Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии -А.А. Кириллова, ВрИО заместителя руководителя-начальника аналитического отдела, начальник контрольного отдела, члены Комиссии - М.А. Грицай, заместитель начальника, О.П. Чупрунова, главный специалист - эксперт, рассмотрев обращение заказчика КГБУЗ "Красноярская межрайонная больница" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Вэлс Плюс" (ИНН 2463246559) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-17731/22 "Поставка с доставкой медицинского оборудования для КГБУЗ "КМБ N 3" в 2022 году" , установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Вэлс Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-17731/22 "Поставка с доставкой медицинского оборудования для КГБУЗ "КМБ N 3" в 2022 году" извещение N 0119200000122017535, идентификационный код закупки 222246401138024640100102050012660244.
Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки вышеуказанного обращения заказчика на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ООО "Вэлс Плюс" (далее -поставщик), указанным в ЕИС, были направлены уведомления о проведении внеплановой проверки N РНП 024/10/104-1313/2023, в которых содержалось требование о представлении необходимой информации для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На заседании Комиссии по рассмотрению обращения заказчика о включении ООО "Вэлс Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков, состоявшемся 17 мая 2023 года, отсутствовали представители поставщика и представителя заказчика.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой медицинского оборудования для КГБУЗ "КМБ N 3" в 2022 году".
Между КГБУЗ "КМБ N 3" и ООО "ВП" был заключен контракт N 2022.197 от 09.12.2022 г. на поставку с доставкой медицинского оборудования для КГБУЗ "КМБ N 3" в 2022 году.
В соответствии с пунктом 1.1, 1.2. 5.1 Контракта Поставщик обязан поставить медицинское оборудование. Срок действия контракта: до 30.04.2023
27.04.2023 в адрес Заказчика с электронной почты Поставщика поступило уведомление о невозможности поставки Товара по Контракту, в котором Заказчику предложено продлить срок действия Контракта до 31.12.2023. В связи с тем, что срок действия Контракта является существенным условием контракта, а изменение существенных условий действующим законодательством запрещено, КГБУЗ "КМБ" принято решение отказать в продлении срока действия Контракта N 2022.197 от 09.12.2022 г.
Ввиду того, что поставка оборудования Поставщиком не осуществлена к дате истечения срока действия контракта на основании подпункта 1.2 статьи 523 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 12.3 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 2022.197 на поставку с доставкой медицинского оборудования для КГБУЗ "КМБ N3" в 2022 году от 09.12.2022 г, что стало основанием для обращения о включении сведений об ООО "Велс плюс" в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Из пояснений общества следует, что в связи с временной приостановкой производства ЗАО НПП "Исток-Система" сфинктерометра Гастроскан СФ-01 из-за решения производителя (MMS, Нидерланды) о прекращении поставок комплектующих в Россию, исполнение обязательств по контракту N 2022.197 от 09.12.2022 г. в срок, предусмотренный указанным контрактом, стало невозможным на основании обстоятельств, возникших по причинам, не зависящих от воли сторон и влекущих невозможность исполнения условий Контракта, в связи с введением экономических санкций ЕС против Российский Федерации.
Более того, ООО "Вэлс плюс" направлено в адрес Комиссии заключение Союза "Центрально-Сибирской Торгово-промышленной палаты" о невозможности исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) существенных условий контракта, определенных заключенным контрактом, из которого следует, что экономические санкции ЕС против РФ являются обстоятельством непреодолимой силы, препятствующим обществу исполнить взятые на себя обязательства по контракту.
Учитывая фактические обстоятельства и представленные в рамках рассмотрения настоящего обращения доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих для исполнения контракта, а также тот факт, что ООО "Вэлс Плюс" не уклонялось от исполнения контракта и предпринимало все зависящие от него меры для его исполнения, на основании подпункта "в" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения ООО "Вэлс Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Комиссия отмечает, что не приходит к выводам, что заказчиком принято неправомерное решение или что заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что общество должно быть подвержено такой санкции, как включение в Реестр. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Ввиду изложенного, по результатам изучения совокупности сведений, содержащихся в материалах обращения, рассматриваемых Комиссией по факту нарушения обществом существенных условий контракта, руководствуясь пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) приняла решение об отказе во включении информации об ООО "Вэлс Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии А.А. Кириллова
Члены Комиссии: М.А. Грицай
О.П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 мая 2023 г. N 024/10/104-1313/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2023