Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - А.А. Кириллова, Врио заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, начальник контрольного отдела, члены Комиссии - О.П. Чупрунова, главный специалист-эксперт, М.А. Грицай, заместитель начальника отдела (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГБУЗ "Красноярская городская поликлиника N 7" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) сведений в отношении ООО "Мастер-групп", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Мастер-групп" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных, извещение N 0119200000121018853 (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ООО "Мастер-групп" условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ООО "Мастер-групп" (далее - общество, поставщик) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки РНП N 024/10/104-1226/2023, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
До начала рассмотрения в адрес Красноярского УФАС России от заказчика было направлено ходатайство о рассмотрении обращения в его отсутствие. От общества также поступило ходатайство о возможности участия в рассмотрении обращения посредством ВКС. Указанные ходатайства были удовлетворены, однако, на момент рассмотрения обращения в здании Красноярского УФАС России отсутствовало электроснабжение, ввиду чего обеспечить участие представителя общества посредством ВКС не представилось возможным.
Рассмотрение обращения по существу состоялось 12.05.2023 в 11 часов 30 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, каб. 20 в отсутствии представителей заказчика, общества.
Из обращения заказчика, следует, что между КГБУЗ "Красноярская городская поликлиника N 7" и ООО "Мастер-групп" по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт на поставку перчаток от 21.04.2023.
В связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств по контракту заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ООО "Мастер-групп" своевременно направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru 29.12.2021 было размещено извещение о проведении совместного электронного аукциона "Поставка перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных", извещение N 0119200000121018853.
Комиссия отмечает, что ООО "Мастер-групп" добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить поставку товара, являющегося предметом контракта.
Согласно п. 1.1. контракта, поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом, осуществить поставку медицинских изделий - перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные (ОКПД2 - 22.19.60.119) (далее по тексту - товар) в соответствии со Спецификацией (приложение 1 к контракту), а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом, принять и оплатить поставленный товар.
Цена контракта составляет 2 571 054,70 руб. (Два миллиона пятьсот семьдесят одна тысяча пятьдесят четыре рубля семьдесят копеек), в т.ч. НДС 10% - 233 732,25 руб. (Двести тридцать три тысячи семьсот тридцать два рубля двадцать пять копеек), в соответствии с п. 3.2. контракта.
Поставка осуществляется в соответствии с согласованным сторонами графиком поставки товара.
Срок действия контракта определен до 31.12.2023 года, на основании пункта 14.1. контракта.
Согласно пункту 14.5 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика по отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта 21.04.2023. Решение было размещено в ЕИС 21.04.2023.
Комиссия установила, что заказчик перевел контракт в статус "Исполнение прекращено" 02.05.2023 (вкладка "Журнал событий"). Таким образом, заказчиком соблюден срок одностороннего расторжения контракта, установленный действующим законодательством.
При этом из пояснений сторон (в том числе их представителей) следует следующее.
1. Общество указывает, что в период действия контракта 28 февраля 2022 года стороны заключили дополнительное соглашение к договору, которым пришли к решению заменить производителя на ООО "Ройал Краун", Россия, РЗН 2021/14668 от 01.07.2021 г. При этом с 24.03.2022 г. данное РЗН было отменено, согласно выписке из Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий. Ввиду изложенного поставщиком не была осуществлена поставка товара по графику на сумму 330 560 рублей.
В результате возникновения указанной ситуации обществом были предприняты меры на согласование с заказчиком нового производителя перчаток, имеющих улучшенные характеристик по сравнению с указанными в контракте. Данное соглашение было достигнуто. Новым производителем стало ООО "СЗМИ", РУ N РЗН 2021/14641 от 29.06.2021 г. Заказчик указанную информацию не опровергал.
При этом Комиссией установлено, что в период действия контракта обществом был поставлен товар на сумму 1 285 434 руб., что составляет 50% от общего числа обязательств, предусмотренных контрактом. Поставленный товар был принят заказчиком. Указанный факт заказчиком не отрицался. Также Комиссия отмечает, что срок действия контракта определен до 31.12.2023. Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что фактически у поставщика имеется возможность для осуществления недостающей части товара согласно графику, представленному в контракте.
2. Заказчик указывает, что обществом обязательства исполнялись ненадлежащим образом, поскольку товар по заявкам неоднократно направлялся с задержками.
Проанализировав представленные сторонами документы, Комиссия установила следующее.
На протяжении действия контракта обществом по заявкам, направленным заказчиком, был поставлен товар. Задержка в поставке товара образовалась в результате логистических проблем, возникших у перевозчика. Данный факт не был документально подтвержден обществом, вместе с тем сам факт того, что поставка товара все же была осуществлена само по себе не может свидетельствовать о недобросовестном поведении со стороны поставщика.
Кроме того, Комиссия также отмечает, что со стороны общества были осуществлены все возможные действия, направленные на согласование иного производителя, товар которого имеет улучшенные характеристики, поскольку РЗН на товар предыдущего производителя на момент исполнения обязательств по контракту было отменено. Указанное также свидетельствует о заинтересованности поставщика в исполнении условий по заключенному контакту.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, поскольку Комиссия установила, что обществом осуществлялись действия, направленные на исполнение контракта, в том числе общество находилось в постоянном взаимодействии с представителем заказчика, то есть общество не находилось в бездействии и не с безразличием отнеслось к принятым на себя обязательствам, что в силу пункта 15 Правил является основанием для отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссия не установила оснований для включения сведений в отношении ООО "Мастер-групп" в Реестр.
Комиссия отмечает, что не приходит к выводам, что заказчиком принято неправомерное решение или что заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что общество должно быть подвержено такой санкции, как включение в Реестр. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия решила сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "Мастер-групп", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Кириллова |
Члены Комиссии |
М.А. Грицай
|
|
О.П. Чупрунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 мая 2023 г. N 024/10/104-1226/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2023