Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 16 мая 2023 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления ..., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок ..., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок ...,
с участием:
заявитель, индивидуальный предприниматель _ (далее также - ИП ..., заявитель, индивидуальный предприниматель), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности ...,
заказчик, Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Бурмакинская районная больница N 1" (далее также - ГУЗ ЯО "Бурмакинская РБ N 1", заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности ...,
оператор электронной площадки - акционерное общество "Сбербанк-АСТ" - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя _ на действия заказчика, комиссии по осуществлению закупок заказчика, Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Бурмакинская районная больница N 1" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского изделия (аппарат для суточного мониторирования артериального давления/регистратор амбулаторный для мониторинга артериального давления), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0371300081723000012) (далее также - электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя _ на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Бурмакинская районная больница N 1" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского изделия (аппарат для суточного мониторирования артериального давления/регистратор амбулаторный для мониторинга артериального давления), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0371300081723000012) (далее - жалоба).
Заявитель полагает, что заявка победителя (ООО "Медтехника+") должна быть признана комиссией по осуществлению закупок заказчика несоответствующими требованиям извещения и отклонены, в том числе по следующим основаниям:
- Исходя из опубликованного проекта контракта, победителем закупки предложено изделие, которое не имеет действующей выписки РЭП, и участник с таким изделием подлежал отклонению в соответствии с правилом "второй лишний" Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878), поскольку его выписка из реестра РЭП, истекла 31.03.2023 года.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать комиссии по осуществлению закупок заказчика предписание об устранении допущенных нарушений.
Заслушав пояснения представителей сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия установила следующее.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 18.04.2023 размещено извещение N 0371300081723000012 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 148 266,67 рублей.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.04.2023 NИЭА2: аукционной комиссией Заказчика рассмотрены 4 заявки:
- Заявка N233 (ООО Медико-инженерный центр) - отклонена по п. 4 ч.12 ст. 48) (Непредставления в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки).
- Заявка N 214 (ООО "Медтехника+") - соответствует.
- Заявка N 170 ИП _ - соответствует.
- Заявка N N116 ООО "Медекс" - соответствует.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признается участник закупки с идентификационным номером заявки - 214, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и которая поступила ранее других заявок, предложив начальную (максимальную) цену контракта, в размере 138 629,38 руб.
Контракт по итогам закупки на момент рассмотрения жалобы не заключен.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Исходя из пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего следующий электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019, постановление N 878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Пунктом 3 Постановления N878 (в редакции действующей на момент размещений извещения) установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является одно из следующих условий:
а) наличие сведений о такой продукции в реестре и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
б) наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза требованиям, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
в) наличие сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат по форме СТ-1), - для целей осуществления закупок радиоэлектронной продукции, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены:
до 30 июня 2022 г. включительно - в отношении радиоэлектронной продукции, кроме продукции, указанной в абзаце третьем настоящего подпункта, страной происхождения которой являются государства - члены Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации);
до 31 декабря 2022 г. включительно - в отношении радиоэлектронной продукции, являющейся медицинским изделием и классифицируемой в рамках следующих кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 26.51.53.140, 26.51.53.190, 26.51.70.110, 26.60.11.111, 26.60.11.112, 26.60.11.113, 26.60.12.110, 26.60.12.129, 32.50.1, 32.50.21.112, 26.60.11.119, 26.60.11.120, 26.60.11.129, 26.60.11.130, 26.60.12.111, 26.60.12.119, 26.60.12.120, 26.60.12.124, 27.40.39.110, 32.50.13.190, 32.50.13, 26.60.12.121, 26.60.12.122, 26.60.12.123, 26.60.12.131, 26.60.12.132, 26.60.13.130, 26.60.13.190, 26.60.13, 26.60.13.120, 26.60.13.140, 26.60.13.150, 26.60.13.180, 26.60.13.190, 28.25.13.110, 32.50.50, 28.25.14.110, 32.50.50.190, 32.50.12, 32.50.21.121, 32.50.21.122, 32.50.21.129, 32.50.21.160, 32.99.59.000.
В извещение заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Согласно пункту 3 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по её заполнению", являющегося составной частью извещения:
3. Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
1. В рамках приказа Минфина России от 04 июня 2018 г. N 126н: - указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ наименования страны происхождения товара 2. В рамках Постановления Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878: - номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий)** либо - номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий)**
** рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении N2 к Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению |
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона) (пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ).
Победителем к поставке предложен товар "Аппарат для суточного мониторирования артериального давления/Комплекс программно-аппаратный суточного мониторирования АД "БиПиЛАБ" по ТУ 9441-002-39238870-2010, производства ООО "Петр Телегин" с регистрационным удостоверением от 17 апреля 2020 года N ФСР 2011/10717 российского происхождения.
Проанализировав указанное изделие в реестр российской радиоэлектронной продукции, о чем свидетельствует информация, размещенная на официальном сайте Минпромторга - "ГИСП" (о чем свидетельствует информация, размещенная на официальном сайте Минпромторга - "ГИСП" (https://gisp.gov.ru/pprf/marketplace/#/ product/a5907ac2-3041-42c7-9258-5eb53bd3c301), у выписки из реестра по товарам производства ООО "Петр Телегин" истекла 31.03.2023 года:
Следовательно, на момент подведения итогов такая запись не может являться подтверждением страны происхождения товара в соответствии с Постановлением N878. Фактически если участник приложил истекшую запись, то он не соответствует требованиям Постановления N878, поскольку истекшей записи в реестре нет, а Постановление N 878 ПП РФ, требует прикладывать актуальную запись.
При этом, в силу вышеуказанных положений законодательства о контрактной системе при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника закупки ограничениям, установленным Постановлением N 878, эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.
Кроме того, при проведении анализа Комиссией поданных на участие в закупочной процедуре заявок установлено, что только в заявке Заявителя (заявка N 170 ИП _) присутствует необходимый для участия в закупочной процедуре (в соответствие с требованиями извещения N 0371300081723000012) номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика подтвердил, что только заявка Заявителя полностью соответствовала требованиям извещения N 0371300081723000012, а остальные заявки в соответствии с положениями пункта 3 Постановления N878 требовалось отклонить.
Следовательно, действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в неприменении положений Постановления N 878 при рассмотрении заявок участников, не соответствуют положениям законодательства о контрактной системе и нарушают пункт 4 части 1 статьи 43, часть 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
При таких обстоятельствах Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях закупочной комиссии заказчика при проведении рассматриваемой закупки указанных выше нарушений законодательства о контрактной системе, которые, в свою очередь, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя _ (ИНН _, ОГРНИП _) на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Бурмакинская районная больница N 1" (ИНН 7621004868, ОГРН 1027601604634) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского изделия (аппарат для суточного мониторирования артериального давления/регистратор амбулаторный для мониторинга артериального давления), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0371300081723000012) обоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок заказчика, Государственного учреждение здравоохранения Ярославской области "Бурмакинская районная больница N 1" (ИНН 7621004868, ОГРН 1027601604634), нарушившей пункт 4 части 1 статьи 43, часть 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
3. При проведении внеплановой проверки действий заказчика, комиссии по осуществления закупки заказчика, Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Бурмакинская районная больница N 1" (ИНН 7621004868, ОГРН 1027601604634) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского изделия (аппарат для суточного мониторирования артериального давления/регистратор амбулаторный для мониторинга артериального давления), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0371300081723000012) нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обнаружено.
4. Выдать комиссии по осуществлению закупок заказчика, Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Бурмакинская районная больница N 1" (ИНН 7621004868, ОГРН 1027601604634), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16 мая 2023 г. N 076/06/106-492/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023