Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>;
рассмотрев жалобу ООО "ОТК" на действия Заказчика - МКОУ "Гыданская школа-интернат среднего общего образования имени Натальи Ивановны Яптунай" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку одежды, начальная (максимальная) цена контракта - 1 211 250,00 рублей (извещение N 0190300000723000351), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему (далее-ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения извещения о закупке противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о закупке:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 26.04.2023 16:17 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 04.05.2023 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 04.05.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 10.05.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что документацией предусмотрена поставка одежды, код ОКПД2 - 14.31.10.181. Вместе с тем, согласно сведениям Реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации выписки имеются не на все товары, требуемые к поставке. Установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 616. Согласно абзацу 2 подпункта "а" п.3 Постановления Правительства РФ N616 запреты не применяются в отношении товаров, не предусмотренных перечнем. Заказчик не разместил обоснование невозможности соблюдения установленных запретов.
Заказчик представил в Управление мотивированное возражение на жалобу Заявителя согласно которого, с доводами жалобы не согласен, считает, что при описании объекта закупки действовал в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации издано Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", (далее - Постановление Правительства РФ N 616).
Постановлением Правительства РФ N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Согласно пункта 6 Постановления Правительства РФ N 616, в целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Пунктом 10 Постановления Правительства РФ N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
На основании ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС изучив размещенные на официальном сайте ЕИС и представленные на заседание документы и сведения, установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении закупки объектом закупки является поставка одежды.
При подборе ОКПД 2 заказчиком по заявленным позициям использовался Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации на основании чего и был выставлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ N616 участники закупки представили заказчику в составе заявки на участие в закупке выписки из реестра промышленной продукции.
Представленные участниками закупки выписки из реестра промышленной продукции в полной мере отвечают коду ОКПД 2.
Реестр промышленной продукции содержит товары по установленному заказчиком коду ОКПД2. Указанные коды ОКПД2 содержатся в утвержденном Постановлением Правительства РФ Перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, информация, наименование и назначение производимой промышленной продукции, содержащейся в реестре промышленной продукции не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что товары, указанные в реестре, не соответствуют товарам, указанным в Описании объекта закупки приложение к извещению о закупке.
Следовательно, установленный запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) не противоречит требованиям Постановления Правительства РФ N 616.
Комиссия установила, что предъявленные заказчиком требования к поставляемым товарам в равной степени распространяются на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладает возможностью закупить и поставить требуемый товар.
Необходимо также отметить, что заявителем доказательств того, что среди всего многообразия товаров, присутствующих на российском товарном рынке и рынках стран членов Евразийского экономического союза, отсутствуют товары соответствующие потребности заказчика, установленной в документации, заявителем в материалы дела не представлено.
При этом, к жалобе не приложены какие-либо документы и информация, подтверждающие утверждение подателя жалобы (в частности, не приложен какой-либо сравнительный анализ имеющейся на рынке продукции).
Данный факт не позволяет Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что действия Заказчика по установлению характеристик закупаемого товара нарушают требования Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того, участники закупки не наделены правом определять потребность заказчика, так как в силу Закона о контрактной системе правомочия установления требований к товарам (работам, услугам) предоставлено заказчику.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут необходимы для удовлетворения потребностей заказчика, связанных непосредственно с осуществлением им хозяйственной деятельности
Учитывая вышеизложенное Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОТК" на действия Заказчика - МКОУ "Гыданская школа-интернат среднего общего образования имени Натальи Ивановны Яптунай" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку одежды, начальная (максимальная) цена контракта - 1 211 250,00 рублей (извещение N 0190300000723000351), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 11 мая 2023 г. N 089/06/31-319/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2023