Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
_..;
_..;
_..;
рассмотрев представленное бюджетным учреждением города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - БУ г. Омска "УДХБ", заказчик) обращение о включении информации в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) об обществе с ограниченной ответственностью "Инком" (далее также ООО "Инком", общество, победитель) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по сносу дома, расположенного в городе Омске по адресу: улица Камерный переулок, дом 3 (Реестровый номер 33.0210.23)" (извещение N 0152300011923000316) (далее - аукцион, контракт),
в отсутствие представителя уполномоченного органа - департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска, уведомленного надлежащим образом,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - _.,
ООО "Инком" - __
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком было направлено обращение (вх. N 3969-ЭП/23 от 28.04.2023) и протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 07.04.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0152300011923000316 о проведении закупки в форме электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 4 381 581,53 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 17.04.2023
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 19.04.2023 следует, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 13 участников закупки, заявки которых были признаны соответствующими требованиям извещения, участник закупки с идентификационным номером 113994721 (ООО "Инком"), предложивший цену 357 000 руб. (снижение НМЦК составило 91,85 %), признан победителем.
Информация о процедуре заключения контракта заказчика с победителем, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта", свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
28.04.2023 06:47 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 28.04.2023 |
28.04.2023 06:47 (МСК) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 28.04.2023 |
28.04.2023 06:47 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01523000119230003160001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
28.04.2023 00:07 (МСК) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 20.04.2023 |
20.04.2023 07:28 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 20.04.2023 |
20.04.2023 07:28 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01523000119230003160001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
20.04.2023 07:28 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" от 20.04.2023 |
28.04.2023 ООО "Инком" был признано уклонившимся от заключения контракта, о чем в этот же день заказчиком на официальном сайте ЕИС и электронной площадке был размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителя уполномоченного органа, в результате проверки фактов представленных сведений на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС следует, что проект контракта был направлен победителю 20.04.2023 в 07:28 час. (МСК+3).
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 такой статьи проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 такой статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно извещению об осуществлении закупки размер обеспечения исполнения контракта составлял 438158,15 руб.
При этом по результатам проведения электронного аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 91,85 %.
На основании частей 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с таким законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Порядок применения антидемпинговых мер при проведении конкурса или аукциона регламентирован статьей 37 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 такого закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 такой статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 данной статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке).
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) (часть 3 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе).
Кроме того, согласно части 5 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса, аукциона информация, предусмотренная частью 3 такой статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 данной статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Таким образом, с момента признания ООО "Инком" победителем аукциона у общества возникли две самостоятельные обязанности: подписать проект контракта и представить надлежащее обеспечение исполнения контракта (в условиях действия антидемпинговых мер).
Необходимо учитывать, что неисполнение каждой из вышеприведенных обязанностей является самостоятельным основанием для признания лица уклонившимся от заключения контракта.
Обязательные антидемпинговые меры, по мнению Комиссии, направлены на соблюдение принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок и на защиту заказчика в случае искусственного занижения цен при проведении конкурса или аукциона. В противном случае, при непредоставлении документов, предусмотренных статьей 37 Федерального закона о контрактной системе, теряется смысл антидемпинговой нормы.
Материалами дела подтверждено, что в нарушение положений статьи 37, части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе победителем соответствующие обязанности по подписанию проекта контракта и предоставлению обеспечения исполнения контракта в регламентированный процессуальный срок исполнены не были.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 такой статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 данной статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 такой статьи) и частью 5 данной статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 такой статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 такой части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Информация, размещенная в ЕИС, свидетельствует о том, что от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" 28.04.2023 в 00:07 час. (МСК), протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта был сформирован и размещен заказчиком 28.04.2023 в 06:47 час. (МСК ).
В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно пункту 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Омским УФАС России 28.04.2023 (исх. N ТШ/2727/23) в адрес общества направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 05.05.2023 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 10.05.2023 в 14 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос обществом были представлены пояснения (вх. N 4199-ЭП/23 от 10.05.2023), из содержания которых следует, что участником закупки своевременно не был подписан проект контракта и представлено обеспечение исполнения контракта (включая антидемпинговые меры) по причине "_.ошибки, которая происходила при подписании, сертификат ЭЦП не определялся. Участник 26.04.2023 г. обратился в ООО "КРИПТО-ПРО" для анализа сложившейся ситуации, в ответ на запрос было получено разъяснение, так как на компьютере так же установлен VipNet CSP (ViPNet CSP - это бесплатный российский криптопровайдер, сертифицированный ФСБ России как средство криптографической защиты информации (СКЗИ) и электронной подписи. Является разработкой компании "ИнфоТеКС". Применяется для подготовки заявления на подключение к сервису "1С-Отчетность" криптопровайдер ViPNet CSP) в результате чего произошел конфликт двух установленных криптопровайдеров Кприпто про CSP (КриптоПро Cryptographic Service Provider (CSP) - софт криптографической защиты информации, предназначенный для заверения документов в электронном виде и кодирования) и ViPNet CSP, в результате произошедшего сбоя VipNet CSP блокировал работу Кприпто про CSP тем самым Участнику не удалось подписать сам контракт в срок, так как ответ от КриптоПро поступил только 28.04.2023 г.
Так же участнику было отказано в выдаче независимой гарантии, от банков пришел отрицательный ответ ввиду открытого исполнительного производства у директора и учредителей, но это не соответствует действительности, так как никакого открытого исполнительного производства нет".
В подтверждение изложенных в пояснениях фактов приложены копии следующих документов:
- письмо (исх. N 7 от 26.04.2023) ООО "Инком" направленное директору ООО "Крипто-про" о разъяснении причин "не работы электронной подписи"; скриншоты переписки ООО "Крипто-про" и общества по электронной почте (от 26.04.2023 и 28.04.2023), согласно которым ООО "Крипто-Про" дает разъяснения обществу о совершении необходимых действий для восстановления работы электронной подписи:
"Добрый день!
Да, действительно два криптопровайдера не дружат на одном компьютере и неободимо один удалить ("VipNet CSP"), а потом еще раз запустить установку "КриптоПро CSP". При установке поверх имеющейся версии, все ранее сделанные настройки будут подхвачены.
ВАЖНО!!!
Установить ПО нужно с правами администратора локального компьютера и предварительно отключив антивирусы.
При установке той же версии, что и установленная, можно выбрать пункт "Иправить".
- письма (исх. N 785 от 27.04.2023) АО КИВИ Банк, (исх. N 489 от 26.04.2023) ПАО АКБ "Абсолют Банк", согласно которым ООО "Инком" отказано в выпуске независимой гарантии на сумму 657 237,22 руб. (аукцион N 0152300011923000316), по причине открытого исполнительного производства в отношении бенефициаров общества (директора и учредителя).
К приведенному на заседании Комиссии обществом доводу о не подписании контракта в регламентированный срок (с 20.04.2023 по 27.04.2023) по причине "ошибки, которая происходила при подписании, сертификат ЭЦП не определялся", Комиссия относится критично, поскольку являясь участником контрактной системы, общество не только имело возможность учитывать специфику заключения контракта на электронной площадке, но и обязано было принять меры, направленные на обеспечение возможности подписания в установленные сроки контракта.
Важно учитывать, что обеспечение технической возможности подписания контракта с другого компьютера фактически осуществимо; с этой целью необходимо установить на компьютере уже имеющиеся у участника закупки сертификат ключа проверки электронной подписи и программу криптографической защиты информации, что не требует длительных временных затрат. Отсутствие же такой возможности является риском самого хозяйствующего субъекта, который не посчитал необходимым заблаговременно предусмотреть возможность осуществления соответствующих действий в рамках процедуры заключения государственного контракта с использованием иного оборудования, а равно вопросом о наличии нескольких ключей электронной цифровой подписи или возможностью осуществления таких действий не одним, а несколькими должностными лицами общества.
По убеждению Комиссии, доказательство, представленное обществом (Письмо КриптоПро от 28 апреля 16:58) не является официальным ответом такой организации, его подлинность установить не представляется возможным. При этом из содержания письма не усматривается, что обозначенные технические сложности являются непреодолимыми для общества.
Кроме того, Комиссией установлено, что участником закупки 26.04.2023, 27.04.2023, 28.04.2023 осуществлялись действия в закрытой части на сайте оператора электронной площадки с применением электронной подписи, что подтверждается сведениями из информационной системы "Независимый регистратор" (документ от 10.05.2023) (часть 13 статьи 4 Федерального закона о контрактной системе, постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60).
Относительно довода общества "участнику было отказано в выдаче независимой гарантии, от банков пришел отрицательный ответ ввиду открытого исполнительного производства у директора и учредителей, но это не соответствует действительности, так как никакого открытого исполнительного производства нет" - в материалы дела не было представлено ни одного доказательства, которое бы подтверждало факт отсутствия исполнительного производства в отношении бенефициаров общества, к тому же извещением и проектом контракта была предусмотрена возможность внесения денежных средств на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта, однако общество не воспользовалось данной возможностью ни в регламентированный законом срок, ни за пределами такого срока.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, паводок, аномальные атмосферные осадки, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Они характеризуются чрезвычайностью (исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях) и непредотвратимостью (любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий).
Доказательств возникновения у ООО "Инком" каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших подписанию проекта контракта, возникших вследствие именно непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Омское УФАС России не представлено.
Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
Хронология заключения контракта наглядно свидетельствует о том, что в установленный частью 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе процессуальный срок, общество не подписало проект контракта и не представило надлежащее обеспечение исполнения контракта, с учетом антидемпинговых мер.
Кроме того, Комиссия не может принять во внимание довод общества о том, что в его действиях отсутствуют признаки умышленного уклонения от заключения контракта, поскольку недобросовестность лица определяется не субъективным отношением к допущенному нарушению (умыслом или неосторожностью), а исключительно тем, что им не была проявлены должная степень заботливости и осмотрительности при подписании проекта контракта в императивно установленные сроки.
Из материалов дела не следует, что общество уведомляло заказчика о возникновении каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта.
Таким образом, возможность подписания проекта контракта, а равно предоставление надлежащего обеспечения исполнения с учетом антидемпинговых мер полностью зависела от действий общества.
Кроме того, Комиссия отмечает, что рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому общество, принимая решение об участии в закупках, несёт повышенную ответственность за свои действия, а также должно действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
Проявляя заботливость и осмотрительность, какая требуется от победителя в целях надлежащего исполнения требований Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта, ООО "Инком" не было принято необходимых мер по соблюдению требований Федерального закона о контрактной системе.
Комиссией также не были выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 14 Правил являются основанием для принятия решения контрольным органом в сфере закупок об отказе во включении информации об участнике закупки в Реестр. В частности, участником закупки в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта не были осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
По мнению Комиссии, действия (бездействие) общества образуют совокупность нарушений требований законодательства о контрактной системе, которые свидетельствуют о недобросовестном поведении участника закупки, указывают на уклонение ООО "Инком" от заключения контракта, следовательно, информация об обществе подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Инком" ИНН 5501245466, КПП 550301001;
- о директоре, учредителе общества с ограниченной ответственностью "Инком" Иванове Степане Юрьевиче (размер доли 100%) ИНН 5501164178322.
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
28.04.2023 |
28.04.2023 |
28.04.2023 |
0 |
28.04.2023 |
10.05.2023 |
10.05.2023 |
0 |
15.05.2023 |
15.05.2023 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
_. |
Члены Комиссии: |
_.
_.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 мая 2023 г. N 055/10/104-515/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2023