Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии -А.А. Кириллова, ВрИО заместителя руководителя-начальника аналитического отдела, начальник контрольного отдела, члены Комиссии - М.А. Грицай, заместитель начальника, О.П. Чупрунова, главный специалист - эксперт, рассмотрев обращение заказчика- Управление делами Губернатора и Правительства Красноярского края (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Система Плюс" (ИНН 2464150257) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта ЭА-N-3430/23 "Изготовление и поставка наборов мебели", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение с просьбой о внесении сведений об ООО "Система Плюс" (ИНН 2464150257) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта ЭА-N-3430/23 "Изготовление и поставка наборов мебели", извещение N 0119200000123002785, ИКЗ 232246607390724660100102470013109244.
Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки вышеуказанного обращения заказчика на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ООО "Система Плюс" (далее -поставщик), указанным в ЕИС, были направлены уведомления о проведении внеплановой проверки N РНП N 024/10/104-1314/2023, в которых содержалось требование о представлении необходимой информации для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На заседании Комиссии по рассмотрению обращения заказчика о включении ООО "Система Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков, состоявшемся 17 мая 2023 года, присутствовал представитель поставщика и представитель заказчика, ложным образом подтвердившие свои полномочия.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона ЭА-N-3430/23 "Изготовление и поставка наборов мебели".
Между Управлением делами Губернатора и Правительства Красноярского края (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Система Плюс" (Исполнитель) заключен Государственный контракт на поставку наборов мебели N 82УД2023/245 от 03.04.2023 года ИКЗ: 232246607390724660100102470013109244 (далее - контракт).
Пунктом 2.4.1.1. Контракта предусмотрено, что в течение 3 (трех) календарных дней с момента заключения контракта Исполнитель предоставляет на согласование Заказчику дизайн-макет товара в виде цветного изображения на бумажном носителе с указанием общих размеров, размеров каждого элемента, расстояния между ними (далее - дизайн-макет), а также образцы материалов, используемые при изготовлении товара (далее - образцы).
В соответствии с пунктом 2.4.1.2. срок согласования Заказчиком дизайн-макета и образцов составляет 3 (три) календарных дня с момента получения от Исполнителя.
Исполнителем неоднократно в адрес заказчика направлялись дизайн-макеты, однако ввиду неустранения им замечаний и непредставления материалов образцов, подлежащих использованию при изготовлении товара, дизайн-макеты не были согласованы заказчиком.
Посчитав данные обстоятельства существенным нарушением условий контракта, заказчиком на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Комиссия отмечает, что в качестве мер направленных на исполнение контракта обществом были произведены действия на согласование дизайн-макетов мебели, которая должна была быть изготовлена в результате исполнения контаркта.
Из пояснений общества следует, что оно не уклонялось от исполнения контракта, напротив предпринимало действия на его исполнение: представило дизайны -макеты, с учетом замечаний заказчика, а также предоставило материалы образцов, подлежащих использованию при изготовлении товара.
При рассмотрении обращения Комиссия установила, что между заказчиком и исполнителем возникли недопонимания относительно того, в каком виде и каким образом должны были быть предоставлены материалы образцов. Поскольку вопрос относительно исполнения условий контракта является гражданско-правовым, его рассмотрение не относится к компетенции Комиссии Красноярского УФАС России, правовая оценка может быть дана ему только судом.
Учитывая, что ООО "Система Плюс" не уклонялось от исполнения контракта и заказчик не настаивает на включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, у Комиссии отсутствуют основания для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Комиссия отмечает, что не приходит к выводам, что заказчиком принято неправомерное решение или что заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что общество должно быть подвержено такой санкции, как включение в Реестр. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Ввиду изложенного, по результатам изучения совокупности сведений, содержащихся в материалах обращения, рассматриваемых Комиссией по факту нарушения обществом существенных условий контракта, руководствуясь пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) приняла решение об отказе во включении информации об ООО "Система плюс" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии А.А. Кириллова
Члены Комиссии: М.А. Грицай
О.П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 мая 2023 г. N 024/10/104-1314/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2023