даты и срок каждого финансового обеспечения ответственности туроператора, что требуется согласно аукционной документации и указано Заказчиком в Приложении N 3 к извещению об электронном аукционе.
Согласно статье 4.1 132-ФЗ ведение реестра туроператоров осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Указу Президента РФ от 20.10.2022 N 759 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности" формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации.
Согласно статье 4.2. 132-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Минэкономразвития РФ) обязан исключить сведения о туроператоре из реестра в случае непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения ответственности туроператора на новый срок.
Следовательно, законодательством определено, что туроператор обязан иметь финансовое обеспечение туроператора на весь срок предоставления им услуг, в противном случае туроператор, не имеющий финансового обеспечения (в т.ч. не продливший его на новый срок), не имеет права на осуществление туроператорской деятельности и подлежит исключению из реестра.
Согласно п. 2 и п. 3.1. Приказу Министерства спорта РФ от 3 августа 2022 года N 634 "Об особенностях организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки" Заказчик обязан осуществить деятельность с учетом особенностей организации непрерывного учебно-тренировочного процесса, комплектования учебно-тренировочных групп, организации и проведения промежуточной аттестации и для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса Заказчик обязан определить сроки начала и окончания учебно-тренировочного процесса с учетом сроков проведения физкультурных и спортивных мероприятий, в которых планируется участие лиц, проходящих спортивную подготовку (далее - обучающиеся).
Согласно требованиям п. 7. статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Заказчик обязан создать условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.
Однако в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки требованиям, то согласно п. 8.15. проекта Контракта (Приложение N 4 к извещению об электронном аукционе) Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, что приведет к нарушению непрерывности учебно-тренировочного процесса Заказчика и неисполнению Законодательства РФ.
В п. 2.2. проекта Контракта (Приложении N 4 к извещению) указан срок оказания услуг по Контракту:
"2.2. Сроки оказания услуг: с момента заключения контракта по 31.12.2023".
Следовательно, для соблюдения Законодательства и обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса, Заказчик обязан включить требование к участникам закупки о наличии финансового обеспечение туроператора на весь срок оказания услуг по Контракту.
На основании вышесказанного Заказчиком в Приложении N 3 к извещению об электронном аукционе правомерно установлено требование, что срок действия финансового обеспечения туроператора должен включать весь срок оказания услуг по контракту с Заказчиком: не должен начинаться позже даты начала услуг по договору с Заказчиком и истекать ранее срока окончания оказания услуг по Контракту с Заказчиком.
Абзацем третьим части первой статьи 17.2 132-ФЗ установлено, что размер финансового обеспечения туроператора может быть меньше:
трех процентов (на 2016 год), с 2017 года пяти процентов общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год, но не менее чем 50 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма,
за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором части второй статьи 11.4 настоящего Федерального закона.
Абзацем четвертым части первой статьи 17.2 132-ФЗ установлено, что размер финансового обеспечения туроператора может быть меньше:
10 миллионов рублей - для туроператоров, указанных в абзаце втором части второй статьи 11.4 настоящего Федерального закона.
В извещении об осуществлении закупки отсутствует требование о наличии финансового обеспечения ответственности туроператора, предусмотренное абзацами третьим и четвертым части первой статьи 17.2 132-ФЗ.
Согласно Приложению N 1 к извещению "Описание объекта закупки" победитель аукциона по заключаемому Контракту с Заказчиком обязан будет предоставить услуги как по внутреннему туризму, так и по выездному туризму, что подразумевает деятельность туроператора в нескольких сферах туризма.
Согласно ст. 17.2 Туроператор, осуществляющий деятельность одновременно в сфере выездного туризма и в сфере внутреннего туризма, сформировавший фонд персональной ответственности туроператора в максимальном размере и получивший освобождение от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора, должен иметь финансовое обеспечение ответственности туроператора, предусмотренное абзацем вторым части первой настоящей статьи.
Следовательно, если туроператор освобожден от наличия финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма, но оказывающий услуги одновременно в сфере внутреннего и выездного туризма (что требуется согласно Приложению N 1 к извещению "Описание объекта закупки"), то такой туроператор обязан иметь договор или договоры страхования ответственности туроператора и (или) банковскую гарантию или банковские гарантии с финансовым обеспечением, предусмотренным абзацем вторым части первой статьи 17.2. 132-ФЗ о туризме.
Начиная с 1 января 2023 года Организации, реализующие программы спортивной подготовки, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" обязаны руководствоваться требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно п. 3 части 6 статьи 28 Закона об образовании Заказчик обязан соблюдать права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
При реализации своих уставных целей и задач (а именно, направление спортсменов и тренеров на учебно-тренировочные сборы и соревнования) и в соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации" Заказчик обязан соблюдать права обучающихся, родителей (законных представителей) и своих работников и обязан обеспечить возможность реализации ими своих законных прав на возмещение материального ущерба, полученного в связи с невыполнением туроператором своих обязательств по Контракту, заключенному с Заказчиком. Заказчик обязан на законодательном уровне предоставить право на возмещение материального ущерба, полученного спортсменами, их родителями или своим работниками (тренерами), данное право реализуют положения 132-ФЗ о туризме.
Согласно ст. 17.5 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ в случаях неисполнения туроператором своих обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком и наличия основания для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии турист или его законный представитель и (или) иной заказчик вправе в пределах размера финансового обеспечения ответственности туроператора предъявить письменное требование о выплате страхового возмещения либо об уплате денежной суммы непосредственно организации, предоставившей финансовое обеспечение.
Согласно статье 17.4. 132-ФЗ под реальным ущербом, подлежащим возмещению в рамках страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, понимаются расходы туриста и (или) иного заказчика на оплату услуг по перевозке и (или) размещению по договору о реализации туристского продукта.
В случае, если Исполнитель (туроператор) не выполнит своих обязательств по Контракту, заключенному с Заказчиком (например, группы детей приедут в другой город, а финансирование гостиниц, питания и т.п. туроператором не будет произведено и соответственно детей и тренеров не заселят и не предоставят им питание), то все финансовые затраты будут вынуждены нести именно туристы (т.е. спортсмены и/или их официальные представители (родители) и/или тренера). В случае наступления вышеуказанных обстоятельств, при которых туристы (спортсмены, воспитанники или их официальные представители и тренера Заказчика) вынуждены будут нести затраты (реальный ущерб) на проживание, питание и проезд, то их общая стоимость будет соразмерна НМЦК, т.к. НМЦК сформирована на основании информации о ценах услуг, полученной с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий оказания услуг и учитывает все расходы Исполнителя, связанные с исполнением обязательств по Контракту (обеспечением авиа и/или ж/д и/или автобусного трансферов, обеспечение проживания, обеспечение питания и т.д.)
Для соблюдения и защиты прав обучающихся (спортсменов), их родителей (законных представителей), а также работников Заказчика (тренеров) и на основании ст. 4.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ, Заказчик в обязательном порядке обязан установить требование о наличии у участника закупки финансового обеспечения ответственности туроператора на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, что не противоречит второму абзацу части первой статьи 17.2.132-ФЗ о туризме.
Следовательно, если размер финансового обеспечения туроператора будет меньше НМЦК, то обучающихся (спортсмены), их родители (законные представители), а также работники Заказчика (тренера) не смогут в полном объеме возместить финансовые затраты и тем самым понесут материальные убытки, что недопустимо согласно законодательства РФ.
В целях защиты прав и законных интересов граждан (спортсменов или их официальных представителей (родителей) или тренеров) Заказчик обязан включить требование о наличии у участника закупки финансового обеспечения туроператора на необходимую для покрытия расходов сумму, что не противоречит действующему законодательству.
Заявителем на заседании Комиссии УФАС в материалы дела доказательств, однозначно свидетельствующих об обратном не представлено, в связи с чем доводы жалобы признаны необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Вектор ГРУПП" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 мая 2023 г. N 44-1719/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2023