Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
_- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
_ - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
_ - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от уполномоченного органа окружной администрации города Якутска (далее - окружная администрация города Якутска): _ (представитель по доверенности);
от заказчика Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N26 (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа "город Якутск" (далее - МОБУ "СОШ N26, заказчик): _., _., _. (представители по доверенностям);
от заказчика Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N5 имени Н.О. Кривошапкина с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа "город Якутск" (далее - МОБУ "СОШ N5" имени Н.О. Кривошапкина, заказчик): _., _., _. (представители по доверенностям);
от заказчика Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N30 имени В.И. Кузьмина" городского округа "город Якутск" (далее - МОБУ СОШ N30 имени В.И. Кузьмина, заказчик): _., _., _. (представители по доверенностям);
от заказчика Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Саха гимназия" городского округа "город Якутск" (далее - МОБУ "Саха гимназия", заказчик): _., _, _. (представители по доверенностям);
от заказчика Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Физико-технический лицей имени В.И. Ларионова" городского округа "город Якутск" (далее - МОБУ ФТЛ им. В.И. Ларионова", заказчик): _., ..., _. (представители по доверенностям);
от заказчика Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N10 имени Д.Г. Новопашина" (далее - МОБУ СОШ N10 имени Д.Г. Новопашина, заказчик): _., _., _. (представители по доверенностям), Степанов П.В. (слушатель);
от заинтересованного лица акционерного общества "Теплоэнергия" (далее - АО "Теплоэнергия", заинтересованное лицо): _., _., ..., _. (представители по доверенностям);
в отсутствие:
заказчика Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 15" городского округа "город Якутск" (далее - МОБУ СОШ N15, заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев обращение, представленное заказчиком МОБУ СОШ N30 имени В.И. Кузьмина об участнике закупки АО "Теплоэнергия" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на Оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии для зданий муниципальных образовательных учреждений (изв. N 0116300000120000555), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее- Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком МОБУ СОШ N30 имени В.И. Кузьмина об участнике закупки АО "Теплоэнергия" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии для зданий муниципальных образовательных учреждений (изв. N 0116300000120000555).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта явилось ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Из представленных письменных пояснений заинтересованного лица следует, что АО "Теплоэнергия" предпринимало все необходимые действия для исполнения контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, присутствующих в деле, установила следующее:
1) 10.08.2020 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0116300000120000555 на услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии для зданий муниципальных образовательных учреждений
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 154 800 491,47 рублей;
3) 15.09.2020 года согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NППИ1, принято решение заключить контракт с АО "Теплоэнергия" со сроком исполнения до 31.12.2027 г.
4) 02.10.2020 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт N 0116300000120000555 на сумму 23 077 934,31 рублей.
4) 17.04.2023 г заказчиком принято решение о расторжении контракта.
5) 28.04.2023 г контракт был расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки АО "Теплоэнергия" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
02.10.2020 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт N 0116300000120000555 между заказчиком и заинтересованным лицом.
Согласно разделу 2 "Предмет Контракта", муниципального контракта от 02.10.2020 г. установлено следующее:
2.1. Предметом настоящего контракта является осуществление Исполнителем действий (оказание услуг, выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании энергетических ресурсов на нужды отопления объекта(-ов) энергосервиса (далее - энергосберегающие мероприятия) с целью обеспечения экономии, определенного по результатам проведенного конкурса, которые оплачиваются Заказчиком исходя из фактически достигнутой экономии энергетических ресурсов, возникающей в результате осуществления Исполнителем энергосберегающих мероприятий, на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим контрактом.
2.2. Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на нужды отопления объекта(-ов) энергосервиса (далее - перечень мероприятий) определяется в соответствии с Разделом 6 контракта.
2.3. Обязательством Исполнителя является обеспечение предусмотренного контрактом размера экономии в натуральном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов в объеме, указанном в пункте 5.6контракта.
2.4. Обязательством Заказчика является оплата в течение всего срока действия контракта процента от фактически достигнутой экономии расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов в стоимостном выражении, определенный в порядке, установленном в Разделах 8 и 9 контракта
Согласно разделу 3 "сроки выполнения энергосберегающих мероприятий и действия контракта", муниципального контракта от 02.10.2020 г. установлено следующее:
3.1. Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует в течение 84 (восьмидесяти четырех) полных календарных месяцев с момента подписания.
3.2. Промежуточные сроки выполнения энергосберегающих мероприятий (этапов энергосберегающего мероприятия) установлены в Приложении N5 к настоящему контракту.
Согласно разделу 8 "цена контракта и размеры платежей", муниципального контракта от 02.10.2020 г. установлено следующее:
8.1. Цена по настоящему контракту определяется в виде процента экономии в стоимостном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов. Процент указанной экономии, который должен быть уплачен Исполнителю составляет:
8.1.1. В случае, если фактически достигнутый за расчетный период размер экономии (доля размера экономии) энергетических ресурсов в натуральном выражении меньше или равен размера экономии(доле размера экономии) за соответствующий период, установленного в пункте 5.6контракта:90 (девяносто) процентов от экономии в стоимостном выражении.
8.1.2. В случае, если фактически достигнутый за расчетный период размер экономии (доля размера экономии) энергетических ресурсов в натуральном выражении превышает размер экономии (долю размера экономии) за соответствующий период, установленный в пункте 5.6контракта:
- 90 (девяносто) процентов от экономии в стоимостном выражении в части, равной размеру экономии (доле размера экономии)энергетических ресурсов за соответствующий период, установленного в пункте 5.6 контракта;
- 80 (восемьдесят) процентов от экономии в стоимостном выражении в части, превышающей размер экономии (долю размера экономии)энергетических ресурсов за соответствующий период, установленного в пункте 5.6контракта.
Под дополнительной экономией понимается значение, составляющее произведение стоимости единицы энергетических ресурсов, и положительной разницы между размером достигнутой в результате исполнения настоящего контракта экономии (долей размера экономии)энергетических ресурсов в натуральном выражении и размером экономии (долей размера экономии) энергетических ресурсов в натуральном выражении, который должен обеспечиваться Исполнителем в результате исполнения контракта в соответствии с пунктом 5.6
8.2. 20 (двадцать) процентов от дополнительной экономии в стоимостном выражении остается в распоряжении Заказчика.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из пояснений Заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось неисполнение заинтересованным лицом обязательств по контракту.
Согласно разделу 15 Порядок изменения и расторжения Контракта, 15.1. Настоящий Контракт может быть изменен по соглашению Сторон. Все изменения и дополнения к Контракту оформляются в виде дополнительных соглашений и подписываются Сторонами.
15.2. В случае изменения законодательства Российской Федерации или принятия правового акта органа государственной (муниципальной) власти, делающих невозможным исполнение каких-либо условий настоящего контракта, Контракт подлежит изменению по соглашению Сторон в соответствующей части с момента вступления в силу соответствующего правового акта.
15.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению Сторон по решению суда или в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а также в порядке, установленном статьей 95 Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
15.4. Требование о расторжении Контракта может быть заявлено Стороной в суд только после получения письменного отказа другой Стороны на предложение расторгнуть Контракт либо неполучения ответа в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения предложения о расторжении Контракта.
Учитывая изложенное, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 17.04.2023 (далее - Решение) и размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС).
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 17.04.2023 Решение размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 17.04.2022.
17.04.2023 г. согласно представленным скриншотам ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта успешно доставлено в личный кабинет поставщика;
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно установленному сроку по части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока АО "Теплоэнергия" нарушения не устранены, в связи с чем решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым 28.04.2023.
Материалами дела установлено следующее:
02.10.2020 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт.
20.07.2021 г. заинтересованное лицо направило в адрес заказчика письмо N2633-исх. О направлении тепловизионного отчета здания школы.
07.07.2021 г. Заключен договор между АО "Теплоэнергия" и ООО "Техэнерго" N32110432673 от 07.07.21г. "На разработку проектной документации на узле ввода объекта с целью автоматического регулирования потребления тепловой энергии, с подбором оборудования и обоснования технических решений, принятых проектом".
03.08.2021 г. ООО "Техэнерго" направил в адрес заинтересованного лица письмо о согласовании проекты к тепловым сетям на независимую схему.
13.09.2021 г. Проекты реконструкции узлов ввода, исправленные согласно выданным замечаниям в ответ на заявку N4863 от 03.08.21г.
01.10.2021 г. Письмо в ответ на заявку N6552 от 13.09.21г. с замечания по проектам, в том числе требования предоставить согласование с Ростехнадзора.
13.10.2021 г. АО "Теплоэнергия" приняла работы по договору с ООО "ЯЭСК" на проведение подготовительных работ в узлах ввода школ. N2021.13092 от 13.09.21.
25.10.2021 г. ООО "Техэнерго" отправило письмо N618 в адрес "Ростехнадхор" с просьбой согласовать проекты узлов ввода школ.
22.11.2021 г. Письмо в ответ на заявку N8805 от 06.11.21г. (исх N635 от 13.09.21г.) с замечания по проектам, в том числе отсутствия нагрузки на вентиляцию и отсутствие согласования с Ростехнадзора.
17.01.2022 г. ООО "Техэнерго" направило письмо N006 о заверении согласования проектов до 04.03.22 г.
18.01.2022 г. Проекты с дополнительной нагрузкой на вентиляцию, в связи с отсутствием согласования с Ростехнадзора на отсутсвие вентиляции в школах.
19.01.2022 г. Письмо в ответ на заявку N184 от 18.01.22г. С требованием обновить технические условия на подключение к тепловым сетям, в связи с дополнительной нагрузкой на вентиляцию.
19.01.2022 г. ООО Техэнерго в адрес заинтересованного лица письмо от ПАО "ЯТЭЦ" о необходимости обновить технические условия.
28.02.2022 г. Управление образования города Якутска направил письмо N07-16/1199 в адрес заинтересованного лица об обновлении технических условиях на подключение к сетям теплоснабжения.
04.03.2022 г. ООО Техэнерго в адрес заинтересованного лица письмо об отказе в согласовании проектов в ПАО "ЯТЭЦ" проектов, в связи с отсутствием технических условий на дополнительную нагрузку на вентиляции.
11.05.2022 г. ПАО "ЯТЭЦ" направило уведомление N371/1273 в адрес Управления образования ОА города Якутска в ответ на заявку N01-86/1199 от 29.04.2022 об отсутствии документов и сведений (исхN371/1273 от 11.05.2022 г). Требовалась актуализированная выписка ЕГРН на земельный участок.
31.05.2022 г. заинтересованное лицо направило письмо в адрес городского хозяйства ГО "город Якутск" о согласовании проектов по энергосервисным контрактам.
07.06.2022 г. заинтересованное лицо направило письмо в адрес ПАО "ЯТЭЦ" с просьбой проведения очного совещания по вопросу согласования контрактов
08.06.2022 г. Проведено совещание в ПАО "ЯТЭЦ" совеместно с представителями УО. По итогам совещания ПАО "ЯТЭЦ" обязалось выдать технические условия при условии гарантийных писем со школ о предоставлении недостающих документов (Актуализированная выписка ЕГРН на земельный участок).
04.07.2022 г. заинтересованное лицо направило письмо в адрес ПАО "ЯТЭЦ" с просьбой ускорить процесс выдачи технических условий школам.
06.07.2022 г. ООО Якутскэнерого направил письмо в адрес управления образования ОА города Якутска о предложении осуществления пересмотра величины тепловой энергии дать задание АО "Теплоэнргия" осуществить пересмотр величины тепловых нагрузок заявленных объектов.
06.07.2022 г. ПАО "ЯТЭЦ" в адрес управления образования ОА города Якутска письмо N371/1932 о том, что требуется произвести перерасчет тепловой нагрузки, в связи с подозрением на наличие нагрузки на вентиляцию в действующем договоре на теплоснабжение по объектам СОШ 15, СПЛ, ФТЛ.
07.07.2022 г. заинтересованное лицо в адрес ООО "Техэнерго" Письмо ПАО "ЯТЭЦ" N371/1932 от 06.07.2022 г о перерасчете нагрузок от ПАО "ЯТЭЦ" в ООО "Техэнерго" с просьбой произвести пересмотр нагрузок СОШ 26, ФТЛ, Сахагимназия, СОШ 15.
11.10.2022 г. заказчик в адрес заинтересованного лица направил письмо N 01-27/238 о расторжении муниципального контракта по соглашению сторон.
13.01.2023 г. заинтересованное лицо направило в адрес заказчика письмо о согласии расторжения контракта по соглашению сторон, при условии возмещения понесенных затрат.
14.03.2023 г. заинтересованное лицо в адрес заместителя главы городского хозяйства ГО город Якутск письмо NС3254/ТЭ с предложением изменить условия контрактов, без их расторжения СЗ254/ТЭ от 14.03.2023 г.
17.04.2023 г. заказчиком в адрес заинтересованного лица было направлено решение о расторжении контракта.
28.04.2023 г контракт был расторгнут.
Согласно пунктам 8.4. и 8.5. контракта оплата контракта осуществляется исходя из фактического размера экономии соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов в натуральном выражении с учетом факторов, оказывающих влияние на объемы потребления энергетических ресурсов, а также процента такой экономии, определенного в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения контракта.
8.5. Размер платежа, покрывающий в том числе расходы Исполнителя по реализации перечня мероприятий, устанавливается как процент от достигнутого размера экономии соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов, определенный в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за расчетный период согласно пункту 8.3 контракта и подлежащий уплате Исполнителю в соответствии с пунктом 8.1 контракта.
Таким образом оплата по данному контракту не производилась.
Срок исполнения по муниципальному контракту до 31.12.2027.
В нарушение пункта 6.5.2. и 6.5.3 энергосервисного контракта Заказчиком в срок не предоставлены, запрашиваемые технические условия на реконструкцию теплового пункта сведения об актуальном температурном графике, сведения о параметрах теплоносителя на индивидуальном тепловом пункте и другие сведения касаемо объекта энергосервиса.
Согласование теплоснабжающей организацией (ЯТЭЦ) проектной документации на реконструкцию теплового пункта получено 21.12.2021 г.
Работы по реконструкции теплового пункта Исполнителем были запланированы на межотопительный период (июнь-август) 2022 года.
Как следует из материалов дела, пояснений присутствующих лиц АО "Теплоэнергия" были приняты меры к исполнению вышеуказанного контракта, что отражается в предоставленных документах.
Вместе с тем, представитель заказчика на рассмотрении пояснил, что не настаивает на включении АО "Теплоэнергия" в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком МОБУ СОШ N30 имени В.И. Кузьмина об участнике закупки АО "Теплоэнергия" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии для зданий муниципальных образовательных учреждений (изв. N 0116300000120000550) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 мая 2023 г. N 014/06/104-714/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2023