Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
Проведена внеплановая проверка соблюдения комиссией по осуществлению закупок требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставку перчаток медицинских", начальная (максимальная) цена контракта - 543 318,00 рублей (извещение N 0190200000323002042).
Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Место проведения внеплановой проверки: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23.
Уведомлением Ямало-Ненецкого УФАС России (исх.N АД/1211 от 20.04.2023) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 25.04.2023, а также направлен запрос Уполномоченному органу, Заказчику, оператору электронной торговой площадки о предоставлении мотивированных возражений на обращение Заявителя, иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
На уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России (исх.N АД/1211 от 20.04.2023), Заказчиком, Уполномоченным органом и оператором электронной торговой площадки представлены письменные пояснения и информация по проводимой внеплановой проверке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом "д" пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
УСТАНОВИЛА:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужила жалоба Заявителя (вхд. N 2144 от 18.04.2023) в которой указывается на признаки нарушения комиссией по осуществлению закупок законодательства о контрактной системе.
Заказчик, Уполномоченный орган в своих возражениях на жалобу указали, что нарушений при проведении закупки допущено не было.
Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0190200000323002042 было размещено 22.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Извещением об осуществлении закупки предусмотрены:
1) Ограничения допуска: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2) Условия допуска: в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N 126н.
Заявитель в жалобе полагает, что в представленном победителем аукциона сертификате СТ-1 N RUKZ 3013013126 в графе 5 "для служебных отметок" указано: "для представления в таможенные органы Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 311 и от 09.03.2022 N 312)", а, следовательно, представленный сертификат СТ-1 не может быть использован применительно к участию в государственных и муниципальных закупках, так как имеет иное целевое назначение.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения.
В результате проведения, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать, в том числе информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N617) установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
В силу пункта 7 Постановления Правительства РФ N617 (в ред. от 16.05.2022) для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов);
в) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат СТ-1), в случае отсутствия сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров;
г) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Следовательно, в случае отсутствия сведений о товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров участник закупки в качестве подтверждения страны происхождения товара должен представить сертификат СТ-1.
Правила определения страны происхождения товаров, установлены Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г (далее - Правила определения страны происхождения товаров).
Правила определения страны происхождения товаров действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года (государства - участники Соглашения) и находящихся в торговом обороте между этими государствами, к которым применяется торговый режим, предусмотренный Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.
Форма сертификата СТ-1 является приложением N 2 к Правилам определения страны происхождения товаров.
В соответствии с п.7.4 Правил определения страны происхождения товаров заполнение сертификата формы СТ-1 должно отвечать, в том числе, следующим требованиям:
графа 5 - для служебных отметок (впечатываются, вносятся от руки или проставляются штампом служебные отметки государственных контролирующих органов стран вывоза, транзита и/или получения товара, а также при необходимости следующие записи: "Дубликат", "Выдан взамен сертификата", "Выдан впоследствии", а также другие записи, предусмотренные Правилами);
графа 13 - декларация заявителя (указываются страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной обработке/переработке, дата декларирования сведений о стране происхождения товара, а также проставляются печать заявителя, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного лица заявителя).
Приказом Торгово-Промышленной Палаты РФ от 30.05.2018 N 52 утверждено Положение о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (далее - Положение о порядке выдачи документов).
Согласно разделу 11 Положения о порядке выдачи документов, Сертификат СТ-1 составляется по форме, приведенной в приложении 2 к Правилам определения страны происхождения товаров от 20 ноября 2009 года.
Приказом Торгово-Промышленной Палаты РФ от 10.04.2015 N 29 утверждено Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов медицинских изделий).
Пунктом 5.2 Положения о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов медицинских изделий) (утв. приказом Торгово-Промышленной Палаты РФ от 10.04.2015 N 29) предусмотрено, что в графу N 5 сертификата СТ-1 "Для служебных отметок" вносится запись: "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд" и, при необходимости, информация о дубликате, вносимая в порядке, предусмотренном пунктом 3.8 раздела 3 настоящего Положения.
Следовательно, сертификат СТ-1 может быть выдан как на конкретную закупку так и иметь общий обезличенный характер с возможностью подтверждения участником страны происхождения товара при участии в любой закупке.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России установила, что победитель закупки ООО "Медика Сервис Групп" в составе заявки представил сертификат СТ-1 N RUKZ 3013013126 от 27.02.2023, где в графе 5 "Для служебных отметок" указано: "Контракт на поставку товара N02/23 от 06.02.2023 г.", что не относится к закупке по извещению N 0190200000323002042.
Комиссия приходит к выводу, что ООО "Медика Сервис Групп" в составе своей заявки был представлен сертификат СТ-1 по конкретной закупке, не имеющей отношения к данному электронному аукциону, а номера реестровых записей в соответствии с установленными требованиями в составе заявки участника закупки не были представлены.
Таким образом, заявка участника закупки ООО "Медика Сервис Групп" должна была быть признана комиссией по осуществлению закупок как содержащая предложение о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
Комиссия установила, что на участие в закупке было подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, которые в своем составе имели сертификаты СТ-1, где в графе 5 "Для служебных отметок" указано: "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд" и в сертификате указана страна происхождения товара Российская Федерация.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ N 617, заявки участников закупки, содержащие предложение о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, при наличии не менее 2 заявок участников закупки с товаром российского происхождения, подлежат отклонению.
Следовательно, заявка ООО "Медика Сервис Групп" (Победитель) подлежала отклонению.
По результатам проведения Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России внеплановой проверки установлено, что комиссия по осуществлению закупок, допустив заявку ООО "Медика Сервис Групп" (Победитель), нарушила пункт 4 части 12 статьи 48, подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и пункт 2 Постановления Правительства РФ N617, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
При рассмотрении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Комиссия сообщает, учитывая, что по рассматриваемой закупке контракт заключен, у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для выдачи такого предписания.
В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки способом аукциона в электронной форме на "Поставку перчаток медицинских", начальная (максимальная) цена контракта - 543 318,00 рублей (извещение N 0190200000323002042) в действиях комиссии по осуществлению закупок установлено нарушение требований пункта 4 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и пункта 2 Постановления Правительства РФ N 617.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Обязать Уполномоченный орган, Заказчика обеспечить уведомление должностных лиц (членов комиссии по осуществлению закупок) о необходимо представить в срок до 25.05.2023 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты (для уведомлений должностного лица);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 26.05.2023 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru)
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25 апреля 2023 г. N 089/06/99-276/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2023